г. Краснодар |
|
10 января 2022 г. |
Дело N А53-14890/2021 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А53-14890/2021, установил следующее.
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с ООО "3Д-Компонент" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, март 2020 года и ноябрь 2020 года в размере 3500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2021, суд удовлетворил заявленное управлением требование в части взыскания с общества 3 тыс. рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года и март 2020 года. В удовлетворении остальной части заявленного фондом требования суд отказал, сделав вывод о том, что представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия общества как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. В части удовлетворения требования судебные акты мотивированы тем, что общество с нарушением установленного законом срока представило управлению исходные формы сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года и март 2020 года.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требования и в этой части принять новое решение об удовлетворении требования. По мнению фонда, вывод судов в части отказа в удовлетворении требования противоречит Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), согласно которой, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2020 года направлены обществом в фонд позже установленного законодательством срока, при этом данные сведения не были указаны в форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020 года.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в фонде.
Управление провело проверку, по итогам которой пришло к выводу о том, что исходные и дополняющие сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года (в отношении 1 одного застрахованного лица), март (в отношении 5 застрахованных лиц) и ноябрь (в отношении 1 застрахованного лица) 2020 года представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверки фонд составил акты от 07.02.2020 N 071S18200001666, 20.05.2020 N 071S18200006929, 29.01.2021 N 071S18210001642 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынес решения от 17.03.2020 N 071S19200003747, 25.06.2020 N 071S19200008741, 10.03.2021 N 071S19210003077 о применении финансовых санкций в отношении страхователя в размере 3500 рублей.
Управление выставило обществу требования от 07.04.2020 N 071S01200004837, 20.07.2020 N 071S01200009127, 01.04.2021 N 071S01210005269, предложив страхователю добровольно уплатить санкции в установленные сроки.
Поскольку требования фонда о добровольной уплате санкций общество не исполнило, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорном периоде, на страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы): 1) страхового номера индивидуального лицевого счета; 2) фамилии, имени и отчества; 3) идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Установив, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, март 2020 года представлены обществом с нарушением установленного законом срока (за декабрь 2019 года сведения представлены 16.01.2020 года; за март 2020 года - 14.05.2020), суды сделали правильный вывод о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения требования фонда в части взыскания с общества финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 3 тыс. рублей.
Судебные инстанции установили, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года представлены обществом фонду 15.12.2020, то есть в пределах срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения обработаны и приняты фондом без каких-либо замечаний.
20 января 2021 года общество подало форму СЗВ-М за ноябрь 2020 года (дополняющая) в отношении одного застрахованного лица. Указанные сведения обработаны и приняты фондом также без замечаний.
При этом акт от 29.01.2012 N 071S18210001642 и решение от 10.03.2021 N 071S19210003077 не содержат информацию о том, что фонд выявил нарушения при предоставлении обществом сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года ("исхд"). Доказательства направления фондом обществу уведомления о выявлении ошибок или несоответствий в представленных исходных сведениях по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в материалах дела отсутствуют.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ и закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных фонду сведениях, до их обнаружения фондом, и представить управлению достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции N 211н, действовавшей на момент подачи обществом исходной и дополняющей форм отчетности СЗВ-М за ноябрь 2020 года, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
Установив, что общество исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года представило фонду в пределах срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а 20.01.2021 подало форму СЗВ-М за ноябрь 2020 года (дополняющая) в отношении одного застрахованного лица, которые приняты фондом без замечаний, суды пришли к выводу о том, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку в сведениях до её обнаружения фондом, воспользовался своим правом на дополнение (уточнение) переданных сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход, отраженный в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 303-КГ18-5700, 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлены обстоятельства, исключающие вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т. п.) в представленных сведениях в установленный срок.
В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за ноябрь 2020 года, не может лишить общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, в отношении которого первоначально такие сведения не подавались.
Несмотря на то, что данная правовая позиция сформирована до утверждения Инструкции N 211н, основания для привлечения лица к ответственности в случае самостоятельного обнаружения им ошибки и представления дополнительных сведений отсутствуют, поскольку положения Инструкции N 211н, являющейся подзаконным нормативным правовым актом, не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых фондом индивидуальных сведениях, закрепленное Законом N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали фонду в удовлетворении требования о взыскании с общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в размере 500 рублей.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А53-14890/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
...
Несмотря на то, что данная правовая позиция сформирована до утверждения Инструкции N 211н, основания для привлечения лица к ответственности в случае самостоятельного обнаружения им ошибки и представления дополнительных сведений отсутствуют, поскольку положения Инструкции N 211н, являющейся подзаконным нормативным правовым актом, не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых фондом индивидуальных сведениях, закрепленное Законом N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 января 2022 г. N Ф08-11261/21 по делу N А53-14890/2021