г. Краснодар |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А53-44524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Соловьева Е.Г. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Онищенко А.С., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителей ответчика - лично индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Давыденко Андрея Викторовича (ИНН 610901951290, ОГРН 311618724100018), а также представителя Клименко А.Н. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие истца - Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6164287579, ОГРН 1096164000019), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Давыденко Андрея Викторовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А53-44524/2019, установил следующее.
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Давыденко А.В. (далее - предприниматель) о расторжении договоров пользования рыбоводными участками от 18.12.2015 N 280/Р, 281/Р, 282/Р; возложении обязанности на предпринимателя привести в первоначальное состояние рыбоводные участки.
Исковые требования мотивированы выявленными со стороны предпринимателя нарушениями в части непредоставления актов изъятия аквакультуры, журналов учета изъятия, а также в связи с невыполнением планов, поданных при участии в конкурсе.
Решением от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.06.2020, договоры пользования рыбоводными участками от 18.12.2015 N 280/Р, 281/Р, 282/Р расторгнуты; суд обязал предпринимателя в пятнадцатидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу привести в первоначальное состояние рыбоводные участки, предоставленные в пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства), согласно названным договорам, взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 18 тыс. рублей государственной пошлины. Руководствуясь частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ), приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.11.2014 N 471 "Об утверждении порядка предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры" (далее - приказ N 471), пунктами 2.4.5, 2.4.8 договоров, суды указали, что с даты заключения договоров в адрес управления не поступали акты выпуска объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также от самого пользователя. Факт неосуществления предпринимателем деятельности по аквакультуре в границах спорных участков, а также отсутствие документации, подтверждающей зарыбление пользователем данных рыбоводных участков, подтвержден сотрудником администрации Егорлыкского района Ростовской области при проведении в 2019 году комиссионной проверки исполнения условий договоров. Впервые сведения из журнала учета изъятия объектов пастбищной аквакультуры поступили в управление от ответчика в феврале 2019 года после направления письма с предложением о расторжении договоров и подачи искового заявления в суд. Предоставляя рыбоводный участок пользователю, государство преследует цель развития аквакультуры (рыбоводства), следовательно, управление вправе было рассчитывать на осуществление ответчиком деятельности в области аквакультуры (рыбоводства) в объемах, указанных в планах развития рыбоводного хозяйства на период действия рассматриваемых договоров. Невыполнение указанных планов правомерно расценено управлением как существенное нарушение условий договоров, поскольку показатели планов явились одним из значимых критериев для заключения спорных договоров. 08 ноября 2020 года
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 26.02.2020 и постановление апелляционного суда от 04.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что в части 2 статьи 9 Закона N 148-ФЗ перечислен исчерпывающий перечень существенных условий договора, при этом подпунктом 9 названного положения к существенным условиям относится и обязательство рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, утвержденном приказом N 471, отчетность, подтверждающую осуществление рыбоводным хозяйством деятельности по аквакультуре. Согласно пункту 4 приказа N 471 акты выпуска объектов аквакультуры предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления в управление в течение 5 рабочих дней после его подписания посредством почтового отправления по адресу управления, указанному на официальном сайте. С момента заключения договоров пользования рыбоводными участками до 29.04.2019 управление не предъявляло каких-либо требований к предпринимателю о предоставлении актов выпуска. При этом ответчик, начиная с момента заключения договоров, регулярно и своевременно подавал в управление отчеты 1-П Рыба об объемах изъятия объектов аквакультуры. Нарушение требования по ведению журнала и предоставлению копий страниц из него в управление устранено предпринимателем уже с начала 2019 года. Кроме того, в Законе N 148-ФЗ отсутствует пункт об обязанности выполнять план развития рыбоводного хозяйства. Планы развития рыбопромысловых участков составлялись на основании рекомендаций и нормативов для прудов балочного типа южных районов страны Азовским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства рыбоводно-биологического обоснования к рыбохозяйственному освоению руслового водохранилища, расположенного в бассейне балки Козлова (РБО). В указанных планах предусматривалось интенсивное выращивание, т.е. кормление рыб искусственными кормами и внесение в пруды минеральных и органических удобрений. Также предполагалось применять поликультуру - совместное выращивание рыб с разными спектрами питания и уплотненную посадку карпа, что значительно повышало рыбопродуктивность при осуществлении прудового рыбоводства. При этом планы носят предположительный, ориентировочный характер. Заявленные показатели в силу различных причин в течение всего периода действия договора могут иметь существенные отклонения от фактических результатов хозяйственной деятельности пользователя рыбопромыслового участка в отсутствие вины данного юридического лица либо индивидуального предпринимателя. С момента заключения спорных договоров какие-либо проверки по исполнению их условий не проводились, тогда как пунктом 5.5.29 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" обязанность по организации установления факта неосуществления деятельности на рыбоводном участке в течение двух лет подряд возложена на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
В отзыве на жалобу управление указывает, что администрация Егорлыкского района Ростовской области 08.11.2019 провела проверку по факту осуществления хозяйственной деятельности предпринимателем согласно договорам, в результате которой выявлено, что в используемых акваториях доказательства ведения хозяйственной деятельности отсутствуют, отмечены следы выкоса водной растительности, установлена добыча водных биологических ресурсов в нарушение требований законодательства.
Определением суда округа от 01.10.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 29.10.2020 до 15 часов 10 минут. В назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
В судебном заседании представитель предпринимателя пояснил доводы кассационной жалобы, управление явку представителя не обеспечило, извещено согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы, приведенные предпринимателем в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что дело необходимо направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, управление и предприниматель (пользователь) заключили договоры пользования рыбоводными участками от 18.12.2015 N 280/Р, 281/Р, 282/Р в рамках статьи 21 Закона N 148-ФЗ на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства от 16.03.2011 N 54, 55, 56 Департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области и Давыденко А.В.
В соответствии с договорами от 18.12.2015 N 280/Р, 281/Р, 282/Р управление предоставило, а предприниматель принял в пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства) рыбоводные участки, индивидуализированные в пунктах 1.1 договоров.
Согласно пунктам 2.4.5 договоров пользователь обязан предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры. Ежеквартально предоставлять в управление сведения из журнала изъятия объектов аквакультуры.
В соответствии с пунктом 2.4.8 договоров пользователь обязан выполнять план развития рыбоводного хозяйства (включая достижение запланированных объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов), предоставленный пользователем в управление в составе заявки для участия в конкурсе.
Пунктами 5.2, 5.4 договоров предусмотрено досрочное прекращение и расторжение договоров в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления факта неосуществления указанной деятельности.
Управление, ссылаясь на неисполнение пользователем существенных условий договоров пользования рыбоводными участками, в порядке досудебного урегулирования направило ответчику претензии от 29.04.2019 N 5857, 10.06.2019 N 8008, содержащие, в том числе предложения о расторжении договоров, неисполнение которых послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Договор, в силу статей 450 и 452 Гражданского кодекса, может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктами 1.1 - 1.1.4 заключенных сторонами договоров пользования рыбоводными участками определено наименование, местоположение, площадь и границы рыбоводных участков. Видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, закреплен в пункте 1.2 договоров.
Пунктом 1.6 договоров предусмотрено осуществление пользователем мероприятий по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе обязанность не допускать ухудшения среды обитания водных биологических ресурсов, содержать рыбоводные участки в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям.
Согласно пункту 2.1 договоров управление имеет право осуществлять проверку соблюдения пользователем условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации; запрашивать и получать у пользователя информацию, касающуюся деятельности рыбоводного хозяйства, требовать исполнения условий договора.
На основании пунктов 2.4 - 2.4.8 договоров пользователь обязан: соблюдать законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства), водного, земельного, гражданского, санитарно-ветеринарного, природоохранного законодательства Российской Федерации, а также условия договора; осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; осуществлять учет изъятых объектов аквакультуры и объем прилова водных биологических ресурсов на рыбоводном участке; представлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке статистическую отчетность об объемах изъятия аквакультуры и объемов прилова водных биологических ресурсов по форме N 1-П (рыба); предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры. Ежеквартально представлять в управление сведения из журнала изъятия объектов аквакультуры; представлять по запросу управления информацию, касающуюся деятельности пользователя по выполнению условий договора; в случае причинения вреда (ущерба) водным биологическим ресурсам и (или) среде их обитания в результате своей деятельности компенсировать причиненный вред (ущерб) в установленном законодательстве Российской Федерации порядке; выполнять план развития рыбоводного хозяйства (включая достижение запланированных объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов), представленный пользователем в составе заявки для участия в конкурсе, по результатам которого с пользователем был заключен договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
Договоры вступают в силу с момента подписания сторонами (пункт 4.1) и действуют до 16.03.2021 (пункт 4.2).
Согласно пункту 5.4 договоры подлежат досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию управления в случае использования пользователем рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологически ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия (часть 2 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 148-ФЗ в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу данного закона на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Договор пользования рыбоводным участком заключается с рыбоводным хозяйством, указанным в части 1 данной статьи, в течение двух лет после дня вступления в силу названного закона (части 2 статьи 21 Закона N 148-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 148-ФЗ по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно части 2 статьи 9 названного Закона существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются: стороны и предмет договора; срок договора; местоположение и площадь рыбоводного участка; видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка; основания и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка; сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры; мероприятия, которые относятся к рыбохозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством; обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры; ответственность сторон.
По смыслу приведенных норм цель заключения договора пользования рыбоводным участком - осуществление пользователем рыбоводства (аквакультуры), следовательно, допущенные названным лицом нарушения могут быть квалифицированы в качестве существенных, влекущих расторжение договора, в случае если в результате соответствующих действий (бездействия) пользователя не может быть достигнута цель заключения такого договора.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности. В силу части 4 статьи 9 Закона N 148-ФЗ изменение существенных условий договора пользования рыбоводным участком, а также передача, уступка прав третьим лицам по такому договору не допускаются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций пришли к выводу о несоблюдении предпринимателем существенных условий договоров от 18.12.2015 N 280/Р, 281/Р, 282/Р, а также неосуществлении хозяйственной деятельности на спорных участках.
Коллегия суда округа полагает, что при оценке последствий нарушения пользователем обязанности своевременного предоставления отчетности, судам следовало учесть, что подобное нарушение носит устранимый характер. Управление не предприняло мер по своевременному направлению предпринимателю претензий с требованием о предоставлении необходимой отчетности хозяйственной деятельности на спорных участках. При этом в материалах дела имеются акты выпуска объектов аквакультуры в водный объект от 05.06.2017 N 1, 2, 3 (т. 1, л. д. 147 - 164).
Обстоятельства, со ссылкой на представленные в дело доказательства, позволяющие ссылаться на наличие иных оснований для применения положений части 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ в отношении каждого из заявленных к расторжению договоров (в частности, не осуществление рыбохозяйственной мелиорации), в судебных актах не приведены.
В силу статей 8, 9 Кодекса суд обязан создать сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав в состязательном процессе и не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и нарушения норм права, дать надлежащую оценку доводам сторон, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле администрации Егорлыкского района Ростовской области в целях исследования обстоятельств, связанных с представлением отчетности по спорным участкам, на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех представленных сторонами доказательств и приведенных ими доводов установить наличие (отсутствие) оснований для расторжения каждого договора пользования рыбоводным участком, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы общества по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд округа распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А53-44524/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм цель заключения договора пользования рыбоводным участком - осуществление пользователем рыбоводства (аквакультуры), следовательно, допущенные названным лицом нарушения могут быть квалифицированы в качестве существенных, влекущих расторжение договора, в случае если в результате соответствующих действий (бездействия) пользователя не может быть достигнута цель заключения такого договора.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности. В силу части 4 статьи 9 Закона N 148-ФЗ изменение существенных условий договора пользования рыбоводным участком, а также передача, уступка прав третьим лицам по такому договору не допускаются.
...
Обстоятельства, со ссылкой на представленные в дело доказательства, позволяющие ссылаться на наличие иных оснований для применения положений части 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ в отношении каждого из заявленных к расторжению договоров (в частности, не осуществление рыбохозяйственной мелиорации), в судебных актах не приведены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф08-7465/20 по делу N А53-44524/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6519/2021
13.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7571/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-44524/19
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7465/20
04.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5649/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-44524/19