г. Краснодар |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А32-39037/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии от ответчиков: публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Схаплок А.К. (доверенность от 17.12.2020), общества с ограниченной ответственностью "Юг-Гео-Р" (ИНН 2311116298, ОГРН 1092311001782) - Сажиной С.Л. (доверенность от 27.01.2021), в отсутствие представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Казачье охотничье хозяйство" (ИНН 2303025713, ОГРН 1062303007634), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Казачье охотничье хозяйство" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А32-39037/2020, установил следующее.
ООО "Казачье охотничье хозяйство" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском об обязании ПАО "Россети Кубань" (далее - акционерное общество, сетевая компания) заключить соглашение об установлении сервитута на часть лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 в редакции, изложенной в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)"; заключить соглашение о возмещении убытков при проведении работ на части лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 в редакции, изложенной в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)"; запретить ООО "Юг-Гео-Р" проводить работы на объекте ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" по реконструкции в части расширения просеки без заключения с обществом соглашений об установлении сервитута и возмещении убытков.
Определением от 01.04.2021 принят отказ истца от иска в части требований к ООО "Юг-Гео-Р", производство по делу к данному ответчику прекращено.
Решением от 11.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды указали, что в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется при проведении рубок деревьев, кустарников без предоставления лестных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Заключенные акционерным обществом договоры на разработку проектной и рабочей документации и проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" не создают каких-либо прав и обязанностей в отношении общества. Истец является арендатором земельного участка, вырубленная при проведении работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" древесина не является собственностью истца, передана собственнику - Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Истец приобрел право владения лесным участком на основании договора аренды от 29.12.2008 N 357/15-08; на момент приобретения права аренды в отношении участка имелось обременение в виде размещения ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки".
В кассационной жалобе общество просит решение от 11.08.2021 и апелляционное постановление от 21.10.2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 нет сведений об установлении охранной зоны ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки", сведения о нахождении на участке зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) 23.02.2.3 также отсутствуют, координаты зоны не установлены. Ответчик является собственником линий электропередачи на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АА N 813781. При этом линии электропередачи не поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, не установлены координаты объекта, следовательно, координаты охранной зоны не могут быть определены. Представленные в материалы дела скриншоты экрана сервиса "Публичная кадастровая карта" не могут являться допустимыми доказательствами наличия охранной зоны на лесном участке с кадастровым номером 23:02:0000000:1712, так как "Публичная кадастровая карта" - это справочно-информационный ресурс для предоставления пользователям сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на территории Российской Федерации. Информация, содержащаяся в "Публичной кадастровой карте", актуализируется на постоянной основе и является достоверной, общедоступной и бесплатной. Вместе с тем, сведения, полученные с помощью данного ресурса, не могут быть использованы в качестве официального документа - они служат только справочной информацией и противоречат данным, указанным в выписке из ЕГРН на лесной участок с кадастровым номером 23:02:0000000:1712. Действия по реализации проекта по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек относится исключительно к ситуации, изложенной в части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). При этом законодатель указывает, что ширина просеки определяется в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства. Наличие статуса электросетевой организации не является автоматически установлением того факта, что все работы, которые выполняются на линиях электропередачи, направлены исключительно на обеспечение безопасности граждан. Ссылаясь на определяющую роль электроэнергетической отрасли в жизнеобеспечении населения и хозяйственного комплекса и того, что линии электропередачи считаются объектами важного значения региона, суд не учел, что в соответствии с пунктом 3.1 устава в качестве основной цели деятельности ответчика установлено получение прибыли. Суд не принял во внимание, что истец не возражает против выполнения работ на лесном участке, принадлежащем истцу в соответствии с требованиями законодательства, а именно с предоставлением участка в пользование и соблюдением лесного законодательства, в том числе по составлению проекта освоения лесов, прохождения экспертизы и выполнения работ в соответствии с правилами заготовки древесины. На данный момент выполнение работ без соответствующих документов привело к созданию препятствий в осуществлении деятельности истца и созданию угрозы возникновения пожаров в связи с тем, что на протяжении всей линии электропередачи имеется захламленность, спиленные деревья, что создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также животному миру.
В отзыве на кассационную жалобу ответчики просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в отзыве. Истец явку в суд кассационной инстанции не обеспечил, извещен надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 04.06.2019 в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru размещена закупка ПАО "Кубаньэнерго" (в настоящее время ПАО "Россети Кубань" (реестровый номер извещения 31907952240), в соответствии с которой объявлен конкурс в электронной форме. Предметом конкурса являлось право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации с оформлением земельно-правовой и градостроительной документации по титулу филиала ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек".
В соответствии с протоколом заседания Центральной конкурсной комиссии о рассмотрении ценовых предложений и выборе победителя по конкурсу в электронной форме от 19.07.2019 N 31907952240 победителем определено ООО "ЭнергоСтройПроект" с ценовым предложением 18 697 637 рублей 57 копеек.
30 октября 2019 года к истцу как арендатору лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 обратилось ООО "ЭнергоСтройПроект" о предоставлении согласия на проведение реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек" и заключения соглашения о сервитуте. Письмом N 1.1-12/603 от 30.10.2019 истец дал согласие на заключение соглашения о сервитуте.
ООО "ЭнергоСтройПроект" подготовило проектную и сметную документацию по объекту "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек".
27 марта 2020 года в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru размещена закупка ПАО "Кубаньэнерго" (реестровый номер извещения 32009046615), в соответствии с которой объявлен конкурс в электронной форме. Предметом конкурса являлось право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту филиала ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети: "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки".
В соответствии с протоколом от 22.05.2020 заседания Центральной конкурсной комиссии по вопросам рассмотрения ценовых предложений заявок участников и выбора победителя по конкурсу в электронной форме N 32009046615 победителем определено ООО "Юг-Гео-Р" с ценовым предложением 20 151 711 рублей 92 копеек.
На основании указанного протокола ответчик и ООО "Юг-Гео-Р" заключили договор подряда от 02.06.2020 N 407/30-625 на строительно-монтажные работы по объекту.
Согласно подготовленной ООО "ЭнергоСтройПроект" сметной документации в стоимость строительно-монтажных работ включены расходы на оформление земельно-правовой документации в размере 11 405 185 рублей 68 копеек.
В соответствии с "Частью 1. Сводная экспликация по земельным участкам Л11О-4О7/ЗО-949-ЗПД1 (том 10.2.1)" на лесном участке с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 установлен размер платы за пользование земельным участком в сумме 11 910 550 рублей.
В проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)" приложены согласованные с истцом соглашение об установлении сервитута и соглашение о возмещении убытков.
В июне 2020 года обществом получено уведомление филиала Адыгейские электрические сети от 10.06.2020 N АдЭС/113/1709, согласно которому Адыгейские электрические сети в целях приведения охранных зон воздушных линий электропередачи в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в установленной границе охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" (ЗОУИТ 23.02.2.3, дата постановки на учет 11.10.2012), принадлежащей ответчику на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.12.2002 серии 23-АА N 813781, уведомляет о проведении работ по расчистке просеки от древесно-кустарниковой растительности на территории земель лесного фонда на части земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712.
17 июля 2020 года в адрес сетевой компании общество направило требование о заключении соглашений об установлении сервитута и возмещении убытков в редакциях, изложенных в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)".
Сетевая компания в письме от 31.07.2020 N КА/007/2864 отказала истцу в заключении соглашений, что и послужило основанием обращения истца с иском в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок (пункты 1, 2 статьи 307 Гражданского кодекса).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статьи 1, 421 Гражданского кодекса).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление Пленума N 49) разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 274 Гражданского кодекса собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно части 3 статьи 274 Гражданского кодекса сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца, не создавая существенных неудобств для собственника обременяемого земельного участка.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, с требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.
По своей правовой сути, соглашение об установлении сервитута и соглашение о возмещении убытков, о понуждении к заключению которых заявлены требования по своей правовой сути являются разновидностью возмездной сделки, требования к порядку заключений которых определяются главой 27 Гражданского кодекса.
Бремя доказывания необходимости установления сервитута и невозможности использования недвижимого имущества без установления права ограниченного пользования чужим имуществом, в силу статьи 9, 65 Кодекса относится на заявителя - инициатора установления такого права. Для установления факта отсутствия такой возможности у собственника недвижимого имущества исследуются все варианты обеспечения нормальной эксплуатации объекта недвижимого имущества без установления сервитута.
При разрешении данного спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались нормами права, регулирующими порядок использования лесных участков для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и порядок установления сервитута для этих целей.
Судами установлено, что ответчик, являясь электросетевой компанией осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, в интересах потребителей электроэнергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиками электроэнергии. В целях осуществления основного вида деятельности в собственности и в эксплуатации сетевой компании находится воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки", принятая к бухгалтерскому учету 01.01.1976 с инвентарным номером 3114, в отношении которой зарегистрировано право собственности на основании свидетельства о регистрации права от 27.12.2002.
В силу статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии со статьей 7 Закона N 35-ФЗ комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики и обеспечивать устойчивое снабжение потребителей электроэнергией. Учитывая определяющую роль электроэнергетической отрасли в жизнеобеспечении населения и хозяйственного комплекса, подстанции, распределительные сети и линии электропередач считаются объектами важного значения региона.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков, правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
В силу пункта 5 Правил N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон, согласно Приложению.
Пунктом 6 Правил N 160 определено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией. Приложением к Правилам N 160 установлено, что охранные зоны для ВЛ-110 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м.
Таким образом, для ВЛ-110 кВ ширина охранной зоны составляет порядка 47 метров (расстояние между проводами около 7 м + 2 * 20).
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 11.10.2012 N 2343/12 312755 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о прохождении границы части охранной зоны ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" с кадастровым номером 23:02:143.2002-117, расположенный в границах Апшеронского района Краснодарского края. Охранная зона в отношении ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" установлена и поставлена на учет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил N 160 плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Пунктами 21, 22, 23 Правил N 160 установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.
Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, действующим в период проведения работ по расчистке охранных зон, утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 223).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам, согласно которым размер просеки для линии электропередачи напряжением 110 кВ составляет 20 метров от крайнего провода по обоим сторонам линейного объекта.
Статьей 51 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер по пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, в силу статьи 53 Лесного кодекса, включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров, которое предполагает противопожарное обустройство лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализационных полос (часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса).
На основании части 3 статьи 53 Лесного кодекса правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 10, 15 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены и целевого назначения лесов, осуществляются меры предупреждения лесных пожаров. Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной безопасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков), планы тушения лесных пожаров лесничеств (лесопарков) и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под предупреждением от чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение риска размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При этом пунктами "а", "б" статьи 14 указанного Закона установлено, что к обязанностям организаций от чрезвычайных ситуаций относится планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях. В свою очередь, невыполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности влечет невозможность обеспечения безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, кроме того, нарушает права граждан в части обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения, в том числе социально-значимых объектов.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 223 в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях единообразного применения норм лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, Федеральное агентство лесного хозяйства подготовило разъяснения к Правилам N 223.
Письмом от 01.12.2012 N НК-03-54/14278 "О применении положений приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 в части объектов электроэнергетики", в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса и пунктами 9, 10 и 11 Правил N 223 в целях обеспечения безопасности граждан и создания условий для эксплуатации линейных объектов, использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в охранных зонах линий электропередачи осуществляется без предоставления лесных участков.
При рассмотрении дел, связанных с требованиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, к электросетевым компаниям в обязательном порядке оформить право аренды лесных участков, на которых находится линия электропередачи с охранной зоной, для целей ее эксплуатации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих к заключению подобного договора по отношению к охранной зоне (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-8514/10, от 20.08.2010 N ВАС-10885/10, от 24.08.2010 N ВАС-10881/10).
В пункте 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Заключенные акционерным обществом договоры на разработку проектной и рабочей документации и проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" не создают каких-либо прав и обязанностей в отношении общества. Обязанность ответчика заключить соглашение об установлении сервитута для эксплуатации и обслуживания линейного объекта и соглашения о возмещении убытков, связанных с проведением работ на объекте ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки законом либо соглашением сторон не установлена. Истец приобрел право владения лесным участком на основании договора аренды от 29.12.2008 N 357/15-08; на момент приобретения права владения лесным участком в отношении него имелось обременение в виде размещения ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки".
В этой связи, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А32-39037/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Заключенные акционерным обществом договоры на разработку проектной и рабочей документации и проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" не создают каких-либо прав и обязанностей в отношении общества. Обязанность ответчика заключить соглашение об установлении сервитута для эксплуатации и обслуживания линейного объекта и соглашения о возмещении убытков, связанных с проведением работ на объекте ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки законом либо соглашением сторон не установлена. Истец приобрел право владения лесным участком на основании договора аренды от 29.12.2008 N 357/15-08; на момент приобретения права владения лесным участком в отношении него имелось обременение в виде размещения ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки".
В этой связи, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф08-14725/21 по делу N А32-39037/2020