г. Краснодар |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А32-26202/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: администрации муниципального образования Новокубанский район, администрации муниципального образования Гулькевичский район, администрации муниципального образования Успенский район, администрации муниципального образования Кавказский район, сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени В.И. Ленина", общества с ограниченной ответственностью Племенной завод "Наша Родина", общества с ограниченной ответственностью "Венцы-Заря", открытого акционерного общества "Колхоз "Прогресс", Департамента имущественных отношений Краснодарского края, государственного унитарного предприятия Краснодарского края племенное хозяйство "Юбилейное", федерального государственного унитарного предприятия "Племзавод Кубань", государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум", общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Победа", открытого акционерного общества "Мичуринское", Саксонова Ильи Ивановича, муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования Кавказский район", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 18, общества с ограниченной ответственностью "Камелия", Мадоян Мани Амоевны, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования Кавказский район и общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское"", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-26202/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ГЛ-3-588, кадастровый номер 23:21:0706000:460, площадью 45,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, п. Глубокий, СТФ к-з Ленина;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ЗЛ4-1082, кадастровый номер 23:06:1101000:536, площадью 63,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский, территория зернотока;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-57, кадастровый номер 23:06:0601000:689, площадью 25,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, п. Венцы, СТФ-2 ООО "Венцы-Заря";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В1-936, кадастровый номер 23:06:0601000:690, площадью 13,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Заря, хим. склад ООО "Венцы-Заря";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК3-281, кадастровый номер 23:06:1301000:520, площадью 43,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Новокрасный, МТФ-3;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Ю1-955, кадастровый номер 23:06:1801001:120, площадью 44,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Духовской, уткокомплекс "Юбилейный";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КУ4-177, кадастровый номер 23:06:0101000:352, площадью 9,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Кубань, территория ЦРМ;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК2-325, кадастровый номер 23:06:1001000:374, площадью 40,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское, территория МТФ-1;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-47, кадастровый номер 23:06:0602020:376, площадью 40 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. ВЕНЦЫ-ЗАРЯ, пер. Школьный, 4;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-49, кадастровый номер 23:06:0602022:304, площадью 13,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, п. Венцы, пересечение пер. Школьный и ул. Дружбы (территория ЗВТ);
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК6-331, кадастровый номер 23:06:1002015:494, площадью 20,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, территория школы N 18;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Ол1-921, кадастровый номер 23:06:0802037:151, площадью 23,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское, 100 м от ул. Ленина дом 55 (район ДК);
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ПП7-1391, кадастровый номер 23:34:0202000:103, площадью 42,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Успенский район, п. Мичуринский, ул. Заводская, 1, холодильная установка;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ПП7-917, 320 кВА, кадастровый номер 23:34:0202000:102, площадью 31,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Успенский р-н, п. Мичуринский, территория ООО "Мичуринское";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4 кВ ГО8-344 от ПС 35/10 "Горьковская", кадастровый номер 23:09:0606001:459, площадью 25,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, п. Озерный, Кирпичный завод;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КА-5-787 от ПС 35/10 "Кавказская", кадастровый номер 23:09:0802011:840, площадью 25,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Кавказская, ул. Ленина, рынок, кинотеатр "Космос";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Т1-711 от ПС 35/10 "Темижбекская", кадастровый номер 23:09:0703005:848, площадью 26 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Темижбекская, ул. Трактовая, школа;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ГН7-728 МТФ-3, кадастровый номер 23:09:0701000:763, площадью 26,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Темижбекская, АО "Восток" МТФ-3;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ГО-4-328 от ПС 35/10 "Горьковская", кадастровый номер 23:09:0602001:1355, площадью 67,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, п. им. М. Горького, МТФ-9;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КП-5-777 от ПС 110/35/10 "КПТФ", кадастровый номер 23:09:0802023:1450, площадью 24,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, ст-ца Кавказская, пер. Первомайский, территория больницы;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4 кВ ДМ4-379 от ПС 35/10 "Дмитриевская", кадастровый номер 23:09:0502005:815, площадью 23,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, ст-ца Дмитриевская, гаражи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Новокубанский район, администрация муниципального образования Гулькевичский район, администрация муниципального образования Успенский район, администрация муниципального образования Кавказский район, СХПК "Колхоз имени В.И. Ленина", ООО Племенной завод "Наша Родина", ООО "Венцы-Заря", ОАО "Колхоз "Прогресс", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ГУП Краснодарского края племенное хозяйство "Юбилейное", ФГУП "Племзавод Кубань", ГБПОУ Краснодарского края "Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум", ООО агрофирма "Победа", ОАО "Мичуринское", Саксонов И.И., МКУ "Централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования Кавказский район", МБОУ средняя общеобразовательная школа N 18, ООО "Камелия", Мадоян М.А., МБУЗ "Центральная районная больница" муниципального образования Кавказский район и ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское"".
Решением суда первой инстанции от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит решение от 16.11.2017 и постановление 27.02.2018 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что Российская Федерация не нарушает права общества, не оспаривает право собственности на здания трансформаторных подстанций и в силу закона лишено возможности претендовать на здания трансформаторных подстанций, в связи с чем, управление является ненадлежащим ответчиком.
Отзывы на жалобу не поступили.
ООО Племенной завод "Наша Родина" и ГБПОУ КК "Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум" заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. При этом ГБПОУ КК "Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум" в заявлении указало, что по заявленным исковым требованиям в отношении трансформаторной подстанции, расположенной на его территории возражений не имеет, оставляет вопрос на усмотрение суда.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на территории Краснодарского края расположены закрытые трансформаторные подстанции, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
ПАО энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Общество является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование". В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств не приведена расшифровка, однако, были все основания для их включения в соответствии с инвентарными карточками правопредшественника общества.
Письмами администраций районов и сельских/городских поселений подтверждается, что спорные объекты не значатся в реестрах муниципальной собственности. Отнесение спорных объектов к недвижимому имуществу подтверждается заключениями кадастрового инженера, экспертным заключением.
Общество обратилось с претензией от 25.05.2017 N КЭ/009/1344 в управление, в которой просило внести изменения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, дополнив его сведениями о спорных объектах с указанием их наименования, кадастровых номеров, адресных ориентиров и площади спорных объектов.
В ответе от 05.06.2017 N 05/7404 управление сообщило, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 и рекомендовало обратиться с исковым заявлением в суд.
Ввиду отсутствия должной индивидуализации объектов (отсутствие пообъектного перечня спорного имущества в плане приватизации), общество лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями на 27.02.2003) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно пункту 2 положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В соответствии с пунктом 3 положения утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Указанный перечень не содержит спорных объектов.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера, фотоматериалом, не оспаривается сторонами.
Согласно материалам дела сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование".
Как отмечает общество, в приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 к плану приватизации пообъектная расшифровка оборудования и машин не приведена ввиду того, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, таковая не требовалась.
Наличие спорных объектов во владении правопредшественника общества и на его балансе, а также постановка спорных объектов на баланс общества подтверждается инвентарными карточками учета основных средств.
Доводы общества о принадлежности ему спорного имущества подтверждаются совпадением величины уставного капитала общества в момент его создания и оценки стоимости имущества предприятия.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденному 26.04.2001 заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам и адресным справкам, все спорные трансформаторные подстанции входили в состав имущества Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца).
Как следует из расшифровки объектов социально-бытового и социально-культурного назначения Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" по состоянию на 01.07.1992, остающихся в государственной собственности, утвержденной 27.01.1993 заместителем председателя комитета по управлению имуществом Краснодарского края, спорные трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
Спорные объекты введены в эксплуатацию в 1964 - 1986 годах, в то время когда Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относилось к государственной собственности, а на момент приватизации - к федеральному уровню собственности. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2011 по делу N А32-55523/2009.
Суды установили, что спорные трансформаторные подстанции не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Суды верно указали, что нахождение отдельных зданий закрытых трансформаторных подстанций на территории земельных участков, которые не принадлежат обществу на праве собственности, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований общества в отношении таких подстанций, поскольку право собственности правопредшественника общества возникло в результате приватизации, подстанции построены в период до введения в действие Гражданского кодекса и входили в производственный комплекс правопредшественника общества. Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственников и арендаторов земельных участков, на которых расположены здания подстанций, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются. В противном случае общество будет фактически лишено права собственности на объекты, перешедшие к нему в результате приватизации государственного предприятия энергоснабжения.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что приватизация энергетического оборудования госпредприятия "Краснодарэнерго" предполагала передачу соответствующего оборудования в собственность акционерного общества в том виде, как оно фактически было смонтировано и эксплуатировалось на момент приватизации, то есть в составе тех капитальных объектов, которые возведены для стационарного размещения и безопасной и стабильной эксплуатации энергетического оборудования, с учетом того, что спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Краснодарского края, реестрах муниципальной собственности, сведения о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, спорные объекты являются объектами недвижимости, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу. Таким образом, у общества право собственности на спорные объекты возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса, то есть в порядке приватизации государственного имущества.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования общества, предъявленные к предыдущему собственнику - Российской Федерации в лице управления.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А32-26202/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.