г. Краснодар |
|
08 сентября 2020 г. |
Дело N А53-33685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от Назарова Романа Ивановича - Алешина А.В. (доверенность от 19.11.2019), Шайтун Дмитрия Михайловича, в отсутствие финансового управляющего должника - Назаровой Марины Владимировны (ИНН 616203808742) - Клинцова Н.О., Нефедова Германа Валерьевича, иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Шайтун Д.М. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А53-33685/2016, установил следующее.
В рамках дела о банкротстве Назаровой М.В. (далее - должник) финансовый управляющий обратился с заявлением о признании недействительным договора купли-продажи автомобиля от 09.12.2017, заключенного Шайтун Д.М. и Нефедовым Г.В., и признании транспортного средства приобретенным в общую совместную собственность должника и Назарова Р.И.
Определением от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.06.2020, договор от 09.12.2017 признан недействительным, суды признали транспортное средство Mercedes-Benz GLK 220 CDI 4MATIC, 2011 года выпуска, VIN WDC2049841F803826, приобретенным в собственность Назарова Р.И. по цене 1 050 тыс. рублей.
В кассационной жалобе Шайтун Д.М. просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для квалификации оспариваемой сделки как притворной; в договоре купли-продажи указано, что Шайтун Д.М. передал Нефедову Г.В. в счет оплаты за автомобиль 250 тыс. рублей; Шайтун Д.М. приобрел автомобиль для последующей передачи его в аренду, что подтверждается материалами дела.
В судебном заседании Шайтун Д.М. повторил доводы жалобы, представитель Назарова Р.М. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением от 12.01.2017 принято заявление о признании должника банкротом; решением от 03.11.2017 должник признан банкротом, открыта процедура реализации имущества гражданина.
Нефедов Г.В. (продавец) и Шайтун Д.М. заключили договор от 09.12.2017 купли-продажи автомобиля Mercedes-Benz GLK 220 CDI 4MATIC, 2011 года выпуска, VIN WDC2049841F803826 (далее - автомобиль), по цене 250 тыс. рублей.
Управляющий, полагая, что спорный автомобиль фактически приобретен у Нефедова Г.В. супругом должника - Назаровым Р.И. по цене 1 050 тыс. рублей, обратился с заявлением об оспаривании сделки, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"", в порядке главы III.1 Закона о банкротстве (в силу пункта 1 статьи 61.1) подлежат рассмотрению требования арбитражного управляющего о признании недействительными сделок должника как по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве (статьи 61.2 и 61.3 и иные содержащиеся в этом Законе помимо главы III.1 основания), так и по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В силу пункта 1 статьи 61.8 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника подается в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
Согласно части 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
По общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве.) В деле о банкротстве гражданина-должника, по общему правилу, подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу на праве общей собственности (пункт 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве, пункты 1 и 2 статьи 34, статья 36 Семейного Кодекса Российской Федерации).
Как установили суды и не оспаривают участвующие в деле лица, Шайтун Д.М. является супругом сестры должника.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что договор купли-продажи автомобиля, заключенный Нефедовым Г.В. и Шайтун Д.М., фактически прикрывает приобретение данного транспортного средства супругом должника - Назаровым Р.И. по цене 1 050 тыс. рублей. Указанный вывод судов соответствует установленным обстоятельствам дела.
Как установили суды, согласно пояснениям Нефедова Г.В., он продал автомобиль Назарову Р.И. по цене 1 050 тыс. рублей, что соответствует рыночной стоимости такого транспортного средства; в договоре указана цена 250 тыс. рублей, остальные 800 тыс. рублей получены от Назарова Р.И, по просьбе которого Нефедов Г.В. подписал договор купли-продажи автомобиля с родственником Назарова Р.И. - Шайтун Д.М.; Нефедов Г.В. Шайтун Д.М. никогда не видел, переговоры и расчеты с ним вел Назаров Р.И. и ему был передан автомобиль после оплаты. В материалы дела представлена расписка от 09.12.2017 о получении Нефедовым Г.В. от Назарова Р.И. 800 тыс. рублей за автомобиль Mercedes-Benz GLK 220 CDI 4MATIC, 2011 года выпуска, VIN WDC2049841F803826. В полисах ОСАГО в качестве лиц, допущенных к управлению автомобилем, указаны только должник и ее супруг Назаров Р.И.
Суды, принимая во внимание приобретение транспортного средства у Нефедова Г.В. после признания должника банкротом, пришли к выводу о том, что оформление автомобиля на Шайтун Д.М. было направлено на предотвращение обращения взыскания на транспортное средство и реализации в составе конкурсной массы должника.
Заключение договора аренды спорного автомобиля с ООО "Донэнергосбыт", генеральным директором и участником которого с долей 99% является Назаров Р.И., не опровергает выводы судов о притворности оспариваемой сделки.
Суды также приняли во внимание, что в рамках иного обособленного спора признан недействительным договор от 12.05.2015 купли-продажи автомобиля Mercedes-Benz ML280 CDI, 2009 года выпуска, заключенный должником и Шайтун Д.М., как сделка, направленная на вывод активов должника при наличии у него неисполненных обязательств по оплате обязательных платежей. В рамках данного обособленного спора суды установили, что автомобилем пользовался должник, согласно полису ОСАГО среди лиц, допущенных к управлению транспортным средством, указаны должник и ее супруг Назаров Р.И.
Целью оспаривания сделок в рамках дела о банкротстве является возврат в конкурсную массу того имущества, которое может быть реализовано для удовлетворения требований кредиторов. В данном случае интерес управляющего в квалификации сделки как притворной и в обнаружении действительно заключенной сделки состоит в том, чтобы исключить те правовые последствия, которые формально порождает прикрывающая сделка - нахождение приобретенного супругом должника автомобиля в собственности Шайтун Д.М. и признание данного транспортного средства приобретенным супругом должника, являющегося стороной прикрываемой (единственно реально совершенной) сделки, что позволит реализовать автомобиль в составе конкурсной массы должника.
Признание договора притворной сделкой не влечет таких последствий, как реституция, поскольку законом в отношении притворных сделок предусмотрены иные последствия - применение к сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемой сделке), относящихся к ней правил с учетом существа и содержания такой прикрываемой сделки. В рамках настоящего обособленного спора недействительность прикрываемой сделки между Нефедовым Г.В. и Назаровым Р.И. судами не установлена, поэтому суды правомерно признали автомобиль приобретенным в собственность супруга должника Назарова Р.И. по цене 1 050 тыс. рублей.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 -- 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А53-33685/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
По общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве.) В деле о банкротстве гражданина-должника, по общему правилу, подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу на праве общей собственности (пункт 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве, пункты 1 и 2 статьи 34, статья 36 Семейного Кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2020 г. N Ф08-6803/20 по делу N А53-33685/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5325/2022
28.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1635/2022
08.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10319/2021
04.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12143/2021
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6803/20
19.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5251/20
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12500/19