Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф08-2128/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2020 г. |
дело N А32-45767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от заявителя - представитель Шматова Ю.В., доверенность от 09.07.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 по делу N А32-45767/2019
по иску ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к ФГБУ "Сочинский национальный парк"
при участии третьих лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Сочинский национальный парк" со следующими требованиями:
признать незаконными действия в части предъявления требований, изложенных в письме от 03.09.2019 N 01-13/2926, о получении ПАО "ФСК ЕЭС" положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов, а также требований о заключении соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков, на которых планируется проведение работ по расчистке просек ВЛ от древесно-кустарниковой растительности и подаче лесной декларации;
обязать ФГБУ "Сочинский национальный парк" выдать ПАО "ФСК ЕЭС" разрешение на пребывании на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" персонала филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Кубанское ПМЭС сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства с диспетчерскими наименованиями:
КВЛ 220 кВ Центральная - Дагомыс, КВЛ 220 кВ Дагомыс - Черноморская, ВЛ 220 кВ Псоу - Бзыби, КВЛ 220 кВ Сочинская ТЭС - Дагомыс, ВЛ 220 кВ Псоу - Поселковая, КВЛ 220 кВ Адлерская ТЭС - Псоу, КВЛ 220 кВ Черноморская - Поселковая;
в Мацестинском участковом лесничестве: квартал 10 выдел 32; квартал 12 выдел 46; квартал 13 выдел 12; квартал 14 выделы 25, 26; квартал 54 выдел 10; квартал 105 выдел 12; квартал 56 выдел 1; квартал 57 выдел 1; квартал 58 выдел 1;
в Дагомысском участковом лесничестве: квартал 51 выдел 23; квартал 57 выделы 19, 36, 32; квартал 58 выделы 5, 22; квартал 59 выдел 29; квартал 60 выдел 53; квартал 64 выдел 17; квартал 66 выдел 9; квартал 67 выделы 25, 27; квартал 68 выделы 3, 18; квартал 74 выдел 26; квартал 75 выдел 17; квартал 76 выделы 21, 28; квартал 77 выдел 20; квартал 78 выдел 14; квартал 79 выдел 19; квартал 99 выдел 19; квартал 101 выдел 15; квартал 102 выдел 19; квартал 110 выделы 7, 8, 9,28, 32; квартал 117 выдел 13;
в Адлерском участковом лесничестве: квартал 4 выдел 7; квартал 7 выдел 13; квартал 11 выдел 24; квартал 12 выдел 21; квартал 15 выделы 46, 47; квартал 17 выдел 34; квартал 21 выдел 14; квартал 22 выдел 31; квартал 25 выдел 17; квартал 28 выдел 16; квартал 29 выдел 38; квартал 30 выделы 27, 29, 32; квартал 31 выдел 31; квартал 32 выдел 7; квартал 33 выдел 13; квартал 67 выдел 44;
в Кудепстинском участковом лесничестве: квартал 31 выделы 39, 45; квартал 35 выделы 8, 53; квартал 37 выдел 23; квартал 38 выдел 6; квартал 40 выдел 15; квартал 41 выделы 49, 50; квартал 46 выдел 23; квартал 47 выдел 28; квартал 53 выдел 5;
в Лыготхском участковом лесничестве: квартал 49 выдел 44; квартал 50 выделы 39, 40, 41; квартал 62 выдел 30; квартал 63 выдел 38; квартал 67 выдел 28; квартал 68 выдел 51; квартал 80 выдел 53;
в Головинском участковом лесничестве: квартал 63 выделы 14, 29; квартал 68 выдел 20; квартал 73 выдел 14, - квартал 12 выдел 18; квартал 66 выдел 12; квартал 32 выдел 10; квартал 37 выдел 4; квартал 81 выдел 13; квартал 83 выдел 22. Ликвидная древесина отсутствует. Породный состав: ольха, бук, дуб, граб;
в Нижне-Сочинском участковом лесничестве: квартал 9 выдел 43; квартал 11 выдел 30; квартал 12 выдел 30; квартал 15 выдел 31; квартал 16 выдел 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением от 26.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что согласование пребывания на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" персонала заявителя для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства носит административный характер путем обращения в уполномоченный государственный орган либо в учреждение и не может быть преодолено посредством предъявления иска в суд. Заявитель не обращался в Минприроды России по вопросу организации допуска на территорию Сочинского национального парка, не согласовал разрешительный режим пребывания на территории национального парка, что подтверждено Министерством природных ресурсов Российской Федерации. На особо охраняемых территориях осуществление выборочных рубок может осуществляться только в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим согласование с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "ФСК ЕЭС" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом самостоятельно изменено основание принятого ФГБУ "Сочинский национальный парк" оспариваемого решения. В оспариваемом письме учреждение не ссылалось на необходимость обратиться в Минприроды России для организации допуска на территорию Сочинского национального парка и для согласования режима пребывания на территории парка.
При принятии решения суд сослался на утратившие силу нормативные акты. Статьи 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.07.2019. Пункт 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, утратил силу с 19.09.2016.
По мнению заявителя жалобы, настоящий спор должен был рассматриваться по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, следовательно, суд должен был привлечь к участию в деле Министерство природы России по собственной инициативе.
При принятии решения не учтено, что Положением о Сочинском национальном парке предусмотрена возможность согласования производства работ Министерством природы России только по строительству и реконструкции объектов капитального строительства. В письме Минприроды России от 06.07.2020 указано, что вопросы организации работ на особо охраняемой природной территории, оформление допусков осуществляет учреждение. Требование о согласовании проекта освоения лесов необоснованно, так как эксплуатация линейных объектов осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Заявитель в данном случае не осуществляет ни строительство, ни реконструкцию объектов капитального строительства.
Заявитель осуществляет социально значимую деятельность. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, создания необходимых условий эксплуатации линейных объектов, охранных зон линейных объектов для осуществления выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан осуществляется без оформления договоров аренды, проект освоения лесов не требуется. Заявителем оформлены права пользования земельными участками, непосредственно занятыми опорами линий электропередач, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства установлены в Едином государственном реестре недвижимости.
В мотивировочной части решения не указаны нормы права, на основании которых заявитель обязан заключить соглашение об установлении сервитута. Обоснование правомерности изложенных в письме от 03.09.2019 требований не приведено. Не принят во внимание правовой режим зоны сельскохозяйственного назначения Сочинского национального парка.
По ходатайству истца судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представители ФГБУ "Сочинский национальный парк", Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в заседание не явились, отзывы не представили.
ФГБУ "Сочинский национальный парк", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по эксплуатации сети.
На территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" размещены линейные объекты, принадлежащие сетевой организации ПАО "ФСК ЕЭС", которые являются неотъемлемой частью Единой национальной энергетической системы и обеспечивают энергоснабжение потребителей Сочинского, Юго-западного энергорайонов Краснодарского края, включая всю прибрежную зону Черного моря территории Российской Федерации, а также участвуют в осуществлении межгосударственного транзита.
На основании положений подпункта "а" пункта 8 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ПАО "ФСК ЕЭС" направило ФГБУ "Сочинский национальный парк" уведомление от 28.08.2019 N М5/ПЗ/1/1100 о проведении работ в целях содержания в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Сочинского национального парка (т. 1 л.д. 62-64).
В уведомлении о проведении работ сетевая организация также просила выдать разрешение на пребывание на территории Сочинского национального парка персонала филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Кубанское ПМЭС для выполнения работ по расчистке просек вышеуказанных ВЛ от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
В ответе от 03.09.2019 N 01-13/2926 ФГБУ "Сочинский национальный парк" сообщило о том, что для проведения работ по расчистке просек вдоль трасс ВЛ от древесно-кустарниковой растительности на территории особо охраняемой природной территории Сочинского национального парка до начала указанных работ, в целях соблюдения требований лесного и земляного законодательства российской Федерации необходимо получить заключение государственной экспертизы в Минприроды России о проекту освоения лесов, а также заключить соглашение по установлению сервитута в отношении земельных участков, на которых планируется проведение указанных работ и подать лесную декларацию.
Полагая, что указанные в ответе от 03.09.2019 требования являются незаконными, ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях ранее был определен в главе 15 Лесного кодекса Российской Федерации, которая утратила силу с 01.07.2019, в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий".
Этим же Федеральным законом N 538-ФЗ от 27.1.2018 введена в Лесной кодекс Российской Федерации глава 17 "Защитные леса, эксплуатационные лемма, резервные леса, особо защитные участки лесов" (статьи 110-119).
Согласно статье 112 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (пункт 2 названной статьи).
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В пункте 14 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
Сочинский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 N 214.
Границы национального парка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 N 411 "Об утверждении положения о Сочинском национальном парке" установлено, что границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурноисторическим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием национального парка, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением; заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) и др. (пункт 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 N 411 "Об утверждении положения о сочинском национальном парке").
В соответствии с пунктами 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьями 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В статьях 9, 15, 21, 24, 27, 29 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлены ограничения на размещение линейных объектов в границах зон природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, за исключением случаев, когда международными договорами установлены иные правила (статья 37).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В пункте 6 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" предусмотрено, что пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" осуществление рекреационной деятельности на территории национальных парков допускается в специальной рекреационной зоне, а также в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2056-р от 31.12.2008 Сочинский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" министерство осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту 5.16 Положения о Министерстве природы России, утвержденного постановлением Правительства от 11.11.2015 N 1219, Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон.
Как установлено в статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктами 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данная законодательная норма обусловлена особым природоохранным статусом особо охраняемых природных территорий и направлена на недопущение использование лесов с ущербом для природных комплексов в целом.
Таким образом, федеральным законодательством установлен разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласование данной деятельности носит административный характер посредством обращения в уполномоченный государственный орган или учреждение и не может быть преодолено посредством предъявления иска в суд, является правомерным.
Заявитель не обращался в Минприроды России по вопросу организации допуска на территорию Сочинского национального парка.
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", обращаясь к ФГБУ "Сочинский национальный парк" (письмо от 28.08.2019 N М5/ПЗ/1/1100) о предоставлении возможности проведения работ в целях содержания в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру объектов электросетевого хозяйства путем расчистки просеки от дрвеснокустарниковой растительности ручным способом на особо охраняемой природной территории, не согласовало разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов ведения ими хозяйственной деятельности на территории национального парка, что подтверждается данными Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая требования пунктов 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181, осуществление даже выборочных рубок может осуществляться только в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим согласование с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Ссылка суда первой инстанции в данной части на приказ Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины", который утратил силу с 09.01.2017, не привела к принятию неправильного решения по существу, указанные ограничения установлены также в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181.
Поскольку объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к ведению заявителя, располагаются на территории в Мацестинского участкового лесничества, Дагомысского участкового лесничества, Адлерского участкового лесничества, Кудепстинского участкового лесничества, Лыготхского участкового лесничества, Головинского участкового лесничества, находящихся на особо охраняемой природной территории Сочинского национального парка, доводы заявителя о порядке осуществления деятельности на данной территории путем письменного обращения к ФГБУ "Сочинский национальный парк", необоснованны.
Выдача разрешения на пребывание на территории ФГБУ "Сочинский национальный парк" персоналу заявителя сроком на 12 месяцев на основании решения суда для выполнения работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности просек объектов электросетевого хозяйства в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов, а также соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков, на которых планируется проведение работ, не входит в компетенцию ФГБУ "Сочинский национальный парк".
Аналогичные выводы отражены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.2016 по делу N А52-417/2015, Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016 по делу N А40-84454/15.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2020 по делу N А32-45767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45767/2019
Истец: МПР ЭРФ, ОАО "ФСК ЕЭС" в лице Кубанского ПЭМС, ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала "ФСК ЕЭС" - Кубанское предприятие магистральных электрических сетей
Ответчик: ФГБУ "Сочинский национальный парк", Феберальное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПАО "ФСКЕЭС"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2128/2021
24.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15731/20
26.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45767/19
17.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8926/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45767/19