г. Краснодар |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А01-2863/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Адыгейск", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.03.2018 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 (судьи Величко М.Г., Новик В.Л., Шапкин П.В.) по делу N А01-2863/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании права собственности на здание закрытой трансформаторной подстанции АД3-49 площадью 26,5 кв. м с кадастровым номером 01:09:0102026:152, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Адыгейск, ул. Дружбы, 5а (далее - спорный объект).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Адыгейск" (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - кадастровая палата).
Решением суда от 15.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что Российская Федерация собственником спорного объекта не является и управление не оспаривает право собственности общества. Собственником земельного участка, на котором расположен спорный объект, общество не является.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в соответствии с планом приватизации государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
Согласно уставу общество образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В обоснование иска общество ссылается на то, что приобрело спорное имущество в порядке приватизации. До 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились на балансе в графе "оборудование".
26 апреля 2001 года обществом составлен акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", согласно которому спорный объект подлежал приватизации. В пообъектном составе оборудования и машин в акте оценки основных средств приведена расшифровка, согласно которой спорный объект перешел к истцу в порядке приватизации.
В соответствии с представленной справкой кадастрового инженера от 22.05.2017 спорный объект обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бетонный ленточный фундамент. Кадастровым инженером установлено, что здание закрытой трансформаторной подстанции расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 01:09:0102026:79, а также в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 01:09:0102026.
Согласно выписке из ЕГРН от 31.05.2017, земельный участок с кадастровым номером 01:09:0102026:79 предоставлен в аренду обществу, право собственности не зарегистрировано. Несформированные земли в кадастровом квартале 01:09:0102026 относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает общество, оно лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорный объект во внесудебном порядке ввиду отсутствия пообъектного перечня имущества в плане приватизации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации", от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности" и от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на государственное предприятие "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Здание трансформаторной подстанции введено в эксплуатацию в 1974 году (данное обстоятельство не оспаривается управлением), то есть в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившего понятие самовольного строительства в статье 222 данного Кодекса. Таким образом, основания для отнесения здания трансформаторной подстанции к самовольным постройкам отсутствуют.
Управление не оспаривает использование спорного здания трансформаторной подстанции истцом и нахождение его во владении общества, в том числе на момент приватизации и в период после приватизации государственного предприятия "Краснодарэнерго".
Спорный объект не числится в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находится в частной собственности физических и юридических лиц.
Из расшифровки объектов социально-бытового и социально-культурного назначения Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (по состоянию на 01.07.1992), утвержденной 27.01.1993 заместителем председателя комитета по управлению имуществом Краснодарского края, следует, что трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, А32-55523/2009, А32-8172/2013, А32-29778/2016, А32-37208/2016 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно удовлетворили исковые требований общества, предъявленные к предыдущему собственнику - Российской Федерации в лице управления. При этом удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Признание права, как вещно-правовой способ защиты, является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), право собственника земельного участка, на котором расположено здание подстанции, таким признанием права собственности не затрагивается и не ущемляется.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.03.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 по делу N А01-2863/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2018 г. N Ф08-6733/18 по делу N А01-2863/2017