г. Краснодар |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А32-56791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (ИНН 2308027802, ОГРН 1032307167056) - Купряковой Е.В. (доверенность от 14.01.2020), Ерофеевой Н.Г. (доверенность от 20.12.2019), Бажанова А.С. (доверенность от 23.01.2020), Семёнова А.В. (доверенность от 30.12.2019), от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" (ИНН 2348014172, ОГРН 1022300771437) - Мамжиева А.В. (доверенность от 18.09.2020), Селезнёва Я.И. (доверенность от 17.08.2020, приказ от 20.03.2020, выписка из ЕГРЮЛ), рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по делу N А32-56791/2019, установил следующее.
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБОУ "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков" (далее - лицей) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10.03.2015, регистрационный N 06600, серия 23ЛО1, номер 0003355 (далее - лицензия).
Решением суда от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.07.2020, в удовлетворении ходатайства лицея о привлечении к участию в деле третьих лиц отказано. Заявленное требование удовлетворено. Лицензия аннулирована.
Судебные акты мотивированы неисполнением лицеем в полном объеме предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19, наличием нарушений в его деятельности.
В кассационной жалобе и дополнении к ней лицей просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. Ссылается на: нарушение процедуры аннулирования лицензии, установленную статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании); отсутствие четырех из семи оставшихся после выполнения предписания нарушений (прекращение деятельности в четырех жилых зданиях поселка Текос); другие три нарушения (отсутствие права оперативного управления на два учебных корпуса, согласования учредителем программы развития лицея, места нахождения арендованного стадиона в приложении к лицензии) лицей устранить не может (зависит от воли третьих лиц), они не влияют на возможность осуществления образовательного процесса.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что министерство на основании приказа от 10.04.2019 N 1244 провело плановую выездную проверку лицея, по результатам которой составило акт от 20.05.2019 N 0285-19, зафиксировавший совершение лицеем 39 нарушений требований Закона об образовании, Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966), приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания", 22.01.2014 N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", 12.03.2014 N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организаций, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности", 25.12.2013 N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов", 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией", постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"" (далее - постановление N 729), Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582, Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785.
По факту нарушений министерство выдало лицею предписание от 20.05.2019 N 47-01-13-9527/19 о представлении до 22.07.2019 отчета о результатах его исполнения и копий документов об исполнении перечисленных в предписании требований, а также рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в совершении перечисленных нарушений.
Министерство на основании приказа от 23.07.2019 N 2741 провело внеплановую выездную проверку исполнения лицеем предписания от 20.05.2019 N 47-01-13-9527/19, по результатам которой составило акт от 26.07.2019 N 0285-19-вн-19, зафиксировавший неустранение лицеем девяти нарушений, в том числе выразившихся в отсутствии:
- на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности, расположенных по адресу: Геленджик, Текос, Лесная, 5 (на учебные корпуса "Сура", "Омега" отсутствуют правоустанавливающие документы) (нарушение подпункта "а" пункта 6 Положения N 966);
- санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества при осуществлении образовательной деятельности, учитывающих в числе других статью 41 Закона об образовании (на корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный", расположенные по адресам: Геленджик, Текос, Карабакова щель, участки N 1, 2, 4, 6 (нарушение подпункта "ж" пункта 6 Положения N 966);
- безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания по установленным нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (на корпуса Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный" не имеется заключений Госпожнадзора (нарушение подпункта "з" пункта 6 Положения N 966);
- материально-технического обеспечения образовательной деятельности, необорудование помещений по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (при реализации программ курса "Основы безопасности жизнедеятельности" класс учебно-методической литературой не оснащен: нет общевойскового защитного комплекта, респираторов, различных приборов разведки, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий и др.), нет предмета "Физическая культура - РБИ и контактные виды единоборств" из-за отсутствия в общеобразовательной организации стадиона (нарушение подпункта "б" пункта 6 Положения N 966);
- печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по предмету "Астрономия" (нарушение подпункта "е" пункта 6 Положения N 966).
Проверкой также выявлено: непереоформление приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности при реализации основных образовательных программам основного общего и среднего общего образования по адресам, не указанным в приложении к лицензии (корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный" (нарушение части 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ));
- устав лицея не содержит обязательных сведений: тип образовательной организации, сроки полномочий и порядка выступления коллегиальных органов от имени образовательной организации, участие обучающихся и родителей в управлении ею, ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (нарушение пункта 1 части 2 статьи 25, части 5 статьи 26, пункта 17 части 1 статьи 34, пункта 7 части 3 статьи 44, части 3 статьи 52 Закона N 273-ФЗ);
- программа развития общеобразовательной организации не согласована с учредителем (нарушение пункта 7 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ);
- в федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" не внесены записи о документах государственного образца об образовании, выданные с 2000 по 2018 годы (нарушение постановления N 729).
Постановлением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19.07.2019 по делу N 5-748/2019Ю оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 10.09.2019 по делу N 12-3040/19, лицей привлечен к ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде приостановления деятельности на 90 суток.
Приказом министерства от 11.09.2019 N 3506 приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности на 90 суток, с 30.08.2019 по 27.11.2019.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 16 г. Геленджика от 28.08.2019 по делу N 5-946/2019 лицей привлечен к ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде взыскания 10 тыс. рублей штрафа.
Министерство вынесло лицею предписание от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 о необходимости до 27.11.2019 представить отчет о результатах его исполнения по указанным девяти нарушениям.
Приказом министерства от 24.09.2019 N 3725 приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
На основании приказа от 20.11.2019 N 4738 министерство провело внеплановую выездную проверку исполнения лицеем предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19, по результатам которой составило акт от 28.11.2019 N 285-19-вн-19-П, зафиксировавший неисполнение следующих семи нарушений:
- отсутствие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности, расположенных по адресу: Геленджик, Текос, Лесная, 5 (на учебные корпуса "Сура", "Омега" отсутствуют правоустанавливающие документы, не зарегистрировано право оперативного управления) (нарушение подпункта "а" пункта 6 Положения N 966);
- отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, по курсу "Физическая культура - РБИ и контактные виды единоборств", - отсутствует стадион (заключено соглашение о сотрудничестве в целях использования игровой площадки в целях проведения уроков физкультуры, расположенной по адресу: Геленджик, Текос, Ленина, 33А. Однако, это местонахождения осуществления образовательной деятельности не внесено в приложение к лицензии) (нарушение подпункта "б" пункта 6 Положения N 966);
- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества при осуществлении образовательной деятельности, учитывающих статью 41 Закона об образовании (на корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный", расположенные по адресам: Геленджик, Текос, Карабакова щель, участки N 1, 2, 4, 6 - по состоянию на 28.11.2019 нет соответствующих заключений, приказом от 31.05.2019 N 68 по этим объектам образовательная деятельность прекращена) (нарушение подпункта "ж" пункта 6 Положения N 966);
- отсутствие безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания по установленным нормам, обеспечивающим жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (на корпуса Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный") (по состоянию на 28.11.2019 нет соответствующих заключений, приказом от 31.05.2019 N 68 по этим объектам образовательная деятельность прекращена) (нарушение подпункта "з" пункта 6 Положения N 966);
- непереоформление приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности при реализации основных образовательных программам основного общего и среднего общего образования по адресам, не указанным в приложении к лицензии (корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный") - по состоянию на 28.11.2019 не внесены изменения в лицензию на осуществление образовательной деятельности в названных корпусах, приказом от 31.05.2019 N 68 по названным адресам деятельность прекращена (нарушение части 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ);
- программа развития общеобразовательной организации не утверждена и не согласована с учредителем, с 21.11.2019 программа развития повторно направлена учредителю на согласование. В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2019 N 03-1598 изложено отрицательное экспертное заключение на программу развития лицея (нарушение пункта 7 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ);
- в федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" не внесены записи о документах государственного образца об образовании, выданные с 2000 по 2018 годы (на 28.11.2019 не получены ключи для доступа к сегменту ГИС "ФИС ФРДО" для внесения данных) (нарушение постановления N 729).
Приказом министерства от 29.11.2019 N 4866 продлен срок приостановления действия лицензии учреждения с даты издания приказа до дня вступления в законную силу решения суда.
Неисполнение лицеем повторного предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 повлекло обращение министерства с заявлением в арбитражный суд об аннулировании лицензии на осуществление лицеем образовательной деятельности.
Судебные инстанции, руководствуясь статьями 1 - 3, пунктом 40 части 1 статьи 12, статьями 19, 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частями 6 - 8 статьи 93 Закона N 273-ФЗ, пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для аннулирования лицензии учреждения.
Установив неисполнение лицеем нарушения, изложенного в пункте 1 предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 (отсутствие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности, расположенных по адресу: Геленджик, Текос, Лесная, 5 (на учебные корпуса "Сура", "Омега" отсутствуют правоустанавливающие документы, не зарегистрировано право оперативного управления), суд указал. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2019 по делу N А32-29251/2019 признано право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0902003:14 в Геленджике, Текос, Лесная, 5: главный корпус, административный корпус, учебные корпуса "Омега", "Солнечный", "Сура", медицинский пункт, топочная.
Использование в момент проверки учебных корпусов "Сура" и "Омега" без правоустанавливающих документов подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А32-29251/2019.
Соглашаясь с неустранением лицеем нарушения, изложенного в пункте 4 предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 (отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов - курсу "Физическая культура - РБИ и контактные виды единоборств" из-за отсутствия стадионА), суд отклонил довод лицея о заключении соглашения с МБУК "Клуб села Текос" МО город-курорт Геленджик о совместном использовании спортивной площадки (Геленджик, Текос, Ленина, ЗЗА), соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, по мотиву отсутствия такого места осуществления образовательной деятельности в приложении к лицензии.
Суд указал, что лицей направил в министерство заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности от 16.01.2020 (в период судебного разбирательства) в связи с намерением вести образовательную деятельность по новому адресу, не указанному в приложении к лицензии. Однако, министерство возвратило лицею заявление и прилагаемые к нему документы в связи неисполнением предписания министерства от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 (подпункт "г" пункта 43.2 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244 "Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности"). При этом суд учел доводы министерства о намеренном затягивании лицеем устранения названного нарушения на протяжении длительного времени при наличии такой возможности, пренебрежительном отношении к его устранению, и принятии мер к внесению местонахождения стадиона только в период судебного разбирательства.
Суд признал достоверным довод министерства о неустранении лицеем нарушения, изложенного в пунктах 2 и 3 предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 (отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам зданий, строений, помещений, оборудования и иного имущества при осуществлении образовательной деятельности, безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный"). Суд отметил, что при проведении повторной проверки министерство выявило полную доступность этих корпусов неопределенному кругу лиц. Объекты находятся в непосредственной близости к основному учебному корпусу, используемое в образовательной деятельности имущество и оборудование продолжает в них находиться. Эти обстоятельства делают невозможной проверку сведений о выведении названных корпусов из образовательного процесса.
Образовательная деятельность в корпусах "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный" фактически прекращена с 30.08.2019, что подтверждается соглашениями о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом от 30.08.2019. Деятельность в корпусах "Сура" и "Омега" прекращена с 01.09.2019. С 30.08.2019 по 27.11.2019 решением Геленджикского городского суда деятельность лицея приостановлена, обучающиеся в этот период в лицее отсутствовали.
Суд также счел неустраненными лицеем нарушения, перечисленные в пунктах 6, 8, 9 предписания от 24.09.2019 N 47-01-13-20388/19 (непереоформление приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности при реализации основных образовательных программам основного общего и среднего общего образования по адресам, не указанным в приложении к лицензии (корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный"); программа развития общеобразовательной организации не утверждена и не согласована с учредителем; в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" не внесены записи о документах государственного образца об образовании, выданные с 2000 по 2018 годы)).
Отсутствие полученных заключений Роспотребнадзора и Госпожнадзора на корпуса "Степной", "Кедровый", "Ольха", "Красный" и невнесение местонахождения этих корпусов в приложение к лицензии расценено судом как неисполнения предписания.
С учетом изложенных обстоятельств суд согласился с аргументами министерства о неустранении лицеем всех выявленных нарушений и неисполнении им в полном объеме повторного предписания. Непринятие лицеем до настоящего времени мер к полному устранению всех выявленных недостатков признано судом свидетельствующим о несоблюдении требований законодательства о лицензировании.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об установленных фактических обстоятельствах и наличии в рассматриваемом случае оснований для аннулирования выданной учреждению лицензии по мотиву осуществления образовательной деятельности с нарушением требований Закона об образовании, отнесенных подпунктом "а" пункта 9 Положения N 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Суд отметил, что аннулирование лицензии при установленных им обстоятельствах осуществления образовательной деятельности является специальной предупредительной мерой, непосредственно связанной со спецификой деятельности, в такой ситуации затрагиваются права и интересы других лиц, в частности, учеников, имеющих в соответствии с Конституцией Российской Федерации право на качественное и безопасное образование.
Суд дал надлежащую правовую оценку аргументам лицея о нарушении процедуры аннулирования лицензии статьи 93 Закона об образовании; составлении и рассмотрении протоколов об административных правонарушениях; незначительности нарушений и отсутствии в них признаков влекущих аннулирование лицензии; об отсутствии вины в неполучении правоустанавливающих документов на корпуса "Сура" и "Омега"; необязательности наличия стадиона (спортивной площадки).
Суд также учел наличие отрицательного экспертного заключения на программу развития лицея (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2019 N 03-1598). В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17.01.2020 N 03-32 отражено, что программа развития не согласована и требует доработки с учетом замечаний и предложений, указанных в экспертном заключении на программу развития лицея на 2020 - 2024 годы. Это обстоятельство также признано свидетельствующим о неисполнении лицеем предписания министерства.
Суд учел получение лицеем на 31.12.2019 ключей доступа к сегменту федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" и внесение полной информации о документах государственного образца об образовании, выданных с 2000 по 2019 годы. Однако, как отметил суд, это нарушение устранено в период судебного разбирательства и после истечения срока исполнения предписания министерства (до 27.11.2019).
Суд рассмотрел и обоснованно отклонил ходатайство лицея о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Федерального агентства по управлению имуществом и Министерства просвещения Российской Федерации.
Применительно к установленным им по делу фактическим обстоятельствам суд сделал вывод о том, что испрашиваемая министерством мера справедлива, адекватна, пропорциональна и соразмерна допущенным лицеем нарушений лицензионного законодательства, а также необходима для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан, получающих образование в учреждении.
Суд кассационной инстанции при таких установленных судом обстоятельствах осуществления лицеем образовательной деятельности, как отсутствие: необходимого для образовательной деятельности спортивного стадиона в лицензии и непроведения тем самым в отношении этого объекта лицензионного контроля; санитарно-эпидемиологических заключений на корпуса "Степной", "Ольха", "Кедровый", "Красный" и отсутствия возможности проверить факт прекращения в них образовательной деятельности и проведения контрольных мероприятий (адреса также отсутствуют в лицензии); заключения органов пожарного надзора на объекты по адресу Геленджик, Текос, Карабакова щель, участки N 1, 2, 4, 6 и наличия в них безопасных условий обучения; согласованной с учредителем лицея программы развития общеобразовательной организации, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривает. Доказательств соответствия перечисленных объектов осуществления образовательной деятельности требованиям противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в период проведения судебного разбирательства по настоящему делу в материалах дела не имеется. С учетом изложенного вывод суда о необходимости применения такой крайней и исключительный меры, как аннулирование лицензии, отвечает требованиям безопасного и качественного осуществления образовательного процесса.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом имеющихся в материалах дела доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Из принципа правовой определенности следует, что судебные акты суда первой и апелляционной инстанций, основанные на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не могут быть отменены судом кассационной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой и апелляционной инстанций. Сходный правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по делу N А32-56791/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.