г. Краснодар |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А32-1436/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КМИГС" (ИНН 2320081789, ОГРН 1022302918483) - Кирия А.В. (доверенность от 29.04.2021), в отсутствие истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, муниципального унитарного предприятия культуры "Парки отдыха "Ривьера-Сочи"", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А32-1436/2020, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "КМИГС" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать самовольным объект капитального строительства с кадастровым номером 23:49:0203026:1743 площадью застройки 260 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203026:3 по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Егорова, 1;
- обязать общество осуществить снос данного объекта за свой счет;
- аннулировать запись о государственной регистрации права от 31.03.2003 N 23-01.50-24.2003-218 на здание кафе-закусочной "Феникс" с кадастровым номером 23:49:0203026:1743, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203026:3 по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Егорова, 1;
- взыскать с общества в пользу администрации судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 10 тыс. рублей в день за каждый день просрочки исполнения решения суда;
- обратить решение к немедленному исполнению.
Решением суда от 10.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2021, на общество возложена обязанность в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу привести спорный объект путем проведения следующих работ: демонтировать перегородки из деревянного каркаса, обшитого гипсокартоном, которые образуют помещение N 17; восстановить деревянные перегородки существовавшей ранее пристройки (литера А1) в прежних размерах 3,25 х 4,75 м; демонтировать деревянную перегородку между помещениями N 3 и 12; демонтировать перегородки в туалетах N 10 и 11; восстановить перегородку в помещениях N 13; восстановить дверь и часть оконного проема в помещении N 12; восстановить окно в помещении N 2; демонтировать часть перегородок в помещении N 14 (веранда) до прежнего состояния навеса (литера I) размерами 9,71 х 7,7 м; снять остекление в помещении N 14 (веранда). Работы по демонтажу провести с соблюдением СП 325.1325800.2017 "Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации". Срок выполнения работ по приведению спорного объекта в первоначальное состояние установлен не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы указывает, что имеющие значение для разрешения спора вопросы суд перед экспертом не поставил и не исследовал, дополнительную экспертизы не назначил. Суд обязал привести спорный объект в первоначальное состояние к параметрам, указанным в инвентарном деле N 16417 по состоянию на 25.06.1992, однако спорный объект приобретен обществом позднее указанной даты. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0203026:3, площадью 142 700 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Егорова, 1, с видом разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на территории муниципального парка "Ривьера", является собственностью муниципального образования город-курорт Сочи.
Общество является собственником здания кафе-закусочной "Феникс", площадью 107,8 кв. м (литера А), расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Егорова, 1, в соответствии с договором купли-продажи (приватизации) предприятия от 30.09.1992, заключенного с Сочинским городским фондом муниципального имущества.
На основании договора от 04.02.2009 N 4900005038 в аренду обществу передан земельный участок площадью 491 кв. м с учетным кадастровым номером 18, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203026:3 общей площадью 142 700 кв. м, для эксплуатации кафе-закусочной "Феникс" на срок до 06.08.2057.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203026:3 расположен одноэтажный объект капитального строительства - кафе "Феникс" площадью застройки 260 кв. м, разрешение на реконструкцию объекта (увеличение площади) не выдавалось, о чем составлен акт визуального осмотра от 07.11.2019.
Полагая, что спорный объект является самовольной постройкой, администрация обратилась в арбитражный суд.
Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Способом восстановления положения, существовавшего до нарушения права, применительно к самовольно реконструируемым объектам является приведение их технических характеристик в первоначальное состояние. Снос таких объектов возможен только в случае, если восстановление исходного положения невозможно, а сохранение таких объектов в неизменном виде нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.
Для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 N 8-П, определениях от 25.03.2004 N 85-О, от 13.10.2009 N 1276-О-О, от 03.07.2007 N 595-О-П, от 19.10.2010 N 1312-О-О, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В пункте 28 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству общества назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
В соответствии со статьей 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания спорного объекта самовольной постройкой.
Как установили суды, в ЕГРН зарегистрировано право собственности общества на спорное здание площадью 107,8 кв. м, вместе с тем разрешение на реконструкцию спорного объекта не выдавалось, меры к получению разрешения на реконструкцию как до начала так и во время продолжения строительных работ обществом не принимались, реконструкция объекта осуществлена в пределах его внешних границ в отсутствие разрешения на реконструкцию и привело к изменению характеристик спорного объекта.
Принимая во внимание выводы судебной экспертизы, изложенные в заключении от 26.05.2020 и пояснения эксперта, установив, что самовольная реконструкция спорного объекта проведена без соответствующего разрешения, при этом существует возможность приведения объекта в состояние, существовавшее до реконструкции в соответствии с данными инвентарного дела N 16417 по состоянию на 25.06.1992, суды, учитывая разъяснения данные в абзаце втором пункта 28 постановления N 10/22 пришли к верному выводу о возложении на общество обязанности по приведению спорного объекта в состояние, существовавшее до проведения реконструкции.
Доводы администрации, по которым она не согласна с оспариваемыми судебными актами, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Кодекса. Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора не является достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Аргументы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А32-1436/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 28 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
...
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
...
Принимая во внимание выводы судебной экспертизы, изложенные в заключении от 26.05.2020 и пояснения эксперта, установив, что самовольная реконструкция спорного объекта проведена без соответствующего разрешения, при этом существует возможность приведения объекта в состояние, существовавшее до реконструкции в соответствии с данными инвентарного дела N 16417 по состоянию на 25.06.1992, суды, учитывая разъяснения данные в абзаце втором пункта 28 постановления N 10/22 пришли к верному выводу о возложении на общество обязанности по приведению спорного объекта в состояние, существовавшее до проведения реконструкции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2021 г. N Ф08-3766/21 по делу N А32-1436/2020