г. Краснодар |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А63-211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Дыдочкина М.В. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, направившему ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А63-211/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене предупреждения от 26.11.2019 по делу N 16.
Решением суда от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что антимонопольный орган доказал наличие в действиях общества признаков нарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, заявление удовлетворить. Податель жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права; суды сделали неверный вывод о наличии признаков доминирующего положения общества на рынке услуг по сдаче в субаренду земельного участка (частей земельного участка) в полосе отвода железной дороги; суды не приняли во внимание, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов; управлением не соблюден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.08.2003 министерство имущественных отношений Ставропольского края и общество заключили договор N 1 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, по условиям которого общество является арендатором земельных участков из земель поселений г. Минеральные Воды, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:24:040000:0003 общей площадью 47, 389 га, находящегося: Ставропольский край, г. Минеральные Воды", железная дорога "Минеральные Воды - Кисловодск", цель использования - земли федерального железнодорожного транспорта, срок аренды - по 07.08.2052.
21 июня 2006 года ООО "Квадрат" (арендатор) и общество (арендодатель) заключили договор субаренды части земельного участка N ЦРИЗ/4/А/0611010000/06/02966, согласно пункту 1.1 которого арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды часть земельного участка в границах остановочной платформы "3 км", общей площадью 96 кв. м с учетным кадастровым N 26:24:0:0003/001, из земель поселений, входящую в состав указанного земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 26:24:0:0003, в границах, указанных в кадастровой карте участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью. Участок предоставляется под размещение торгового павильона из легких конструкций (пункт 1.2 договора). В пункте 4.1 договора указано, что величина арендной платы по договору составляет 9111 рублей в год, в том числе НДС 1389 рублей 81 копейка. Согласно пункту 4.2 договора расчет арендной платы определен в приложении к договору, являющемся его неотъемлемой частью. В соответствии с пунктом 4.3 договора размер арендной платы по договору пересматривается в следующих случаях: при изменении и (или) индексации базовых ставок арендной платы на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации; при изменении рыночной арендной платы (в случае определения размера арендной платы исходя из рыночной стоимости участка), но не реже одного раза в пять лет (за исключением соответствующей площади земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения). Новый размер арендной платы по договору устанавливается дополнительным соглашением сторон о внесении соответствующих изменений в договор (абзац 4 пункта 4.3 договора).
26 августа 2019 года в адрес управления поступило заявление ООО "Квадрат" о проведении проверки в отношении общества в связи с навязыванием субарендной платы за пользование земельным участком, входящим в состав земельного участка полосы отвода железной дороги, по многократно завышенной стоимости. ООО "Квадрат" указало, что экономического обоснования, на основании которого в одностороннем порядке изменены существенные условия договора субаренды земельных участков, к каковым относится стоимость субаренды, в его адрес не направлено, ему не предоставлена возможность ознакомиться с результатами отчета в части, являющейся основанием для повышения арендной платы, что лишило возможности обратиться в суд с заявление о признании недостоверной величины рыночной стоимости субарендной платы.
По результатам рассмотрения данного заявления управлением в адрес общества направлено предупреждение N 16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в течение 1 месяца с момента получения данного предупреждения, путем отзыва уведомления, направленного субарендатору - компании по результатам проведенной переоценки рыночной стоимости субарендной платы (протокол от 30.11.2017 N 48 "Комиссия по ценам Северо-Кавказской железной дороги), проведенной по поручению ЦЗ-С Мальцева С.В. от 16.12.2015 N П-СМ-7 и совершении действий, направленных на урегулирование возникших разногласий в рамках заключенного договора с ООО "Квадрат" от 21.06.2006 N ЦРИЗ/4/А/0611010000/06/002966.
Не согласившись с предупреждением управления, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались 71, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), статей 4, 5, 10 и 39.1 Закона о защите конкуренции, порядком пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"" (далее - Порядок N 264), разъяснениями, изложенными в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
Суды установили, что основанием для вынесения предупреждения послужили следующие обстоятельства.
Согласно пункту 4 раздела 1 приказа общества от 07.11.2008 N 150 "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" недвижимое имущество -земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, не застроенный земельный участок, не застроенная часть земельного участка - земельный участок или часть земельного участка, свободные от строений, в том числе части земельных участков сверх площади, непосредственно занятой строениями и необходимой для их использования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 29-ФЗ земельные участки полосы отвода железной дороги, являются федеральной собственностью и предоставлены Росимуществом в аренду обществу по договорам сроком на 49 лет.
Минераловодская дистанция пути, являющаяся структурным подразделением общества, направила в адрес заявителя письмо-уведомление от 11.01.2018 N 16, которым известило ООО "Квадрат" об увеличении годовой субарендной платы за участок. Согласно представленному обществом расчету формирования арендной платы для ООО "Квадрат" по договору субаренды от 21.06.2006 N ЦРИЗ/4/А/0611010000/06/02966 с учетом коэффициента-дефлятора на 2017 год размер арендной платы составлял 15 143 рубля 04 копейки в год, а увеличенный размер арендной платы указан в сумме 112 тыс. рублей (с НДС 18 %) с 2017 года и 113 898 рублей 31 копейку (с НДС 20 %) в 2019 году.
Основанием для изменения арендной платы послужил отчет об оценке N 07/0817/27, выполненный ООО "Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН" по заказу общества, согласно которому по состоянию на 16.10.2017 рыночная стоимость права пользования на условиях аренды за объект оценки - участок площадью 96 кв. м, местоположение: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, о.п. "3 км", определена в размере 94 837 рублей 40 копеек в год (без НДС).
Суды указали, что управление в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345) составило аналитический отчет состояния конкурентной среды на товарном рынке предоставления в субаренду участков полосы отвода железной дороги, в котором указало, что общество занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей 100%.
В соответствии с положениями Закона N 29-ФЗ, Порядком N 264 пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с обществом на 49 лет, за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Общество является единственным арендатором земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги, в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке услуг по сдаче в субаренду земельных участков в пределах земельного участка в полосе отвода железной дороги.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации" на территории Ставропольского края установлена ставка арендной платы 55,29 руб./га в год.
При этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.12.2019 по делу N А63-17522/2019 по заявлению общества об оспаривании аналогичного предупреждения управления, вынесенного, в том числе в отношении договора субаренды другой части того же земельного участка с кадастровым номером 26:24:000000:3, установлено, что стоимость аренды земельного участка для общества в 2017 году составляла 0,011756 руб. за 1 кв. м, в 2018 году - 0,012256 руб. за 1 кв. м, рост арендной платы для общества составил 4,3%.
Суды указали, что увеличение субарендной платы для ООО "Квадрат", содержащееся в расчете общества, составило более 700%. Такое различие в росте субарендной платы по сравнению с увеличением собственной арендной платы за землю общества не обосновало какими-либо конкретными экономическими, технологическими или иными причинами. Содержание отчета об оценке N 07/0817/27 свидетельствует о том, что оценщик применял метод сравнения продаж, используя в качестве объектов аналогов стоимость земельных участков, предназначенных для строительства торговых объектов, и применяя коэффициент капитализации для земельных участков под офисно-торговую застройку, что не соответствует условиям договора аренды с ООО "Квадрат". При этом сам отчет общество в адрес субарендатора не направило.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в дело доказательства, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества признаков нарушения, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод заявителя о том, что суд первой инстанции и управление сделали неверный вывод о наличии признаков доминирующего положения общества на рынке услуг по сдаче в субаренду земельного участка (частей земельного участка) в полосе отвода железной дороги, что привело к злоупотреблению обществом доминирующим положением. Оценивая довод общества о том, что субаренда целевых земель не товарный рынок, а целевые земли не товар, суды указали, что в соответствии с условиями договоров субаренды общество передает за плату в субаренду части земельных участков в полосе отвода железной дороги. Таким образом, обществом введены в оборот указанные части участков, за использование которых оно получает прибыль. В связи с чем, указанные участки являются товаром, а их предоставление в субаренду является товарным рынком.
Кроме того, управление провело анализ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220. Согласно заключенному договору от 21.06.2008 N ЦРИЗ/4/А/0611010000/06/02966 ООО "Квадрат" переданы во временное владение и пользование части земельного участка (предмет договора - субаренда земельного участка). Географическими границами рынка приняты земельные участки.
Апелляционный суд учел, что за земельными участками полосы отвода железной догори общества, которые общество передает во временное владение и пользование, расположены земельные участки, которые не принадлежат обществу и находятся в муниципальной собственности. Общество передает во временное владение и пользование земельные участки на основании простого соответствующего договора по соглашению сторон, в то время как для передачи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, необходимо проведение соответствующих торгов и договор заключается с победителем торгов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что управлением правильно определены географические границы товарного рынка, что согласовывается с пунктом 4.3 порядка проведения анализа в части того, что при выявлении условий обращения товара учитываются особенности территории.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод общества о гражданско-правовом характере взаимоотношений общества с субарендатором, поскольку общество, являясь субъектом, занимающим доминирующее положение на рассматриваемом рынке, не должно нарушать не только Гражданский кодекс Российской Федерации, но и специальные запреты, установленные Законом о защите конкуренции.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и сделали вывод о том, что фактически общество навязывает субарендатору многократно завышенную стоимость субарендной платы за пользование земельными участками, экономически не обоснованную и явно не соответствующую рыночным условиям. Исходя из изложенного, в действиях общества по неоднократному направлению предложений об увеличении арендной платы за используемый заявителем земельный участок содержит признаки ущемления интересов заявителей.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что земли железнодорожного транспорта в силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации не предназначены для сдачи в субаренду и потому не соответствуют понятию товар, предусмотренному пунктом 1 статьи 4 Закона защите конкуренции, поскольку в данном случае товаром является не земельный участок, а услуга по аренде земель под размещение объектов. Земельный участок полосы отвода определяет границы оказания этой услуги, т. е. границы товарного рынка.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, статьи 200 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов; по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А63-211/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и сделали вывод о том, что фактически общество навязывает субарендатору многократно завышенную стоимость субарендной платы за пользование земельными участками, экономически не обоснованную и явно не соответствующую рыночным условиям. Исходя из изложенного, в действиях общества по неоднократному направлению предложений об увеличении арендной платы за используемый заявителем земельный участок содержит признаки ущемления интересов заявителей.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что земли железнодорожного транспорта в силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации не предназначены для сдачи в субаренду и потому не соответствуют понятию товар, предусмотренному пунктом 1 статьи 4 Закона защите конкуренции, поскольку в данном случае товаром является не земельный участок, а услуга по аренде земель под размещение объектов. Земельный участок полосы отвода определяет границы оказания этой услуги, т. е. границы товарного рынка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф08-12399/20 по делу N А63-211/2020