город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2019 г. |
дело N А32-13834/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии заявителя Шипитого А.И. лично, представителя заявителя Гребенкина А.А. по доверенности от 28.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 по делу N А32-13834/2019 (судья Шкира Д.М.) по заявлению крестьянского хозяйства "Шипитого Алексея Ивановича" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Шипитого Алексея Ивановича" (далее - заявитель, хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и не соответствующими действующему законодательству РФ действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление), должностных лиц, выразившиеся в игнорировании и надлежащем не разрешении и по существу в установленном порядке и в установленные сроки заявления хозяйства о принятии мер реагирования, полученного управлением 09.11.2018 и его дубликатов, полученных из управления (г. Москва) и МЭР РФ, а также не направлении ответов заявителю заказной корреспонденцией в установленные сроки, в том числе от 23.11.2018 N 13-748/44736.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 действия (бездействие) управления, выразившиеся в не направлении ответа хозяйству на заявление от 09.11.2018, признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что факт неполучения заявителем ответа на обращение не свидетельствует о бездействии административного органа.
Хозяйство с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители хозяйства поддержали доводы отзыва, управление явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.11.2018 заявитель по средствам электронной связи обратился с заявлением о принятии мер реагирования, в котором отдельно просил управление о принятых мерах уведомить заявителя письменно заказной корреспонденцией в установленный законом срок. К электронному обращению заявитель приложил скан-копию этого же заявления в pdf-формате.
Согласно полученного из управления уведомления, заявление хозяйства было получено и прочитано 09.11.2018 в 10:51.
Дубликат этого же обращения заявителем был направлен 09.11.2018 по средствам электронной связи в вышестоящие Росреестр (г. Москва) и Министерство экономического развития РФ. Указанные обращения были перенаправлены для разрешения по существу в Росреестр (Краснодар).
Не получив ответы на свои обращения, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действующее нормативное регулирование частноправовых отношений исходит из того, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с пунктами 2, 21, 50, 60 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденной Приказом Росреестра от 26.08.2015 N П/450, инструкция применяется в отношении обращений, в том числе юридических лиц.
Обращение, поступившее в управление, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
Обращения граждан считаются рассмотренными, если по существу поставленных в них вопросов, относящихся к компетенции управления, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Для отправки ответа гражданину в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, исходящий документ ответственным исполнителем передается в день регистрации либо на следующий за ним рабочий день в структурное подразделение управления, в компетенцию которого входит отправка корреспонденции адресату.
Из материалов дела следует, что 09.11.2018 заявитель по средствам электронной связи обратился с заявлением о принятии мер реагирования, в котором отдельно просил управление о принятых мерах уведомить заявителя письменно заказной корреспонденцией в установленный законом срок. Согласно полученного из Росреестра уведомления, заявление хозяйства было получено и прочитано 09.11.2018 в 10:51.
Таким образом, ответ должен быть дан заявителю не позднее 10.12.2018, однако на момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением (26.03.2019), ответ от управления хозяйству не поступил.
Судом не приняты доводы управления о том, что 23.11.2018 в журнале регистрации исходящей корреспонденции был зарегистрирован ответ на обращение заявителя и направлен простой почтой, поскольку документальных доказательств направления ответа в адрес заявителя суду не представлено.
Кроме того, заявитель в обращении от 09.11.2018 просил направить ответ именно заказной корреспонденцией. Документальных доказательств такого направления суду также не было представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия (бездействие), выразившиеся в не направлении ответа хозяйству на заявление от 09.11.2018, являются незаконными, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции указал, что в остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку обращения заявителя, направленные в Росреестр (Краснодар), Росреестр (Москва) и в Министерство экономического развития РФ, являются идентичными и перенаправлены для разрешения по существу в Росреестр (Краснодар).
Судом не приняты доводы заявителя о непринятии мер реагирования, поскольку письмом управления (г. Москва) от 18.12.2018 N 20-02070/18 заявителю было сообщено, что меры реагирования приняты.
Согласно части 13 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Копия определения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018 по делу N А32-11660/2018 о наложении ареста на земельные участки с кадастровыми номерами 23:32:0402000:885 и 23:32:0402000:886 поступила в управление 13.11.2018. В связи с тем, что указанная копия судебного акта не была заверена по правилам, установленным частью 13 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (отсутствовали печать, подпись судьи и секретаря), управлением письмом от 15.11.2018 N 24-05/2388 направлен соответствующий запрос судье Арбитражного суда Краснодарского края Семушину А.В.
На основании поступившей в управление надлежащим образом заверенной копии определения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018 по делу N А32- 11660/2018 произведена государственная регистрация ареста на земельные участки с кадастровыми номерами 23:32:0402000:885 и 23:32:0402000:886, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 12.12.2018 N 23/014/001/2018-2822.
Таким образом, на момент обращения в суд с настоящим заявлением заявителю было известно о принятии мер реагирования, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в указанной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 по делу N А32-13834/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13834/2019
Истец: КФХ "Шипитого Алексея Ивановича", КХ Шипитого А.И
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФРС КК
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8257/20
10.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9613/20
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12588/19
14.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15421/19
11.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13834/19