г. Краснодар |
|
31 января 2020 г. |
Дело N А32-13834/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" (ИНН 2354000065, ОГРН 1022304874547) - Гребёнкина А.А. (доверенность от 10.11.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Локтева С.В. (доверенность от 19.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-13834/2019, установил следующее.
Крестьянское хозяйство "Шипитого Алексея Ивановича" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), должностных лиц управления, выразившегося в игнорировании и неразрешении по существу в установленном порядке и в установленные сроки заявления хозяйства о принятии мер реагирования, полученного управлением 09.11.2018, и его дубликатов, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва) и Министерства экономического развития Российской Федерации, а также ненаправлении письменных ответов хозяйству заказной корреспонденцией в установленные сроки, в т. ч. от 23.11.2018 N 13-748/44736.
Решением суда от 11.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2019, признано незаконным действие (бездействие) управления, выразившееся в ненаправлении письменного ответа хозяйству на его заявление от 09.11.2019; в остальной части в удовлетворении требований отказано; с управления в пользу хозяйства взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что управление не представило документальное подтверждение направления в адрес хозяйства письменного ответа на его заявление от 09.11.2018; на момент обращения в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействий) управления хозяйство знало о принятии управлением мер реагирования по заявлению хозяйства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать хозяйству в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, управление в установленный законом срок рассмотрело заявление хозяйства от 09.11.2018 и согласно выписке из журнала регистрации исходящей корреспонденции направило в адрес хозяйства письменный ответ простым почтовым отправлением. Факт неполучения хозяйством письменного ответа на обращение не свидетельствует о бездействии управления. Суды не учли, что Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) не устанавливает обязательную форму направления ответов на заявления граждан и юридических лиц, в т. ч. направления ответов на заявления заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Доводы о незаконности оспариваемых судебных актов в части отказа хозяйству в удовлетворении требований о признании незаконным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации действия (бездействия) управления, должностных лиц управления, выразившегося в игнорировании и неразрешении по существу в установленном порядке и в установленные сроки заявления хозяйства о принятии мер реагирования, полученного управлением 09.11.2018, и его дубликатов, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва) и Министерства экономического развития Российской Федерации, кассационная жалоба управления не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу хозяйство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.11.2018 через электронные средства связи (электронная почта) хозяйство обратилось в управление с заявлением о принятии мер реагирования по исполнению определений Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2018 и 31.10.2018 по делу N А32-11660/2018 (далее - заявление от 09.11.2018), которым в т. ч. просило уведомить хозяйство о принятых мерах письменно посредством направления в адрес хозяйства заказной корреспонденции с уведомлением в установленный законом срок. К электронному обращению хозяйство приложило скан-копию этого заявления в pdf-формате. Согласно отчету о доставке электронного письма указанное заявление хозяйства получено и прочитано управлением 09.11.2018 в 10:51.
Копии заявления от 09.11.2018 через электронные средства связи (электронная почта) хозяйство направило 09.11.2018 в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва) и Министерство экономического развития Российской Федерации (г. Москва). Данные обращения перенаправлены для разрешения по существу в управление.
Не получив ответы на свои обращения, в соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации хозяйство обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
По эпизоду признания незаконным действия (бездействия) управления, выразившегося в ненаправлении письменного ответа хозяйству на заявление от 09.11.2019, суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования хозяйства, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 59-ФЗ данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу пункта 21 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.08.2015 N П/450 (далее - Инструкция), обращение, поступившее в управление, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
Обращения граждан считаются рассмотренными, если по существу поставленных в них вопросов, относящихся к компетенции управления, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (пункт 50 Инструкции).
Как указано в пункте 60 Инструкции, для отправки ответа гражданину в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, исходящий документ ответственным исполнителем передается в день регистрации либо на следующий за ним рабочий день в структурное подразделение управления, в компетенцию которого входит отправка корреспонденции адресату.
Суды установили, что через электронные средства связи (электронная почта) хозяйство обратилось в управление с заявлением от 09.11.2018, в котором в т. ч. просило уведомить хозяйство о принятых мерах письменно заказной корреспонденцией в установленный законом срок. Согласно отчету о доставке электронного письма данное заявление хозяйства получено и прочитано управлением 09.11.2018 в 10:51.
Суды верно указали, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменный ответ на заявление от 09.11.2018 должен быть предоставлен хозяйству не позднее 10.12.2018, однако на момент обращения хозяйства в суд с заявлением (26.03.2019) ответ от управления хозяйству не поступил.
Суды критически оценили доводы управления о том, что согласно журналу регистрации исходящей корреспонденции управления письменный ответ от 23.11.2018 N 13-748/44736 на обращение хозяйства зарегистрирован 23.11.2018 и направлен хозяйству простым почтовым отправлением, сославшись на непредставление управлением документальных доказательств, подтверждающих фактическую отправку письменного ответа из управления хозяйству.
Суды правильно исходили из того, что в отсутствие документов, подтверждающих передачу органу, имеющему лицензию на оказание услуг почтовой связи, ответа на заявление от 09.11.2018, журнал регистрации исходящей корреспонденции управления не может служить достаточным и достоверным доказательством направления управлением ответа на заявление хозяйства.
Кроме того, суды учли, что в обращении от 09.11.2018 хозяйство просило управление направить ответ именно заказной корреспонденцией. Документальные доказательства направления управлением ответа на заявление хозяйства заказным письмом также не представлены.
Применительно к установленным по данному эпизоду обстоятельствам суды сделали основанный на правильном применении норм права вывод о незаконности действия (бездействия) управления, выразившегося в ненаправлении письменного ответа хозяйству на заявление от 09.11.2019 и обоснованно удовлетворили требования хозяйства в указанной части.
В части отказа хозяйству в удовлетворении требований о признании незаконным и не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации действия (бездействия) управления, должностных лиц управления, выразившегося в игнорировании и неразрешении по существу в установленном порядке и в установленные сроки заявления хозяйства о принятии мер реагирования, полученного управлением 09.11.2018, и его дубликатов, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва) и Министерства экономического развития Российской Федерации, судебные акты не обжалуются.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А32-13834/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу пункта 21 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.08.2015 N П/450 (далее - Инструкция), обращение, поступившее в управление, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
...
Суды верно указали, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменный ответ на заявление от 09.11.2018 должен быть предоставлен хозяйству не позднее 10.12.2018, однако на момент обращения хозяйства в суд с заявлением (26.03.2019) ответ от управления хозяйству не поступил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2020 г. N Ф08-12588/19 по делу N А32-13834/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8257/20
10.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9613/20
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12588/19
14.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15421/19
11.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13834/19