город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2021 г. |
дело N А32-39037/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
от ПАО "Россети Кубань" посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": представителя Схаплока А.К. по доверенности от 17.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Казачье охотничье хозяйство"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11 августа 2021 года по делу N А32-39037/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Казачье охотничье хозяйство"
к публичному акционерному обществу "Россети Кубань", обществу с ограниченной ответственностью "Юг-Гео-Р"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Казачье охотничье хозяйство" (далее - ООО "КОХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань"), обществу с ограниченной ответственностью "Юг-Гео-Р" (далее - ООО "Юг-Гео-Р") со следующими требованиями:
- об обязании ПАО "Россети Кубань" заключить с истцом соглашение об установлении сервитута на часть лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 в редакции, изложенной в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)";
- об обязании ПАО "Россети Кубань" заключить с истцом соглашение о возмещении убытков при проведении работ на части лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 в редакции, изложенной в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)".;
- о запрете ООО "Юг-Гео-Р" проводить работы на объекте ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" по реконструкции в части расширения просеки без заключения с ООО "КОХ" соглашения об установлении сервитута и соглашения о возмещении убытков.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является арендатором лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712, на котором расположена ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки". ПАО "Россети Кубань" является заказчиком по договорам на разработку проектной и рабочей документации и проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки". Истец ссылается на то, что согласно разработанной документации размер платы за пользование земельным участком определен в сумме 11 910 550 руб., однако ПАО "Россети Кубань" уклоняется от заключения с истцом соглашений об установлении сервитута на часть лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 и о возмещении убытков при проведении работ на части лесного участка.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 принят отказ истца от иска в части требований к ООО "Юг-Гео-Р", производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется для проведения рубок деревьев, кустарников без предоставления лестных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Заключенные ПАО "Россети Кубань" договоры на разработку проектной и рабочей документации и проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" не создают каких-либо прав и обязанностей в отношении ООО "КОХ". Истец является пользователем земельного участка на праве аренды и при заключении договора аренды ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" находилась на земельном участке.
ООО "КОХ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о доказанности ответчиком факта установления охранной зоны линии электропередачи, признал работы, выполняемые ответчиком, плановыми (регламентными) работами по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, а также выполняемыми в целях обеспечения безопасности граждан.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Россети Кубань" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать ООО "КОХ" в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От ООО "КОХ" в материалы дела поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, мотивированное поломкой автомобиля представителя общества и невозможностью обеспечения явки в судебное заседание апелляционного суда.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки.
При оценке содержания понятия уважительности причин суд апелляционной инстанции принимает во внимание абзац 5 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в соответствии с которым не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что поломка автомобиля представителя истца не является уважительной причиной неявки истца в судебное заседание. Обстоятельств, подтверждающих невозможность явки в судебное заседание иного представителя, не приведено. В связи с изложенным, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства надлежит отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя ПАО "Россети Кубань", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.06.2019 в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru размещена закупка ПАО "Кубаньэнерго" (в настоящее время ПАО "Россети Кубань" (реестровый номер извещения 31907952240), в соответствии с которой был объявлен конкурс в электронной форме.
Предметом конкурса являлось право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации с оформлением земельно-правовой и градостроительной документации по титулу филиала ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек".
В соответствии с протоколом заседания Центральной конкурсной комиссии о рассмотрении ценовых предложений и выборе победителя по конкурсу в электронной форме N 31907952240 от 19.07.2019 победителем определено ООО "ЭнергоСтройПроект" с ценовым предложением 18 697 637 руб. 57 коп.
30.10.2019 к истцу как к арендатору лесного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 обратилось ООО "ЭнергоСтройПроект" по вопросу предоставления согласия на проведение реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек" и заключения соглашения о сервитуте.
Письмом N 1.1-12/603 от 30.10.2019 ООО "КОХ" дало согласие на заключение соглашения о сервитуте.
Впоследствии ООО "ЭнергоСтройПроект" была подготовлена проектная и сметная документация по объекту "Реконструкция ВЛ-110 кВ Центральная-Черемушки" в части расширения просек".
27.03.2020 в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru была размещена закупка ПАО "Кубаньэнерго" (реестровый номер извещения 32009046615), в соответствии с которой был объявлен конкурс в электронной форме.
Предметом конкурса являлось право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту филиала ПАО "Кубаньэнерго" Адыгейские электрические сети: "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки".
В соответствии с протоколом от 22.05.2020 заседания Центральной конкурсной комиссии по вопросам рассмотрения ценовых предложений заявок участников и выбора победителя по конкурсу в электронной форме N 32009046615 победителем определено ООО "Юг-Гео-Р" с ценовым предложением 20 151 711 руб. 92 коп.
На основании указанного протокола между ПАО "Кубаньэнерго" и ООО "Юг-Гео-Р" заключен договор подряда от 02.06.2020 N 407/30-625 на строительно-монтажные работы по объекту филиала Адыгейские электрические сети: "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки".
Согласно подготовленной ООО "ЭнергоСтройПроект" сметной документации в стоимость строительно-монтажных работ были включены расходы на оформление земельно-правовой документации в сумме 11 405 185 руб. 68 коп.
В соответствии с "Частью 1 "Сводная экспликация по земельным участкам Л11О-4О7/ЗО-949-ЗПД1 (том 10.2.1)" на лесном участке с кадастровым номером 23:02:0000000:1712 установлен размер платы за пользование земельным участком в сумме 11 910 550 руб.
В проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)" приложены согласованные с ООО "КОХ" соглашение об установлении сервитута и соглашение о возмещении убытков.
В июне 2020 года ПАО "Кубаньэнерго" было получено уведомление директора филиала Адыгейские электрические сети Магдеева Р.Х.
N АдЭС/113/1709 от 10.06.2020, согласно которому Адыгейские электрические сети в целях приведения охранных зон воздушных линий электропередач в соответствие с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в установленной границе охранной зоны воздушной линии электропередач ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" (ЗОУИТ 23.02.2.3, дата постановки на учет 11.10.2012), принадлежащей ПАО "Кубаньэнерго" на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности N 23АА813781 от 27.12.2002, уведомляет о проведении работ по расчистке просеки от древесно-кустарниковой растительности на территории земель лесного фонда на части земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712.
ООО "КОХ" 17.07.2020 было направлено в адрес сетевой компании требование о заключении соглашения об установлении сервитута и соглашения о возмещении убытков в редакциях, изложенных в проектной документации "Часть 4. Соглашение о возмещении убытков Л110-407/30-949-ЗПД4 (том 10.2.4)".
Сетевая компания в письме от 31.07.2020 N КА/007/2864 отказала истцу в заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части лесных участков и соглашения о возмещении убытков для проведения работ по сплошной рубке деревьев в охранной зоне ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки".
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Россети Кубань", являясь электросетевой компанией осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, в интересах потребителей электроэнергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиками электроэнергии.
В целях осуществления основного вида деятельности в собственности и в эксплуатации сетевой компании находится воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки", принятая к бухгалтерскому учету 01.01.1976 с инвентарным номером 3114, в отношении которой зарегистрировано право собственности на основании свидетельства о регистрации права от 27.12.2002.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии со статьей 7 Закона N 35-ФЗ комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики и обеспечивать устойчивое снабжение потребителей электроэнергией.
Учитывая определяющую роль электроэнергетической отрасли в жизнеобеспечении населения и хозяйственного комплекса, подстанции, распределительные сети и линии электропередач считаются объектами важного значения региона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков, правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
Согласно пункту 5 Правил N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон, согласно Приложению.
Пунктом 6 Правил N 160 определено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией.
Приложением к Правилам N 160 установлено, что охранные зоны для ВЛ-110 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м. Таким образом, для ВЛ-110 кВ ширина охранной зоны составляет порядка 47 метров (расстояние между проводами около 7 м. + 2 * 20).
Согласно решению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 11.10.2012 N 2343/12 312755 внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о прохождении границы части охранной зоны ВЛ-110кВ "Центральная-Черемушки" с кадастровым номером 23:02:143.2002-117, расположенный в границах Апшеронского района Краснодарского края.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, охранная зона в отношении ВЛ-110кВ "Центральная-Черемушки" установлена и поставлена на учет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 160 плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Пунктами 21, 22, 23 Правил N 160 установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.
Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, действующим в период проведения работ по расчистке охранных зон, утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 223).
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам, согласно которым размер просеки для линии электропередачи напряжением 110 кВ составляет 20 метров от крайнего провода по обоим сторонам линейного объекта.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер по пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, в силу статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров, которое предполагает противопожарное обустройство лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализационных полос (часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 10, 15 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены и целевого назначения лесов, осуществляются меры предупреждения лесных пожаров. Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной безопасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков), планы тушения лесных пожаров лесничеств (лесопарков) и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под предупреждением от чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение риска размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При этом пунктами "а", "б" статьи 14 указанного Закона установлено, что к обязанностям организаций от чрезвычайных ситуаций относится планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В свою очередь, невыполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности влечет невозможность обеспечения безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, кроме того, нарушает права граждан в части обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения, в том числе социально-значимых объектов.
Согласно пункту 9 Правил N 223 в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В целях единообразного применения норм лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, Федеральное агентство лесного хозяйства подготовило разъяснения к Правилам N 223.
В соответствии с письмом от 01.12.2012 N НК-03-54/14278 "О применении положений приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 в части объектов электроэнергетики", в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктами 9, 10 и 11 Правил N 223 в целях обеспечения безопасности граждан и создания условий для эксплуатации линейных объектов, использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в охранных зонах линий электропередачи осуществляется без предоставления лесных участков.
При рассмотрении дел, связанных с требованиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, к электросетевым компаниям в обязательном порядке оформить право аренды лесных участков, на которых находится линия электропередачи с охранной зоной, для целей ее эксплуатации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих к заключению подобного договора по отношению к охранной зоне (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2010 N ВАС-8514/10, от 20.08.2010 N ВАС-10885/10, от 24.08.2010 N ВАС-10881/10).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Россети Кубань" направило в адрес ООО "КОХ" уведомление от 10.06.2020 N АдЭС/113/1709, в котором сообщило о том, что обществом будут производиться работы по расчистке просеки ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" на территории земель лесного фонда на части земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:1712, расположенного в границах Апшеронского лесничества, Ширванского участкового лесничества. К уведомлению также прилагалась копия аналогичного уведомления в Минприроды Краснодарского края от 04.06.2020 N АдЭС/113/1633.
Также судом было установлено, что ПАО "Россети Кубань" не направляло ООО "КОХ" оферты на заключение соглашений об установлении сервитута для эксплуатации и обслуживания линейного объекта и о возмещении убытков, связанных с проведением работ на объекте ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки, как и ООО "КОХ" не направляло соответствующего предложения в адрес ПАО "Россети Кубань".
Как верно указал суд первой инстанции, обязанность ПАО "Россети Кубань" по заключению названных соглашений не установлена ни законом, ни соглашением сторон.
Отклоняя доводы истца о заключении ПАО "Россети Кубань" договора подряда от 05.08.2019 N 407/30-949 на выполнение комплекса работ по оформлению земельно-правовой, градостроительной документации, разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просек", и договора подряда от 02.06.2020 N 407/20-625 на строительно-монтажные работы по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанными договорами не установлены права и обязанности ООО "КОХ", которое не является стороной названных сделок. В цену договоров включены стоимость разработки проектной документации, включающей оформление земельно-правовой документации и выполнение строительно-монтажных работ, а не плата, подлежащая внесению истцу за предоставление земельного участка в пользование, вопреки доводам истца.
Согласно доводам истца 30.10.2019 к нему обратилось ООО "ЭнергоСтройПроект" по вопросу предоставления согласия на проведение реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" в части расширения просеки и заключения соглашения о сервитуте. Между тем условиями договора либо выданными в установленном порядке доверенностями ПАО "Россети Кубань" не уполномочивало ООО "ЭнергоСтройПроект" совершать от имени ПАО "Россети Кубань" какие-либо юридически значимые действия, в частности - направлять третьим лицам оферты на заключение сделок, соглашений о сервитуте и, тем более, их подписание.
Как указал суд первой инстанции, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 04.05.2021, основным видом деятельности ООО "КОХ" является "Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (ОКВЭД 01.70)". Среди дополнительных видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ, не значатся заготовка, переработка и реализация древесины.
Поскольку истец является арендатором земельного участка, вырубленная при проведении работ по реконструкции ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки" не является собственностью истца, вся древесина, вырубленная в рамках проведения работ, передана собственнику - Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Истец приобрел право владения лесным участком на основании договора аренды от 29.12.2008 N 357/15-08, из чего следует, что на момент приобретения права владения лесным участком в отношении него имелось обременение в виде размещения на нем ВЛ-110 кВ "Центральная-Черемушки".
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, согласно которому с требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца правовых оснований для обязания ПАО "Россети Кубань" заключить спорные соглашения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 августа 2021 года по делу N А32-39037/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39037/2020
Истец: ООО "Казачье охотничье хозяйство"
Ответчик: ООО "Россети Кубань", ООО "ЮГ-ГЕО-Р", ПАО "Россети Кубань", ПАО "Россети Кубань" в лице филиала Адыгейские электрические сети