г. Краснодар |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А15-2608/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
г. Краснодар |
Дело N А15-2608/2014 |
14 декабря 2015 года |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, от истца - федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице Дагестанского филиала (ИНН 7708652888, ОГРН 1077762014110) - Муртузалиева З.И. (доверенность от 11.06.2014), от третьего лица - Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М. (доверенность от 22.08.2014), в отсутствие представителя ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрации городского округа "город Махачкала", общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра"", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А15-2608/2014, установил следующее.
ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" в лице Дагестанского филиала (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 площадью 5628 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства биологической лаборатории, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, микрорайон в районе Учхоза, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 7417 тыс. рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013, возложении на кадастровую палату обязанности внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной (с учетом изменения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, правительство Республики Дагестан, министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрация городского округа "город Махачкала", общество с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра"" (далее - управление Росреестра, территориальное управление, правительство, министерство, администрация, общество).
Решением от 16.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2015, заявленные требования, с учетом их изменения, удовлетворены. Кадастровая стоимость рассматриваемого участка установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013 в размере 7417 тыс. рублей. На кадастровую палату возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда внести в ГКН сведения о рыночной стоимости земельного участка. Судебные акты мотивированы несоответствием содержащейся в ГКН кадастровой стоимости принадлежащего учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка его рыночной стоимости. Отчет об оценке и заключение судебной экспертизы приняты судами в качестве надлежащих доказательств. Доводы правительства о различии дат, по состоянию на которые установлена кадастровая стоимость земельного участка, составлен отчет независимого оценщика и подготовлено заключение судебной экспертизы, отклонены судом апелляционной инстанции как не влияющие на исход судебного разбирательства.
В кассационной жалобе правительство просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на необходимости определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость (на 01.12.2012).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций правильными.
В судебном заседании представители правительства и учреждения поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статье 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5628 кв. м с кадастровым номером 05:40:000025:67 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2013 серии 05-АА N 758203). Данный участок закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства биологической лаборатории (свидетельство от 30.09.2013 серии 05-АА N 722100).
Постановлением правительства от 31.01.2013 N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам городов Республики Дагестан, на основании которых кадастровая палата рассчитала кадастровую стоимость исследуемого земельного участка в размере 13 999 389 рублей 79 копеек, что нашло отражение в кадастровом паспорте земельного участка от 03.09.2013 N 005-201/13-80906.
По заказу учреждения АНО "Соэкс-Дагестан" подготовило отчет от 25.06.2014 N 90/ЗУ-14-02, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка площадью 5628 кв.м с кадастровым номером 05:40:000025:67, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкр. в районе Учхоза, составила 7098 тыс. рублей (т. 1, л. д. 32 - 79).
Для определения рыночной стоимости земельного участка суд первой инстанции по ходатайству учреждения назначил судебно-оценочную экспертизу.
На основании заключению эксперта ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" от 24.11.2014 N 437 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:67 общей площадью 5628 кв. м составила 7417 тыс. рублей (установлена на дату 31.01.2013, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость постановлением правительства от 31.01.2013 N 13 и рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 согласно отчету оценщика от 25.06.2014 N 90/90ЗУ-14-02).
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у учреждения подлежащего судебной защите интереса в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка соответствуют содержащемуся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснению о лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, к каковым причислены юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель, а в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Предусмотренным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый момент редакции) порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в статье 24.18 Закона N 135-ФЗ названо установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае должен быть приложен отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является составивший такой отчет оценщик.
Согласно статьям 24.12, 24.13, 24.15, 24.16, 24.17, 24.18 Закона N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель включает в себя принятие органом, являющимся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и учтенных в ГКН, определение оценщиками в соответствии с требованиями закона кадастровой стоимости и составление отчета о ее определении, проведение экспертизы отчета саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком соответствующих работ, направление одного экземпляра отчета об определении кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости объектов недвижимости и дате проведения последней государственной кадастровой оценки.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и внесение ее в ГКН в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость. Истолковав в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ и подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учтя необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей, а также использования при определении рыночной стоимости показателей и ценообразующих факторов, существовавших на момент определения кадастровой стоимости, высшая судебная инстанция заключила о необходимости доказывания величины рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, и указанную во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика допущена возможность ее установления исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Содержание постановления правительства от 31.01.2013 N 13 не позволяет определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, дата издания названного акта таковой не является, пункт 6 постановления, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 10.02.2015 признан не соответствующим статье 50 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, допускает при решении вопросов налогообложения распространение действия данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Установленная Законом N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель исключает возможность утверждения результатов кадастровой оценки земель в тот день, по состоянию на который такая оценка производилась. Рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 31.01.2013, не могла быть принята в качестве кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель по состоянию на названную дату не проводилась. Обратные выводы судебных инстанций противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, исследовать и оценить государственный контракт от 10.12.2012 N 34 на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан, заключенный министерством и обществом, подготовленный во исполнение условий контракта отчет от 30.01.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет"" от 30.01.2013 N ЭК-1000113, проверить доводы правительства о том, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Дагестан определена независимым оценщиком по состоянию на 01.12.2012, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А15-2608/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не
превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание постановления правительства от 31.01.2013 N 13 не позволяет определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, дата издания названного акта таковой не является, пункт 6 постановления, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 10.02.2015 признан не соответствующим статье 50 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, допускает при решении вопросов налогообложения распространение действия данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Установленная Законом N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель исключает возможность утверждения результатов кадастровой оценки земель в тот день, по состоянию на который такая оценка производилась. Рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 31.01.2013, не могла быть принята в качестве кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель по состоянию на названную дату не проводилась. Обратные выводы судебных инстанций противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2015 г. N Ф08-5684/15 по делу N А15-2608/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6511/18
22.05.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-731/15
09.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
20.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
30.11.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-731/15
23.11.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
24.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
14.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5684/15
02.12.2015 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
19.08.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5684/15
14.08.2015 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14
21.05.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-731/15
16.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2608/14