г. Краснодар |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А15-4942/20177 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662), ответчика - министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691), третьих лиц: администрации городского округа "город Кизляр", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, государственного учреждения "Дагестанский лесхоз", муниципального бюджетного учреждения "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа "город Кизляр", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2017 (судья Магомедова Т.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (судьи Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г., Жуков Е.В.) по делу N А15-4942/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (далее - министерство) о признании отсутствующим право собственности Республики Дагестан в отношении земельного участка площадью 33 100 кв. м (кадастровый номер 05:40:000005:2180), расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, на побережье Каспийского моря, в районе "Караман-4".
Иск обоснован ссылками на нормы Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22). Истец указал, что спорный земельный участок образован за счет земель лесного фонда и земель особо охраняемой природной территории, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. О наличии зарегистрированного права собственности Республики Дагестан в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000005:2180 территориальное управление узнало в связи с участием в рассмотрении арбитражного дела N А15-480/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "город Кизляр", управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан, государственное учреждение "Дагестанский лесхоз", муниципальное бюджетное учреждение "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа "город Кизляр".
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 33 100 кв. м с кадастровым номером 05:40:000005:2180. Судебные инстанции установили, что на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право федеральной собственности на земельный участок площадью 259,82 га. Спорный участок входит в состав территории названного участка федеральной собственности (34 квартал Сулакского участкового лесничества ГКУ "Махачкалинское лесничество"). Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000005:2180 образован за счет земель особо охраняемой природной территории федерального значения (курортная зона на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан). Из состава земель лесного фонда спорный участок в установленном законом порядке не исключен, поэтому относится к федеральной собственности. Названные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А15-480/2016.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок образован в установленном порядке из землепользования застроенной части ЗАО "Туруниверсал" путем изъятия земельного участка площадью 7,25 га и предоставлен управлению социальной защиты населения города Кизляра для организации базы отдыха. Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 14.08.2006 N 226-р у управления социальной защиты населения города Кизляра изъят земельный участок площадью 7,25 га с кадастровым номером 05:40:000005:2133 и предоставлен в аренду МУ "УЖКХ" города Кизляра на 49 лет в связи с передачей последнему в оперативное управление объектов базы отдыха. В отношении земельного участка площадью 7,25 га с кадастровым номером 05:40:000005:2133 в установленном порядке зарегистрировано право собственности Республики Дагестан. Спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка площадью 7,25 га на основании распоряжения правопредшественника министерства от 01.06.2011 N 278-р. Судебные инстанции не приняли во внимание названные обстоятельства и не учли, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000005:2180 не относится к землям лесного фонда.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Стороны и иные участвующие в деле лица, извещенные о времени месте судебного заседания по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), представителей в суд округа не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Как видно из материалов дела, 24.04.2006 на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 259,82 га (кадастровый (условный) номер 05:40:000000:0017), расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, Кировский административный район, в северной части г. Махачкалы (т. 1, л. д. 20, 24 - 28).
На основании распоряжения территориального управления от 26.08.2006 N 79-р названный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Махачкалинскому лесному хозяйству (т. 1, л. д. 23).
На основании выписки из реестра государственного имущества от 05.08.2011 N 345/11 за Республикой Дагестан 01.09.2011 зарегистрировано право собственности на предназначенный для организации базы отдыха земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 33 100 кв. м (кадастровый номер 05:40:000005:2180), расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, на побережье Каспийского моря, в районе "Караман-4", ЗУ 2 (т. 1, л. д. 31).
Территориальное управление, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000005:2180 полностью входит в границы земель лесного фонда (т. 1, л. д. 21, 22), обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
На основании пункта 2 раздела I Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, относятся исключительно к федеральной собственности.
Постановлением Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" определены границы и режим округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
Критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определены в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отношении земель, находящихся в границах курортов федерального значения, такой порядок разграничения (передачи) установлен Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившим в силу с 20.12.2008.
В силу части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 этой статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: 1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; 2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; 3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; 4) они предусматриваются федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 1 названного Закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 данной нормы и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами.
Судебные инстанции, установив, что спорный земельный участок фактически расположен в квартале 34 Сулакского участкового лесничества, сделали правильный вывод о его отнесении к федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Территориальное управление (как представитель публичного собственника земельного участка) правомерно обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации.
В то же время, удовлетворяя требования о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации в отношении спорного земельного участка, судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.01.2017 по делу N А15-480/2016 установлены обстоятельства возведения на территории спорного земельного участка коттеджей и котельной без получения разрешения на строительство. Суд также указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000005:2180 заключен договор аренды с МУ "Управление жилищного хозяйства" города Кизляра. В материалы настоящего дела представлен отзыв администрации городского округа "город Кизляр", согласно которому земельный участок находится в арендном пользовании названного учреждения, на нем возведены строения, коттеджи и котельная (т. 1, л. д. 101, 102).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса). При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления N 10/22).
В соответствии с абзацем третьим пункта 52 постановления N 10/22 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов истца.
При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом.
В то же время обстоятельства владения истцом спорным земельным участком суды не установили, доказательства, позволяющие определить, что на участке отсутствуют объекты иного лица, не исследовали.
Для защиты права собственности используются виндикационный и негаторный иски. По общему правилу выбор между указанными исками определяется в зависимости от того, находится ли та или иная вещь в чужом незаконном владении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2009 N 5-В09-10).
В случае, если спорный земельный участок не находится во владении истца, надлежащим способом защиты нарушенного права истца является виндикационный иск.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/09).
По делу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо владеет этим земельным участком незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 по делу N 4-КГ15-39).
В пункте 32 постановления N 10/22 разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Если во время судебного разбирательства по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения спорное имущество было передано ответчиком другому лицу во временное владение, суд по правилам части 2 статьи 46 Кодекса привлекает такое лицо в качестве соответчика.
Истребование земельного участка без решения судьбы расположенной на нем недвижимости (в том числе и обладающей признаками самовольной постройки) невозможно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником участка одновременно с иском о сносе самовольной постройки либо с иском о признании права собственности на нее по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 по делу N 308-ЭС15-8731).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Поскольку судебные инстанции не установили обстоятельства владения (утраты владения) истцом спорным земельным участком, обременения его правами иных лиц, нахождения (отсутствия) на нем каких-либо объектов, обжалуемые министерством судебные акты об удовлетворении требования территориального управления о признании права отсутствующим не могут быть признаны законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела.
Поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств установить обстоятельства владения участком, предложить истцу уточнить исковые требования, правильно определить субъектный состав рассматриваемого спора, установить все существенные для надлежащего разрешения иска обстоятельства, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку доводам (возражениям) лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А15-4942/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/09).
...
Истребование земельного участка без решения судьбы расположенной на нем недвижимости (в том числе и обладающей признаками самовольной постройки) невозможно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником участка одновременно с иском о сносе самовольной постройки либо с иском о признании права собственности на нее по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 по делу N 308-ЭС15-8731)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2018 г. N Ф08-5236/18 по делу N А15-4942/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2402/20
19.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-200/18
16.10.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-200/18
01.08.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-200/18
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4942/17
11.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5236/18
12.03.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-200/18
12.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4942/17