г. Краснодар |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А32-45767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) - Шматовой Ю.В. (доверенность от 03.12.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502, ОГРН 1022302942705), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А32-45767/2019, установил следующее.
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Сочинский национальный парк" (далее - учреждение), в котором просило:
- признать незаконными действия учреждения в виде требований, приведенных учреждением в письме от 03.09.2019 N 01-13/2926, о необходимости получении обществом положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов, о заключении соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков, на которых планируется проведение работ по расчистке просек ВЛ от древесно-кустарниковой растительности, а также подачи лесной декларации;
- возложить на учреждение обязанность выдать обществу разрешение на пребывании на территории Сочинского национального парка персонала филиала общества сроком на 12 месяцев (с момента вступления судебного акта в законную силу) для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства с диспетчерскими наименованиями:
1) КВЛ 220 кВ Центральная - Дагомыс, КВЛ 220 кВ Дагомыс - Черноморская, ВЛ 220 кВ Псоу - Бзыби, КВЛ 220 кВ Сочинская ТЭС - Дагомыс, ВЛ 220 кВ Псоу - Поселковая, КВЛ 220 кВ Адлерская ТЭС - Псоу, КВЛ 220 кВ Черноморская - Поселковая;
2) в Мацестинском участковом лесничестве: квартал 10 выдел 32, квартал 12 выдел 46, квартал 13 выдел 12, квартал 14 выделы 25, 26, квартал 54 выдел 10, квартал 105 выдел 12, квартал 56 выдел 1, квартал 57 выдел 1, квартал 58 выдел 1;
3) в Дагомысском участковом лесничестве: квартал 51 выдел 23, квартал 57 выделы 19, 36, 32, квартал 58 выделы 5, 22, квартал 59 выдел 29, квартал 60 выдел 53, квартал 64 выдел 17, квартал 66 выдел 9, квартал 67 выделы 25, 27, квартал 68 выделы 3, 18, квартал 74 выдел 26, квартал 75 выдел 17, квартал 76 выделы 21, 28, квартал 77 выдел 20, квартал 78 выдел 14, квартал 79 выдел 19, квартал 99 выдел 19, квартал 101 выдел 15, квартал 102 выдел 19, квартал 110 выделы 7, 8, 9, 28, 32, квартал 117 выдел 13;
4) в Адлерском участковом лесничестве: квартал 4 выдел 7, квартал 7 выдел 13, квартал 11 выдел 24, квартал 12 выдел 21, квартал 15 выделы 46, 47, квартал 17 выдел 34, квартал 21 выдел 14, квартал 22 выдел 31, квартал 25 выдел 17, квартал 28 выдел 16, квартал 29 выдел 38, квартал 30 выделы 27, 29, 32, квартал 31 выдел 31, квартал 32 выдел 7, квартал 33 выдел 13, квартал 67 выдел 44;
5) в Кудепстинском участковом лесничестве: квартал 31 выделы 39, 45, квартал 35 выделы 8, 53, квартал 37 выдел 23, квартал 38 выдел 6, квартал 40 выдел 15, квартал 41 выделы 49, 50, квартал 46 выдел 23, квартал 47 выдел 28, квартал 53 выдел 5;
6) в Лыготхском участковом лесничестве: квартал 49 выдел 44, квартал 50 выделы 39, 40, 41, квартал 62 выдел 30, квартал 63 выдел 38, квартал 67 выдел 28, квартал 68 выдел 51, квартал 80 выдел 53;
7) в Головинском участковом лесничестве: квартал 63 выделы 14, 29, квартал 68 выдел 20, квартал 73 выдел 14, квартал 12 выдел 18, квартал 66 выдел 12, квартал 32 выдел 10, квартал 37 выдел 4, квартал 81 выдел 13, квартал 83 выдел 22;
8) в Нижне-Сочинском участковом лесничестве: квартал 9 выдел 43, квартал 11 выдел 30, квартал 12 выдел 30, квартал 15 выдел 31, квартал 16 выдел 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Согласование пребывания на территории национального парка для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства реализуется в административном порядке путем обращения в уполномоченный государственный орган. В рассматриваемом случае уполномоченным лицом по вопросу организации допуска на территорию Сочинского национального парка является Минприроды России, с которым общество не согласовывало пребывание на территории парка. Суды указали, что поскольку национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, осуществление в их границах сплошных рубок лесных насаждений недопустимо. Выдача разрешения на пребывание на территории Сочинского национального парка персоналу заявителя для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства не относится к компетенции учреждения. С учетом изложенного суды заключили об отсутствии оснований для удовлетворения требований к учреждению.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов, представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в оспариваемом решении учреждения отсутствует указание на необходимость согласования пребывания на территории национального парка для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства с Минприроды России. Суды не приняли во внимание правовой режим зоны хозяйственной назначения Сочинского национального парка, в связи с чем ошибочно заключили о запрете сплошной рубки в особо охраняемой природной территории. В соответствии со статьей 112 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пунктом 6 приказа Минприроды России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (далее - приказ от 16.07.2007 N 181), положениями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и приказа Минприроды России от 27.09.2013 N 411 "Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке" (далее - приказ от 27.09.2013 N 411) правовым режимом зоны хозяйственного назначения Сочинского национального парка предусмотрена возможность проведения работ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, использование лесов для проведения сплошных и выборочных рубок деревьев, кустарников, лиан. Кроме того, выдача разрешения (организация доступа) на пребывание на территории парка в целях эксплуатации линейных объектов относится к компетенции учреждения. Проведение работ по содержанию просек объектов электросетевого хозяйства в безлесном состоянии (расчистка существующих просек от древесно-кустарниковой растительности) относится к иной хозяйственной деятельности юридического лица - эксплуатации линейных объектов, то есть не связано с созданием и развитием социальной инфраструктуры. Таким образом, работы по расчистке просек объектов электросетевого хозяйства от древесно-кустарниковой растительности проводятся без согласования с Минприроды России. Заявитель также указывает, что в силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Положения данной нормы исключают необходимость согласования проекта освоения лесов и установления сервитута, в том числе на территории Сочинского национального парка.
Отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на территории Сочинского национального парка размещены линейные объекты, принадлежащие обществу, являющиеся неотъемлемой частью Единой национальной энергетической системы, обеспечивающей энергоснабжение потребителей Сочинского, Юго-западных энергорайонов Краснодарского края, включая всю прибрежную зону Черного моря территории Российской Федерации, а также участвующие в осуществлении межгосударственного транзита.
На основании положений подпункта "а" пункта 8 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила использования лесов) общество 28.08.2019 обратилось в учреждение с уведомление N М5/ПЗ/1/1100 о проведении работ в целях содержания в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Сочинского национального парка (т. 1, л. д. 62 - 64). Общество также просило выдать разрешение на пребывание на территории Сочинского национального парка персонала его филиала для выполнения работ по расчистке просек объектов электросетевого хозяйства от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
В письме от 03.09.2019 N 01-13/2926 учреждение сообщило о том, что в целях соблюдения требований лесного и земельного законодательства обществу для проведения работ по расчистке просек вдоль трасс объектов электросетевого хозяйства от древесно-кустарниковой растительности в границах особо охраняемой природной территории Сочинского национального парка необходимо получить заключение государственной экспертизы в Минприроды России по проекту освоения лесов, заключить соглашение об установлении сервитута в отношении лесных участков, на которых планируется проведение работ, а также представить лесную декларацию.
Общество, указывая, что требования учреждения, приведенные в письме от 03.09.2019 N 01-13/2926, противоречат закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
На землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередач и других линейных объектов (пункт 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса).
При использовании лесных участков в целях, указанных в пункте 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 указанной статьи).
Пункт 8 Правил использования лесов предусматривал, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом пунктом 9 Правил использования лесов устанавливалось, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков и проекта освоения лесов.
Согласно статье 112 Лесного кодекса к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Законом N 33-ФЗ.
Сочинский национальный парк, созданный на основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 N 214, находится в собственности Российской Федерации и входит в состав земель особо охраняемых природных территорий. Границы национального парка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534.
Пунктом 6 приказа от 16.07.2007 N 181 предусмотрено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий
В статье 2 Закона N 33-ФЗ закреплено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 9 приказа от 27.09.2013 N 411 на территории Сочинского национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций; заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд); проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров, в том числе с созданием противопожарных разрывов, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с положением.
Пунктом 10.4 приказа от 27.09.2013 N 411 предусмотрена возможность реконструкции, ремонта и эксплуатации дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах Сочинского национального парка в зоне хозяйственного назначения.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В пункте 10 Правил использования лесов указано, что для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество - для физического лица; объем и породный состав вырубаемой древесины; сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); срок завершения рубки лесных насаждений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р Сочинский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса оснований для удовлетворения требований к учреждению.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Анализ положений частей 4 и 6 статьи 15 Закона N 33-ФЗ позволил судам заключить, что вопросы согласования доступа на территорию национального парка сотрудников юридического лица (хозяйствующего субъекта) относятся к компетенции Минприроды России, о чем уполномоченный орган указал в отзыве на заявление (т. 3, л. д. 126 - 129), а также в письме от 06.07.2020 N 15-46/16674 (т. 4, л. д. 96, 97). Поскольку общество с соответствующим требованием в Минприроды России не обращалось, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований к учреждению. Наличие у суда полномочий, названных в части 6 статьи 46 Кодекса, об ошибочности вывода судов не свидетельствует, поскольку министерство не рассматривало спорное обращение заявителя и прилагаемые к нему документы.
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Часть 5 статьи 45 Лесного кодекса определяет, что Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Таким образом, ограничение вырубки лесных насаждении в лесах, находящихся на территории национальных парков, необходимость учета правового режима соответствующих функциональных зон, обусловлены особым природоохранным статусом природной территории и направлены на недопущение использования лесов с ущербом для природных комплексов в целом.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
С учетом содержания названных принципов, а также положений части 4 статьи 15 Закона N 33 на этапе предварительного согласования с Минприроды России вопроса о допуске хозяйствующего субъекта на территорию национального парка должны быть разрешены вопросы соблюдения режима соответствующих функциональных зон, в том числе перемещение по территории, определение вида рубки лесных насаждений и способа ее производства, осуществление контроля со стороны соответствующего учреждения.
В данном случае письмо учреждения от 03.09.2019 N 01-13/2926 не нарушает права общества и не влечет для заявителя возникновения неблагоприятных последствий. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие затруднений в самостоятельном согласовании с Минприроды России соответствующей деятельности на территории национального парка.
Кроме того, приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. В соответствии с названными Правилами в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (пункт 9). Пункт 10 данных Правил регламентирует порядок, сроки направления и содержание информации относительно осуществляемых рубок. При этом запрещено требовать направления иной информации, помимо указанной в данном пункте, отказ в получении направляемой информации и ее регистрации не допускаются. В защитных лесах выборочные и сплошные рубки требуют учета ограничений режима охраны соответствующей территории, установленной действующим законодательством (пункт 12 Правил). Согласно Перечню, утвержденному приказом от 10.07.2020 N 434, использование лесных участков без установления сервитута может осуществляться, в том числе для проведения выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
С учетом изложенного заявитель не утратил возможность обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Вывод судов об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса и необходимых для удовлетворения заявленных требований, следует признать верным.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 26.08.2020 и апелляционного постановления от 24.12.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общества по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А32-45767/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом содержания названных принципов, а также положений части 4 статьи 15 Закона N 33 на этапе предварительного согласования с Минприроды России вопроса о допуске хозяйствующего субъекта на территорию национального парка должны быть разрешены вопросы соблюдения режима соответствующих функциональных зон, в том числе перемещение по территории, определение вида рубки лесных насаждений и способа ее производства, осуществление контроля со стороны соответствующего учреждения.
В данном случае письмо учреждения от 03.09.2019 N 01-13/2926 не нарушает права общества и не влечет для заявителя возникновения неблагоприятных последствий. Общество не представило доказательства, подтверждающие наличие затруднений в самостоятельном согласовании с Минприроды России соответствующей деятельности на территории национального парка.
Кроме того, приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. В соответствии с названными Правилами в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (пункт 9). Пункт 10 данных Правил регламентирует порядок, сроки направления и содержание информации относительно осуществляемых рубок. При этом запрещено требовать направления иной информации, помимо указанной в данном пункте, отказ в получении направляемой информации и ее регистрации не допускаются. В защитных лесах выборочные и сплошные рубки требуют учета ограничений режима охраны соответствующей территории, установленной действующим законодательством (пункт 12 Правил). Согласно Перечню, утвержденному приказом от 10.07.2020 N 434, использование лесных участков без установления сервитута может осуществляться, в том числе для проведения выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф08-2128/21 по делу N А32-45767/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2128/2021
24.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15731/20
26.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45767/19
17.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8926/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45767/19