г. Краснодар |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А63-20455/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (ИНН 2636023448, ОГРН 1022601955782), ответчика - индивидуального предпринимателя Оганезова Евгения Геннадьевича (ИНН 263400574496, ОГРН 304263516300164) и третьих лиц: акционерного общества "Союзпечать", администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации Промышленного района города Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А63-20455/2018, установил следующее.
Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет муниципального заказа) обратился в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Оганезову Евгению Геннадьевичу (далее - предприниматель) с исковым заявлением, в котором просил взыскать:
- 9664 рубля 03 копейки долга по договору от 22.02.2018 N 206 за период с 22.02.2018 по 15.08.2018;
- 318 рублей 23 копейки пени за просрочку платежей за период с 14.03.2018 по 15.10.2018.
Требования основаны на положениях статей 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и мотивированы ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств по внесению платы во исполнение договора на право размещения нестационарного торгового объекта от 22.02.2018 N 206.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: акционерное общество "Союзпечать" (далее - общество); администрация города Ставрополя (далее - администрация города); комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению имуществом); администрации Промышленного района города Ставрополя (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019, в удовлетворении иска отказано.
Суды установили, что на основании приказа руководителя комитета муниципального заказа от 21.12.2017 N 283 принято решение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя с присвоением конкурсному отбору реестрового номера 16-КО/17. Датой проведения конкурсного отбора определено 26.01.2018. Приказами комитета муниципального заказа от 21.12.2017 N 283 и от 16.01.2018 N 05 утверждена конкурсная документация по проведению конкурсного отбора. В газете "Вечерний Ставрополь" (выпуск N 236 (6358)) 26.12.2018 опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя с реестровым номером 16-КО/17. В соответствии с названным извещением предметом конкурсного отбора являлось право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя по 30 лотам, содержавшим различные адреса для размещения нестационарных торговых объектов. В газете "Вечерний Ставрополь" 18.01.2018 опубликовано извещение о внесении изменений в конкурсную документацию, а именно об исключении лотов NN 16, 18. По лоту N 3 предлагалось размещение киоска по продаже печатных изданий в городе Ставрополе сроком с 22.02.2018 по 31.12.2020 по следующему адресу: улица 50 лет ВЛКСМ, 62/1. Согласно протоколу от 26.01.2018 N 16 победителем конкурсного отбора по названному лоту признан предприниматель. На основании протокола конкурсного отбора комитет муниципального заказа и предприниматель заключили договор от 22.02.2018 N 206 на право размещения нестационарного торгового объекта площадью 7 кв. м на территории города Ставрополя по улице 50 лет ВЛКСМ, 62/1. В пункте 1.1 договора содержалось условие о том, что комитет муниципального заказа предоставляет предпринимателю (хозяйствующему субъекту) право разместить киоск по продаже печатных изданий по названному адресу согласно ситуационному плану размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя (приложение N 1) и типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта (приложение N 2). Хозяйствующий субъект обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных договорами, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Ставрополя. Договор являются подтверждением права хозяйствующего субъекта на осуществление торговой деятельности в месте, установленном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802 (далее - Схема размещения), и пунктом 1.1 договора (пункт 1.2). Хозяйствующий субъект имеет право использовать (разместить) объект по местоположению, указанному в пункте 1.1 договора (пункт 3.1.1). Комитет муниципального заказа обязан предоставить хозяйствующему субъекту право на размещение объекта в соответствии с условиями договора (пункт 3.4 договора). На основании передаточного акта от 22.02.2018 к договору предпринимателю передано место для размещения киоска по продаже печатных изданий. Передаточный акт подписан предпринимателем без возражений. Согласно пункту 1 названного акта комитет передает, а хозяйствующий субъект принимает место для размещения киосков по продаже печатных изданий по адресу в соответствии с условиями договора и ситуационным планом, являющимся приложением N 1 к договору. В пункте 2 передаточного акта указано, что место для размещения киоска по продаже печатных изданий передано хозяйствующему субъекту в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Ставрополя. Претензий к предоставленному месту размещения киоска по продаже печатных изданий хозяйствующий субъект не имеет. Размер платы за право размещения объекта за весь период его размещения (установки) по договору составил 57 777 рублей. В пункте 2.2 договора определено, что плата за право размещения объекта начисляется с 22.02.2018. Плата за право размещения объекта вносится хозяйствующим субъектом ежегодно два раза в год равными частями в срок до 01 июня и до 01 декабря согласно приложению N 4 (пункт 2.3). Сумма в размере 20% от платежа за право размещения объекта, подлежащего оплате в срок до 01.06.2018, вносится хозяйствующим субъектом в течение 10 рабочих дней со дня подписания комитетом и хозяйствующим субъектом договора (пункт 2.4). В силу пункта 2.7 договора неиспользование места размещения объекта не является основанием для невнесения платы за право размещения объекта за весь период размещения (установки). За нарушение срока внесения платы за право размещения объекта за весь период его размещения (установки) хозяйствующий субъект уплачивает пеню в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки от неуплаченной в срок суммы (пункт 5.2). Ссылаясь на нарушение обязательства по внесению платы за право размещения нестационарным торговым объектом, комитет муниципального заказа направил хозяйствующему субъекту претензию от 14.09.2018 N 09/6/2-3690 с требованиями о погашении суммы долга и уплате пени. Неисполнение предпринимателем требований, содержащихся в претензии, послужило основанием для обращения комитета муниципального заказа в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса, статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Судами также учтены обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А63-8855/2018, имеющими преюдициальное значение для данного спора. Суды в рамках дела N А63-8855/2018 установили, что комитетом муниципального заказа не исполнена обязанность по предоставлению места для размещения киоска по продаже печатных изданий по улице 50 лет ВЛКМ, д. 62/1, согласованная в пунктах 1.1, 1.2 и 3.4 договора, приложении N 1 к нему. Комитетом муниципального заказа не были соблюдены содержавшиеся в Схеме требования о возможности расположения по спорному адресному ориентиру только одного киоска по продаже печатных изданий, при том, что киоск общества располагался именно в месте, указанном в ситуационном плане, являвшемся неотъемлемой частью договора. Невнесение предпринимателем платы по договору было обусловлено неисполнением комитетом муниципального заказа обязанности по предоставлению встречного исполнения, то есть по передаче места для размещения киоска в соответствии со Схемой, а также условиями договора от 22.02.2018 N 206. Поэтому судебные инстанции в деле N А63-8855/2018 признали уведомление комитета муниципального заказа о расторжении названного договора недействительным. При этом судами был отклонен доводы комитета муниципального заказа о том, что в соответствии с пунктом 2.7 договора неиспользование места размещения объекта не является основанием для невнесения платы за право размещения объекта за весь период размещения (установки). Материалы дела подтверждают, что комитетом муниципального заказа не исполнена обязанность по передаче хозяйствующему субъекту места для размещения киоска. В связи с этим суд в рамках дела N А63-8855/2018 возложил на комитет муниципального заказа обязанность, предусмотренную пунктом 1.1 договора. Принимая во внимание то, что комитет муниципального заказа не представил безусловных доказательств исполнения договорного обязательства (не предоставил предпринимателю место для размещения нестационарного торгового объекта, подлежащего оплате по договору от 22.02.2018 N 206), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика задолженности и неустойки.
Комитет муниципального заказа обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Невнесение платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта явилось основанием для направления предпринимателю уведомления от 10.08.2018 N 0916/2-3155 (пункт 6.4 договора). Данное уведомление вручено представителю предпринимателя 16.08.2018. Судами при разрешении спора не учтено, что невнесение хозяйствующим субъектом платы за право размещения нестационарного торгового объекта по договору в связи с тем, что истец не исполнил свои обязательства по договору и не предоставил место для размещения торгового объекта, не может приниматься во внимание. У ответчика не возникло претензий к комитету муниципального заказа на этапе заключения договора, о чем свидетельствует факт подписания предпринимателем договора и передаточного акта места размещения нестационарного торгового объекта. Также не принято во внимание, что до подачи заявки на участие в конкурсном оборе у хозяйствующего субъекта была возможность ознакомиться с документацией о конкурсном отборе на сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Выездом на место предприниматель мог лично оценить предложенные организатором конкурсного отбора условия для размещения нестационарного торгового объекта и в любое время мог отказаться от участия в конкурсном отборе. Судами не применены нормы законодательства Ставропольского края и муниципальные правовые акты города Ставрополя, регулирующие вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов в городе Ставрополе и не содержащие требований к указанию их точного места расположения. Исходя из указанного, что основания для отказа в удовлетворении требований комитета муниципального заказа отсутствовали.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании приказа руководителя комитета муниципального заказа от 21.12.2017 N 283 принято решение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя с присвоением конкурсному отбору реестрового номера 16-КО/17. Датой проведения конкурсного отбора определено 26.01.2018.
Приказами комитета муниципального заказа от 21.12.2017 N 283 и от 16.01.2018 N 5 утверждена конкурсная документация по проведению конкурсного отбора.
26 декабря 2018 года в газете "Вечерний Ставрополь" (выпуск N 236 (6358)) опубликовано извещение о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя с реестровым номером 16-КО/17. В соответствии с названным извещением предметом конкурсного отбора являлось право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя по 30 лотам, содержавшим различные адреса для размещения нестационарных торговых объектов.
18 января 2018 года в газете "Вечерний Ставрополь" опубликовано извещение о внесении изменений в конкурсную документацию, а именно об исключении лотов N N 16 и 18. По лоту N 3 предлагалось размещение киоска по продаже печатных изданий в городе Ставрополе сроком с 22.02.2018 по 31.12.2020 по следующему адресу: улица 50 лет ВЛКСМ, 62/1.
Согласно протоколу от 26.01.2018 N 16 победителем конкурсного отбора по названному лоту признан предприниматель. Комитет муниципального заказа и предприниматель (хозяйствующий субъект) заключили договор от 22.02.2018 N 206 на право размещения нестационарного торгового объекта площадью 7 кв. м на территории города Ставрополя по улице 50 лет ВЛКСМ, 62/1. По условиям договора (пункт 1.1) комитет муниципального заказа предоставляет хозяйствующему субъекту право разместить киоск по продаже печатных изданий по указанному адресу в соответствии с ситуационным планом размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя (приложение N 1) и типовым эскизным проектом объекта (приложение N 2). Хозяйствующий субъект обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование нестационарного торгового объекта на условиях и в порядке, предусмотренных договорами, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Ставрополя. Размер платы за право размещения торгового объекта за весь период его размещения (установки) по договору составил 57 777 рублей. Договор являются подтверждением права хозяйствующего субъекта на осуществление торговой деятельности в месте, установленном Схемой размещения, и пунктом 1.1 договора (пункт 1.2). Плата за право размещения объекта начисляется с 22.02.2018 (пункт 2.2). Плата за право размещения объекта вносится хозяйствующим субъектом ежегодно два раза в год равными частями в срок до 01 июня и до 01 декабря согласно приложению N 4 (пункт 2.3). Сумма в размере 20% от платежа за право размещения объекта, подлежащего оплате в срок до 01.06.2018, вносится хозяйствующим субъектом в течение 10 рабочих дней со дня подписания комитетом и хозяйствующим субъектом договора (пункт 2.4). В силу пункта 2.7 договора неиспользование места размещения объекта не является основанием для невнесения платы за право размещения объекта за весь период размещения (установки). Хозяйствующий субъект имеет право использовать (разместить) объект по местоположению, указанному в пункте 1.1 договора (пункт 3.1.1). Комитет муниципального заказа обязан предоставить хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с условиями договора (пункт 3.4 договора). За нарушение срока внесения платы за право размещения нестационарного торгового объекта за весь период его размещения (установки) хозяйствующий субъект уплачивает пеню в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки от неуплаченной в срок суммы (пункт 5.2).
По передаточному акту от 22.02.2018 предпринимателю передано место для размещения киоска по продаже печатных изданий, который хозяйствующим субъектом без возражений. При этом комитет муниципального заказа передает хозяйствующему субъекту место для размещения киоска по продаже печатных изданий по указанному адресу, в соответствии с условиями договора и ситуационным планом (пункт 1 передаточного акта). Место для размещения киоска по продаже печатных изданий передано хозяйствующему субъекту в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Ставрополя. Претензий к предоставленному месту размещения хозяйствующий субъект не имеет (пункт 2 передаточного акта).
Ссылаясь на нарушение хозяйствующим субъектом обязательства по внесению платы за право размещения нестационарного торгового объекта, комитет муниципального заказа направил ему претензию от 14.09.2018 N 09/6/2-3690 с требованиями о погашении долга по договору и уплате пени. Неисполнение предпринимателем содержащихся в претензии требований послужило основанием для обращения комитета муниципального заказа в арбитражный суд с иском.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.1 Земельного кодекса "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 2 части 1, частью 2.2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а к полномочиям органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, возникшие между сторонами отношения не являются имущественными отношениями, основанными на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Спорные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении и исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства (статья 307 Гражданского кодекса).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса).
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, под которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 329, пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса).
Встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (пункты 1, 2 статьи 328 Гражданского кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, приняв во внимание обстоятельства, установленные ранее судами в рамках дела N А63-8855/2018, и имеющие преюдициальное значение для данного спора, судебные инстанции установили следующее. Комитетом муниципального заказа не исполнена обязанность по предоставлению хозяйствующему субъекту места размещения нестационарного торгового объекта (киоска по продаже печатных изданий) по улице 50 лет ВЛКМ, д. 62/1, предусмотренная в пунктах 1.1, 1.2 и 3.4 договора от 22.02.2018 N 206. Истцом не соблюдено предусмотренное Схемой размещения требование о возможности расположения по каждому адресному ориентиру только одного нестационарного торгового объекта (в данном случае - киоска по продаже печатных изданий). При этом киоск по продаже печатных изданий общества располагался в этот период именно в месте, согласованном сторонами в ситуационном плане, являвшемся неотъемлемой частью договора. Поскольку комитет муниципального заказа не представил надлежащих доказательств исполнения обязательства по предоставлению хозяйствующему субъекту согласованного места для размещения нестационарного торгового объекта, у предпринимателя не наступила обязанность по внесению платы за размещение киоска по продаже печатных изданий во исполнение договора от 22.02.2018 N 206. С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований комитета муниципального заказа.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы комитета муниципального заказа о ненадлежащем исполнении предпринимателем обязательства по внесению платы во исполнение заключенного сторонами договора от 22.02.2018 N 206 и отсутствии у истца обязанности по предоставлению точного места для размещения ответчиком киоска по реализации печатной продукции, судом округа отклоняются. В рамках дела N А63-8855/2018, имеющего преюдициальное значение для данного спора, признано недействительным выраженное в уведомлении от 13.08.2018 N 09/6/2-3162 решение комитета муниципального заказа о прекращении (расторжении) договора от 22.02.2018 N 206, обоснованное невнесением предпринимателем платы за размещение нестационарного торгового объекта. Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности факта неисполнения комитетом муниципального заказа обязанности, возложенной на него условиями договора от 22.02.2018 N 206 с учетом содержания ситуационного плана размещения нестационарного торгового объекта, в котором сторонами согласовано место размещения объекта предпринимателя. Суды признали, что невнесение хозяйствующим субъектом платы за размещение нестационарного торгового объекта обусловлено неисполнением комитетом муниципального заказа обязанностей, возложенных на него договором от 22.02.2018 N 206.
С учетом содержания судебных актов по делу N А63-8855/2018, подлежат отклонению окружным судом и доводы жалобы комитета муниципального заказа о том, что место размещения нестационарного торгового объекта передано хозяйствующему субъекту в соответствии с условиями договора от 22.02.2018 N 206, а также нормативными правовыми актами города Ставрополя, регулирующими спорные правоотношения.
Иные доводы, приведенные в жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность (законность) обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение хозяйствующим субъектом договорных обязательств, комитет муниципального заказа не учитывает, что занятая им по данному спору правовая позиция не основана на части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу экономической деятельности. Не соответствует эта позиция и части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Приведенные истцом доводы не учитывают также содержание утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия). Целью данной Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (в том числе, субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста разнообразных форм предпринимательской активности. Под развитием торговой отрасли Стратегия понимает создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (в том числе, малых) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия. При этом в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер, обращено внимание на то, что малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство: в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности. Недостаточный уровень развития современной торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, сужению ассортимента, недостаточной прозрачности отрасли, низкой собираемости налогов. Минэкономразвития России поддержало формирование торговой политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для конкуренции и развития торговли. Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания. В рамках реализации Стратегии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направило для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08). Целью совершенствования правового регулирования нестационарной торговли является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В Методических рекомендациях, в частности, закреплено правило (пункт 2), согласно которому при оформлении договора на размещение нестационарного торгового объекта (одним из которых является киоск - небольшой (до 20 кв. м) торговый объект без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности), указывается конкретное место его размещения.
Действующей схемой утверждены места (определены адресные ориентиры) размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. При этом по спорному адресному ориентиру допускается законное размещение только одного нестационарного торгового объекта (киоска по продаже печатных изданий). Согласовав с предпринимателем в договоре от 22.02.2018 N 206 конкретное место для размещения нестационарного торгового объекта (киоска по улице 50 лет ВЛКСМ, 62/1) и не обеспечив хозяйствующему субъекту возможность такого размещения, комитет муниципального заказа не вправе требовать от предпринимателя в судебном порядке взыскания платы за несостоявшееся размещение.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Судебные инстанции полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, приняли во внимание судебные акты по делу N А63-8855/2018, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), судом округа также не установлено.
Комитет муниципального заказа (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А63-20455/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом содержания судебных актов по делу N А63-8855/2018, подлежат отклонению окружным судом и доводы жалобы комитета муниципального заказа о том, что место размещения нестационарного торгового объекта передано хозяйствующему субъекту в соответствии с условиями договора от 22.02.2018 N 206, а также нормативными правовыми актами города Ставрополя, регулирующими спорные правоотношения.
Иные доводы, приведенные в жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность (законность) обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение хозяйствующим субъектом договорных обязательств, комитет муниципального заказа не учитывает, что занятая им по данному спору правовая позиция не основана на части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу экономической деятельности. Не соответствует эта позиция и части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Приведенные истцом доводы не учитывают также содержание утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия). Целью данной Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (в том числе, субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста разнообразных форм предпринимательской активности. Под развитием торговой отрасли Стратегия понимает создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (в том числе, малых) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия. При этом в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер, обращено внимание на то, что малая торговля является важнейшей инфраструктурой для существования и развития малого и микробизнеса. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство: в первую очередь производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности. Недостаточный уровень развития современной торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, сужению ассортимента, недостаточной прозрачности отрасли, низкой собираемости налогов. Минэкономразвития России поддержало формирование торговой политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для конкуренции и развития торговли. Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания. В рамках реализации Стратегии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направило для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08). Целью совершенствования правового регулирования нестационарной торговли является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В Методических рекомендациях, в частности, закреплено правило (пункт 2), согласно которому при оформлении договора на размещение нестационарного торгового объекта (одним из которых является киоск - небольшой (до 20 кв. м) торговый объект без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности), указывается конкретное место его размещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 октября 2019 г. N Ф08-9318/19 по делу N А63-20455/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8399/20
21.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2427/19
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9318/19
17.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2427/19
18.04.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-20455/18