г. Краснодар |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А20-583/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Майского районного потребительского общества (ИНН 0703000861, ОГРН 1020700557338) - Бондаревской Н.В. (председатель правления), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино- Балкарской Республике (ИНН 0716000019, ОГРН 1040700154802) - Устарханова Р.А. (доверенность от 22.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу Майского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 16.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по делу N А20-583/2020, установил следующее.
Майское районное потребительское общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино- Балкарской Республике (далее - инспекция) от 03.10.2019 N 827 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что измененная решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кабардино- Балкарской Республике (далее - комиссия) кадастровая стоимость принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества подлежит применению при исчислении налога на имущество в 2018 году и не подлежит применению в 2017 году (как ошибочно полагает общество).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости на объекты недвижимости общество подало в 2017 году, соответственно, с 2017 года подлежит применению измененная комиссией кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости измененная кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (была установлена на 2015 год). Нерассмотрение комиссией поданных обществом в 2017 году заявлений о пересмотре кадастровой стоимости произошло по не зависящим от общества обстоятельствам. Аналогичное заявление подано обществом в 2018 году и рассмотрено комиссией.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 29.05.2019 уточенной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, по результатам которой составила акт от 19.08.2019 N 482 и приняла решение от 03.10.2019 N 827 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 74 604 рублей штрафа и начислении 582 151 рубля налога на имущество.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино- Балкарской Республике от 11.12.2019 N 03/1-03/13176@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 03.10.2019 N 827 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение инспекции от 03.10.2019 N 827 в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период, определено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Суды указали, что в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2016 N 706-рп общество является плательщиком налога на имущество, в отношении которого в 2017 году налоговая база определяется по кадастровой стоимости.
Объектом налогообложения общества является недвижимое имущество со следующими кадастровыми номерами: 07:03:0300001:228; 07:03:0700000:2317; 07:03:0700000:4877; 07:03:0700033:951; 07:03:1400000:173; 07:03:1500000:226; 07:03:1500000:296 (далее - спорные объекты), с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости которых общество обратилось в комиссию 10.08.2017.
Уведомлением от 14.08.2017 N 3241/01-30 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) сообщило обществу о непринятии к рассмотрению указанных заявлений в связи с ненадлежащим оформлением документов, приложенных к заявлениям, разъяснив обществу право вновь обратиться в комиссию после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
09 июня 2018 года общество повторно обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов.
Решением управления от 28.06.2018 N 8/3 определена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Отказав обществу в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что измененная комиссией в 2018 году кадастровая стоимость спорных объектов подлежит применению при исчислении налога на имущество в 2018 году и не может быть применена в 2017 году, так как с соответствующим заявлением в комиссию общество обратилось в 2018 году.
Между тем, суды не учли, что в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 2596-О разъяснено, что экономическая обоснованность и умеренность налогового бремени как основные начала налогообложения (пункт 3 статьи 3 Кодекса) достигаются законодателем в ходе определения (изменения) всех элементов налогообложения в совокупности.
Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Как разъяснено в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П, для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 378.2 Кодекса.
Пересмотр кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам ранее проведенной кадастровой оценки, обеспечение экономически обоснованного налогообложения, пресечение злоупотреблений.
Суды не учли, что согласно решению управления от 28.06.2018 N 8/3 отклонение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости от кадастровой стоимости указанных объектов составляет более 54% (по отдельным объектам - свыше 80,0%).
В силу части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Вместе с тем, указав, что с соответствующим заявлением общество обратилось в комиссию 09.06.2018, суды не учли, что процедуру обжалования кадастровой стоимости спорных объектов общество инициировало в августе 2017 года (т. 1 л. д. 53 - 66).
При постановке вывода о периоде, когда подлежит применению установленная комиссией рыночная стоимость спорных объектов, сослались на решение управления от 28.06.2018 N 8/3, достоверно не установив, когда общество инициировало процедуру обжалования кадастровой стоимости спорных объектов.
Данное обстоятельство подлежит исследованию с учетом правовой позиции, высказанной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303, от 05.05.2021 N 309-ЭС20-21650.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным доказательствам и обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, и недостаточно обоснованны, преждевременен вывод судов об отсутствии у общества права применения измененной комиссией кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества при исчислении налога на имущество в 2017 году и соответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения инспекции от 03.10.2019 N 827.
В этой связи судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судах первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить все доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по делу N А20-583/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При постановке вывода о периоде, когда подлежит применению установленная комиссией рыночная стоимость спорных объектов, сослались на решение управления от 28.06.2018 N 8/3, достоверно не установив, когда общество инициировало процедуру обжалования кадастровой стоимости спорных объектов.
Данное обстоятельство подлежит исследованию с учетом правовой позиции, высказанной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303, от 05.05.2021 N 309-ЭС20-21650.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным доказательствам и обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, и недостаточно обоснованны, преждевременен вывод судов об отсутствии у общества права применения измененной комиссией кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества при исчислении налога на имущество в 2017 году и соответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения инспекции от 03.10.2019 N 827."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2021 г. N Ф08-4976/21 по делу N А20-583/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8822/2022
02.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5135/20
16.03.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-583/20
07.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4976/2021
01.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5135/20
16.11.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-583/20