г. Краснодар |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А63-5495/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный медицинский центр" Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7709290510, ОГРН 1027700036726) - Багаевой О.А. (доверенность от 16.01.2015), Коротеева О.Н. (доверенность от 04.02.2015), Поляковой А.Г. (доверенность от 16.01.2015), Боташевой А.Е. (доверенность от 05.10.2015), в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный медицинский центр" Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2015 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Луговая Ю.Б.) по делу N А63-5495/2015, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный медицинский центр" Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице санатория имени Г.К. Орджоникидзе - филиала ответчика (далее - бюджетное учреждение) о взыскании 374 830 рублей 49 копеек задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с 16.08.2012 по 30.11.2013, 61 274 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.09.2012 по 30.04.2015.
Решением суда от 25.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.10.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что бюджетное учреждение не оплатило задолженность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды.
В кассационной жалобе бюджетное учреждение просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В жалобе приведены следующие доводы:
- суды не учли, что в нарушение условий договора абоненту выставлены счета, содержащие сведения о получателе денежных средств и реквизиты, в том числе банковские, отличные от согласованных сторонами в договоре;
- договор не содержит условий производить оплату за сброс загрязняющих веществ филиалу предприятия по реквизитам, отличным от согласованных договором;
- бюджетное учреждение не является просрочившим должником;
- суды не учли положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета".
Кроме того, при рассмотрении дела не учтены положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), которым введены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит ее отклонить и оставить в силе судебные акты, поскольку филиал "Кавминводские отчистные сооружения" действовал в соответствии с заключенными договорами и на основании результатов проведенного контроля выставлял счета ответчику.
В судебном заседании представители бюджетного учреждения поддержали доводы кассационной жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей бюджетного учреждения, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.04.2012 предприятие и бюджетное учреждение заключили государственный контракт (договор) на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод N 188/8-12, по условиям которого предприятие обязуется подавать абоненту к границе эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть питьевую (техническую) воду и принимать сточные воды от абонента, а абонент обязуется своевременно и в полном объеме производить оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды (т. 1, л. д. 18 - 28, 29, 30).
Срок действия контракта - с 01.04.2012 по 31.12.2012 (пункт 8.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2.7 контракта ответчик взял на себя обязательства соблюдать установленные ему условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 2.2.8 контракта ответчик за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами производит оплату истцу в порядке, установленном договором и действующим законодательством.
01 января 2013 года предприятие и бюджетное учреждение заключили гражданско-правовой договор на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод N 57/4-13, срок действия которого установлен с 01.01.2013 по 31.12.2013 (т. 1, л. д. 31 - 45).
В соответствии с пунктами 2.2.7 и 2.2.8 договора ответчик взял на себя обязательства соблюдать установленные ему условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ и за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами производить оплату истцу в порядке, установленном договором и действующим законодательством.
Пунктом 4.4 контракта и 4.4 договора установлено, что бюджетное учреждение производит оплату за сброс загрязняющих веществ в течение 5 (пяти) дней с момента получения соответствующих платежных документов.
При проведении лабораторией истца контроля сточных вод, поступающих от ответчика, выявлен факт превышения установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, регламентированных постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 15.12.2010 N 1593.
Предприятие направило учреждению счета на оплату за сброс загрязняющих веществ на общую сумму 374 830 рублей 49 копеек.
Неоплата выставленных счетов явилась основанием для обращения предприятия с исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно Правилам N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Пунктом 64 Правил N 167 установлено, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Пунктом 67 Правил N 167 предусмотрено, что анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно пункту 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Если результаты анализов указанных проб с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
В случае если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы, то абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
Суды установили, что расчет сброса загрязняющих веществ в сточные воды с 16.08.2012 по 30.11.2013 произведен на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 N 126-п "Об утверждении "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ"".
Суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к обоснованному выводу о том, что материалы дела подтверждают факт сброса бюджетным учреждением загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, так как предприятие документально подтвердило заявленные требования (акты отбора сточных вод, протоколы химического анализа). Факт сброса загоняющих веществ и их объем бюджетным учреждением не отрицается.
Довод заявителя жалобы о том, что суды не учли положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета", отклоняется. Наличие определенного порядка получения бюджетным учреждением денежных средств для оплаты гражданско-правовых сделок не является основанием для отказа в оплате образовавшейся задолженности. Бюджетное учреждение заключило договоры с предприятием, счета на оплату выставлял филиал юридического лица, действующий от имени предприятия - поставщика энергоресурсов. Оплата денежных средств филиалу предприятия означает оплату непосредственно предприятию как контрагенту по договору. Доказательства того, что ответчик принимал меры к оплате задолженности, в материалы дела не представлены. Из взаимоотношений сторон по делу видно, что бюджетное учреждение в процессе осуществления отбора проб сточных вод, в том числе повторного отбора проб активно взаимодействовало с работниками филиала предприятия "Кавминводские очистные сооружения канализации" и признавало полномочия данного филиала.
По этим же основаниям несостоятелен довод о том, что предприятие в нарушение условий договора выставило абоненту счета, содержащие сведения о получателе денежных средств и реквизиты, в том числе банковские, отличные от согласованных сторонами в договоре. Согласно представленным счетам на оплату их выставляло предприятие (ИНН 2635040105) в лице своего филиала "Кавминводские отчистные сооружения", а поскольку филиал не является юридическим лицом, то исполнение обязательств перед филиалом является исполнением перед самим юридическим лицом. С учетом изложенного у бюджетного учреждения отсутствовали основания для неоплаты выставленных счетов, а в случае сомнения в получателе денежных средств санаторий мог потребовать разъяснить основания оплаты филиалу предприятия "Кавминводские отчистные сооружения" или произвести оплату самому предприятию. Кроме того, в представленном контракте и договоре отсутствует условие о перечислении денежных средств на определенный расчетный счет, указание в параграфе 9 контракта и договора реквизитов сторон их подписавших не свидетельствует о согласовании сторонами счетов, через которые будут происходить расчеты между сторонами.
Ссылку заявителя жалобы на то, что при рассмотрении дела в отношении периода после сентября 2013 года не учтены положения Правил N 644, которыми введены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, надлежит отклонить.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в Правила N 167, внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил (9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71) являются действующими. Об этом прямо указано в пункте 2 постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются указанные нормативы, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. Указанное постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Принимая во внимание, что бюджетному учреждению не установлены указанные в данном постановлении лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, суды пришли к правильному выводу о том, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи со вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам). Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу N А63-5495/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.