г. Краснодар |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А32-22987/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Садвоникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Булатова Ростислава Юрьевича (ИНН 312327735160, ОГРНИП 305312328700179), заинтересованных лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду, третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю, государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Булатова Ростислава Юрьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по делу N А32-22987/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Булатов Р.Ю. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по городу Новороссийску (далее - инспекция по г. Новороссийску) и ИФНС России по городу Белгороду (далее - инспекция по г. Белгороду), в котором просил:
- признать незаконным бездействие инспекции по г. Белгороду, выразившееся в уклонении в снятии с налогового учета и прекращении деятельности предпринимателя с 2006 года;
- обязать инспекцию по г. Новороссийску и инспекцию по г. Белгороду внести в ЕГРИП сведения о прекращении деятельности предпринимателя с 2006 года;
- признать недействительными решение инспекции по г. Новороссийску от 28.08.2017 N 159533, требование от 12.03.2018 N 563697, требование от 17.04.2018 N 569813.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019, заявление в части признания действительными решения инспекции по городу Новороссийску от 28.08.2017 N 159533, требований от 12.03.2018 N 563697 и от 17.04.2018 N 569813 оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 по делу в части оставления без рассмотрения требования предпринимателя о признании недействительным (незаконным) решения инспекции по городу Новороссийску от 28.08.2017 N 159533 отменены. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 20.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.05.2020, решение инспекции по городу Новороссийску от 28.08.2017 N 159533 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания 15 008 рублей 25 копеек пеней признано недействительным как не соответствующее нормам налогового законодательства.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, судебные акты неправомерны, поскольку не содержат сведений об оспаривании требований инспекции от 12.03.2018 N 563697 и от 17.04.2018 N 569813. Предприниматель указывает, что суды не применили закон, подлежащий применению, а именно статьи 113 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и части 3 и 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), а также часть 3 статьи 46 Налогового кодекса.
В отзыве на жалобу инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.08.2020 до 15 часов 30 минут 18.08.2020.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Булатов Р.Ю. представил в инспекцию по г. Белгороду заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001, копию паспорта гражданина Российской Федерации, копию свидетельства о регистрации по месту пребывания, документ об уплате государственной пошлины.
На основании указанных документов 14.10.2005 инспекция по г. Белгороду зарегистрировала Булатова Р.Ю. в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
28 августа 2017 года инспекция по г. Новороссийску приняла решение N 159533 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в сумме 39 577 рублей 41 копейка, из которых 23 153 рубля страховых взносов и 16 424 рубля 08 копеек пени.
Налоговым органом также выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 12.03.2018 N 563697, которым предпринимателю в срок до 30.03.2018 предлагалось уплатить задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд России (далее - ПФР) в размере 130 275 рублей 60 копеек и 33 620 рублей 36 копеек пени; от 17.04.2018 N 569813, которым предпринимателю в срок до 10.05.2018 предлагалось уплатить задолженность по страховым взносам в ПФР и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в размере 27 990 рублей и пени в размере 15 856 рублей 96 копеек.
Предприниматель обратился с интернет-сообщением в вышестоящий налоговый орган на действия инспекции по г. Новороссийск и просил об отмене решения от 28.08.2017 N 159533.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на данное обращение ответило письмом от 27.11.2017 N 22-13-1952/48540, в котором указало на то, что при наличии переданной Пенсионным Фондом Российской Федерации задолженности по страховым взносам и пени инспекцией обоснованно применены меры принудительного взыскания данной задолженности, правовые основания для отмены решения отсутствуют.
Не согласившись с решениями, действиями (бездействием) налоговых органов, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суды установили, что согласно указанному порядку УПФР по г. Белгороду 07.07.2017 в отношении предпринимателя передано сальдо с задолженностью по страховым взносам по виду платежа "налог" в размере 23 153 рубля 33 копейки и по виду платежа "пеня" в размере 16 424 рубля 08 копеек на общую сумму 39 577 рублей 41 копейка за период до 01.01.2017.
Управлением ПФР в городе Белгород сформированы в отношении предпринимателя требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.01.2017 N 041S01170018351 на сумму пени 39 804 рубля 04 копейки и N 041S01170281184 на сумму страховых взносов 23 153 рубля 33 копейки, в том числе страховые взносы в ПФР в фиксированном размере 19 356 рублей 48 копеек и страховые взносы в ФФОМС в фиксированном размере в сумме 3796 рублей 85 копеек.
В связи с неуплатой страховых взносов за 4 квартал 2016 года и пеней налоговый орган в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса сформировал требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 25.07.2017 N 545835 на сумму 39 577 рублей 41 копейка.
Поскольку указанное требование в установленный срок не исполнено предпринимателем, налоговый орган принял решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 28.08.2017 N 159533.
При этом суды установили, что согласно представленным в материалы дела пенсионным фондом требований выставленных в адрес предпринимателя Управлением Пенсионного Фонда в городе Белгороде и принятым на их основании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) по страховым взносам, начисленным до 01.01.2016, документальные доказательства направления данных требований в адрес предпринимателя и доказательства возбуждения в отношении данных сумм исполнительных производств в материалах дела отсутствуют.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам о недоказанности соблюдения процедуры взыскания и неправомерном начислении пени на страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии за периоды до 01.01.2013 и на страховые взносы в пенсионный фонд и ФФОМС в фиксированном размере до 01.01.2017 на сумму 15 008 рублей 25 копеек.
В указанной части судебные акты не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении остальных требований, суды исходили из отсутствия для признания спорных сумм задолженности безнадежными и их списания.
Между тем суды не учли следующего.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
В пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57) разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса.
Таким образом, при рассмотрении требования о признании недействительным решения налогового органа суду надлежало исследовать вопрос о соблюдении налоговым органом сроков принятия оспариваемого решения.
В пункте 31 постановления N 57 разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Налогового кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Налогового кодекса.
Суды с учетом изложенных правовых норм не оценили и не исследовали обстоятельства и представленные в дело доказательства, доводы предпринимателя о нарушении налоговым органом установленных законом сроков принятия оспариваемого решения не проверили.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, после чего разрешить возникшие разногласия с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по делу N А32-22987/2018 в части признания недействительным решения от 28.08.2017 N 159533 в части взыскания пени в сумме 15 008 рублей 25 копеек оставить без изменения.
В остальной части судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 31 постановления N 57 разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Налогового кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Налогового кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2020 г. N Ф08-5517/20 по делу N А32-22987/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3799/2021
06.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20241/20
11.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17860/20
28.10.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22987/18
19.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5517/20
29.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4526/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22987/18
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22987/18
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3213/19
08.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21940/18
23.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22987/18
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22987/18