• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф08-11203/22 по делу N А53-24989/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Администрация в обоснование своих возражений на заявление общества о пропуске срока исковой давности указывала на то, что не имела возможности узнать о нарушении прав до постановки на кадастровый учет спорного земельного участка. Статистическая отчетность общества по сельскохозяйственной деятельности направляется в орган государственной статистики и в администрацию не поступает. Данная отчетность не содержит также сведений о характеристиках (местоположении, границах и кадастровых номерах) фактически используемых обществом земель. Обобщенная информация о площадях обрабатываемых земель, а также о количестве и видах производимых сельскохозяйственных культур, об их урожайности, также не подтверждают использование ответчиком конкретного земельного участка. До образования спорного участка (постановки его на кадастровый учет с отображением границ на публичной кадастровой карте в 2019 году) администрация не имела реальной возможности узнать о нарушенном праве и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Ссылаясь на возможность осуществления администрацией муниципального земельного контроля на основании статьи 72 Земельного кодекса, судебные инстанции не приняли во внимание, что данная норма подлежит применению с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нормы данного закона (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ) существенно изменили подходы к осуществлению уполномоченными органами контрольно-надзорной деятельности, в том числе, по осуществлению муниципального земельного контроля (вместо периодических проверок субъектов предпринимательской деятельности введен риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности). Этим же законом на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлен запрет на проведение уполномоченными органами плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. О невозможности проведения плановых проверок в отношении общества администрация указывала в суде апелляционной инстанции. Однако довод истца о невозможности осуществления муниципального земельного контроля в связи с установлением в отношении ответчика моратория на проведение плановых проверок апелляционным судом не проверялся. При этом следует также учесть, что проведение внеплановых проверок допускалось (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ) только по основаниям, исчерпывающий перечень которых предусмотрен частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса)."