г. Краснодар |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А32-44058/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Прасола С.М. (доверенность от 11.01.2019), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Селиверсткина Виталия Сергеевича (ИНН 231201776713, ОГРНИП 315231200018075), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2018 (судья Любченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Шапкин П.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-44058/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Селиверсткину В.С. (далее - предприниматель) об обязании снести самовольно возведенный капитальный объект площадью застройки 616 кв. м, расположенный по пр. 3-му Знаменскому, 1 пос. Знаменского в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (далее - спорный объект) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 10.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что спорный объект является самовольной постройкой и подлежит сносу предпринимателем.
Суды надлежащим образом не установили, предпринимал ли ответчик меры к легализации объекта самовольного строительства.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно выписке из ЕГРП от 13.09.2017 N 23/001/094/2017-11600 предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1357 кв. м с кадастровым номером 23:43:0415001:11, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с общероссийским классификатором услуг: объекты розничной торговли", расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, пос. Знаменский, 3-й Знаменский проезд, 1 (далее - земельный участок).
Актом планового (рейдового) осмотра (обследования) земельного участка от 19.09.2017 N 40 администрацией зафиксировано, что на указанном земельном участке возводится капитальный объект, стадия возведения - фундамент.
Согласно сведениям администрации разрешение на строительство капитального объекта на указанном земельном участке предпринимателю не выдавалось.
Полагая, что спорный объект является самовольной постройкой, администрация обратилась в арбитражный суд.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.
Для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 и 55 Градостроительного кодекса при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Вопрос безопасности возведенного объекта и возможности его легализации определяется специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом, Федеральными законами от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными специальными нормативно-правовыми актами.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 N 8-П, определениях от 25.03.2004 N 85-О, от 13.10.2009 N 1276-О-О, от 03.07.2007 N 595-О-П, от 19.10.2010 N 1312-О-О, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта.
В случае если застройщик не предпринимал никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Гражданского кодекса и статьи 51 Градостроительного кодекса (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11066/09).
О надлежащем характере мер, предпринятых лицом, создавшим самовольную постройку, также может свидетельствовать своевременное обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Другие условия, необходимые для признания права собственности на самовольную постройку, в виде доказательств того, что строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью, имеют правовое значение лишь при положительном разрешении вопроса об установлении факта обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство (реконструкцию) до начала строительных работ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций указали, что доказательства создания спорным объектом угрозы жизни и здоровью граждан в материалы дела не представлены, существенных нарушений строительных, градостроительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил не выявлено, самовольно возведенный объект располагается в границах принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка, при этом, функциональное назначение помещений спорного строения соответствует целевому назначению земельного участка, доказательства нарушения прав и законных интересов истца либо третьих лиц в результате самовольного строительства в материалы дела не представлены. Суды отметили, что предприниматель обращался в Департамент архитектуры и градостроительства администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство, что подтверждается штампом департамента от 02.03.2017 N 29/1099-03.
Между тем суды не учли следующего.
В соответствии с пунктом 23 постановления N 10/22 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Из положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил; определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении N 10/22, с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Учитывая, что администрация выступает в интересах публично-правового образования, действия последнего направлены на реализацию публичного интереса, поэтому она наделена полномочиями в сфере публичного порядка строительства, и имеет право на иск в силу факта формального нарушения этого порядка, как по основаниям отсутствия необходимого разрешения, так и в связи с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что разрешение на строительство спорного объекта не выдавалось.
Суды не учли, что заявление о выдаче разрешения на строительство не содержит подписи предпринимателя, что заведомо исключает право заинтересованной стороны заявить о его недостоверности или фальсификации, а также установить его достоверность (т. 1, л. д. 108). Суды не установили, подлежал ли рассмотрению по существу такой документ уполномоченным органом и соответствует ли он установленным действующим законодательствам требованиям.
Судебные инстанции указали, что к поданному предпринимателем 02.03.2017 в Департамент архитектуры и градостроительства администрации (далее - департамент) заявлению о выдаче разрешения на строительство приложены документы, получение которых предшествовало данному обращению (т. 1, л. д. 79 - 140). Вместе с тем названный вывод судов не согласуется с материалами дела, согласно которым часть документов, перечисленных в заявлении, датированы намного позднее (август - ноябрь 2017 года) даты, указанной на штампе заявления - 02.03.2017. Однако данное обстоятельство оценку судов не получило.
Поскольку для установления факта действительного обращения ответчика в административный орган за разрешением на строительство спорного объекта до момента его возведения, и учитывая отсутствие в деле иных доказательств поступления в департамент 02.03.2017 данного заявления, зарегистрированного за номером 29/1099-03 (в частности выписки из журнала учета входящих документов и т. п.), суду следовало предложить сторонам представить дополнительные доказательства, имеющие отношение к предмету спора, и, в случае необходимости, оказать участвующему в деле лицу по его ходатайству содействие в получении тех доказательств, которые им не могут быть представлены самостоятельно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 N 5256/11).
Согласно пункту 9 информационного письма от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 143) право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения. В противном случае при удовлетворении требований на основании части 3 статьи 222 Гражданского кодекса имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
По смыслу абзаца 12 пункта 9 информационного письма N 143 предоставление заинтересованным лицом (истцом) доказательств направления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган местного самоуправления заявления о выдаче соответствующего разрешения в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса, не является безусловным свидетельством соблюдения данным лицом административного порядка ввода в гражданский оборот вновь созданного (реконструированного) объекта недвижимости, поскольку для рассмотрения такого рода заявления помимо непосредственно самого заявления в уполномоченный орган должны быть представлены документы, поименованные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
При этом, не получило оценку судов то обстоятельство, что в градостроительный план по заявлению предпринимателя от 28.07.2017 внесены изменения, которые оформлены дополнением к градостроительному плану земельного участка от 01.03.2017 и выданы предпринимателю только 15.08.2017 (т. 1, л. д. 89 - 101). Постановление администрации "О предоставлении гражданину Селиверсткину В.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по проезду 3-му Знаменскому, 1 в поселке Знаменском города Краснодар" оформлено лишь 24.07.2017 после того как состоялись 01.06.2017 публичные слушания по вопросу предоставления предпринимателю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (заключение о результатах публичных слушаний опубликовано официально в средствах массовой информации и размещено на официальном Интернет-портале администрации 08.06.2017; т. 1, л. д. 55).
Таким образом, указанные документы не могли быть приложены предпринимателем 02.03.2017 к заявлению о выдаче разрешения на строительство, что не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении им требований части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. При этом, предпринимателю первоначально земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства и он не мог не знать о необходимости изменения целевого назначения земельного участка (предприниматель построил объект по оказанию услуг и обслуживанию населения - здание торгового магазина "Пятерочка"; т. 2, л. д. 16). Доказательства того, что после оформления указанных документов предприниматель обращался в уполномоченный орган с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса в материалы дела не представлены.
Согласно техническому паспорту спорного объекта застроенная площадь земельного участка равна 698 кв. м (т. 1, л. д. 100, 102 и 103 оборотная сторона).
Из заключения судебной экспертизы также следует, что спорный объект имеет размеры в плане 30,15*23,15 м, что составляет 698 кв. м (т. 2, л. д. 19). Площадь земельного участка - 1357 кв. м (т. 1, л. д. 23).
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными пунктом 6 решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, максимальный процент застройки земельного участка установлен в величине 50% (т. 1, л. д. 85 и 95).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции оставлено без внимания обстоятельство превышения предпринимателем установленного максимального процента застройки земельного участка при строительстве спорного объекта.
Кроме того, не получила оценку судов пассивная позиция предпринимателя по вопросу обжалования бездействия департамента в выдаче разрешения на строительство спорного объекта с момента подачи соответствующего заявления (если будет установлен факт его реальной подачи и соответствия требованиям действующего законодательства) и до окончания строительства.
Из материалов дела следует, что полностью спорный объект возведен ответчиком и поставлен им на кадастровый учет после подачи администрацией настоящего иска в арбитражный суд, а также в период действия принятых судом в отношении спорного объекта обеспечительных мер в виде запрета на его строительство и государственную регистрацию (т. 1, л. д. 40 - 42). Однако оценку судов данные действия предпринимателя не получили.
Отказывая в удовлетворении иска, суды не учли, что действуя добросовестно и разумно, предприниматель должен был предпринять необходимые и достаточные меры для получения разрешительной документации до момента обращения администрации в суд с иском. Осуществление строительства спорного объекта ответчиком в отсутствие ответа департамента на запрос о выдаче разрешения на строительство в течение продолжительного времени (более полугода) не может быть расценено как принятие исчерпывающих мер для получения соответствующего разрешения на строительство.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В данном случае предприниматель не мог не осознавать, что при проведении строительных работ нарушает действующее законодательство.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009 и от 16.11.2010 N 8467/10).
При таких обстоятельствах, вывод нижестоящих судов о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска администрации суд кассационной инстанции считает преждевременным, сделанным по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела и без надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов и пояснений участвующих в деле лиц.
Исходя из положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Данная норма во взаимосвязи с упомянутыми положениями статей 65 и 71 указанного Кодекса означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно принято или отклонено каждое доказательство, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного
доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А32-44058/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу абзаца 12 пункта 9 информационного письма N 143 предоставление заинтересованным лицом (истцом) доказательств направления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган местного самоуправления заявления о выдаче соответствующего разрешения в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса, не является безусловным свидетельством соблюдения данным лицом административного порядка ввода в гражданский оборот вновь созданного (реконструированного) объекта недвижимости, поскольку для рассмотрения такого рода заявления помимо непосредственно самого заявления в уполномоченный орган должны быть представлены документы, поименованные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
При этом, не получило оценку судов то обстоятельство, что в градостроительный план по заявлению предпринимателя от 28.07.2017 внесены изменения, которые оформлены дополнением к градостроительному плану земельного участка от 01.03.2017 и выданы предпринимателю только 15.08.2017 (т. 1, л. д. 89 - 101). Постановление администрации "О предоставлении гражданину Селиверсткину В.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по проезду 3-му Знаменскому, 1 в поселке Знаменском города Краснодар" оформлено лишь 24.07.2017 после того как состоялись 01.06.2017 публичные слушания по вопросу предоставления предпринимателю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (заключение о результатах публичных слушаний опубликовано официально в средствах массовой информации и размещено на официальном Интернет-портале администрации 08.06.2017; т. 1, л. д. 55).
Таким образом, указанные документы не могли быть приложены предпринимателем 02.03.2017 к заявлению о выдаче разрешения на строительство, что не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении им требований части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. При этом, предпринимателю первоначально земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства и он не мог не знать о необходимости изменения целевого назначения земельного участка (предприниматель построил объект по оказанию услуг и обслуживанию населения - здание торгового магазина "Пятерочка"; т. 2, л. д. 16). Доказательства того, что после оформления указанных документов предприниматель обращался в уполномоченный орган с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса в материалы дела не представлены.
...
Исходя из положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2019 г. N Ф08-10901/18 по делу N А32-44058/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10673/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10673/19
29.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10156/19
19.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44058/17
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10901/18
10.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10374/18
10.05.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44058/17