Отраслевая дорожная методика
"Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня"
(утв. распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства от 26 октября 2001 г. N ОС-432-р)
Предисловие
1. Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня" (далее Рекомендации) разработаны специалистами Федерального государственного унитарного предприятия Саратовского научно-производственного центра "Росдортех": канд. техн. наук Жилиным С.Н., канд. техн. наук Фадеевым С.С., инж. Крафтом В.Э. с участием академика Академии Транспорта России, профессора, докт. техн. наук Каримова Б.Б. и инж. Ганиева А.А. (Московский государственный технический университет - МАДИ).
2. Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора.
3. Утверждены и введены в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства РФ (Росавтодора) от 26.10.2001 г. N ОС-432-р.
4. Соответствуют ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".
5. Введены впервые.
6. В настоящем отраслевом дорожном методическом документе реализованы нормы закона Российской Федерации "О стандартизации".
Все большее применение в Российской Федерации и других странах СНГ находит технология устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки с одновременным распределением вяжущего и каменного материала машинами типа Чипсилер. По сравнению с традиционной технологией, заключающейся в последовательном выполнении разделенных во времени операций по розливу вяжущего автогудронатором и россыпи щебня щебнераспределителем, новая технология имеет ряд преимуществ: высокая производительность, улучшенное качество работ и повышенный срок службы поверхностной обработки за счет применения синхронного распределения вяжущего и щебня.
Рекомендации обобщают научные исследования и опыт работ по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки машинами производства фирмы SECMAIR и ФГУП СНПЦ РОСДОРТЕХ в Саратовской, Свердловской, Астраханской областях, республике Татарстан, а также республиках Средней Азии.
Настоящий отраслевой дорожный методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Росавтодора.
1. Область применения
1.1 Настоящие Рекомендации распространяются на технологию устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня, определяют рекомендуемые нормы расхода битума и щебня с учетом эксплуатационного состояния покрытия и климатических условий, а также порядок контроля качества работ.
1.2 Рекомендации содержат требования к материалам, организации производства работ и технологию одиночной шероховатой поверхностной обработки, порядок определения: средней нормы расхода и равномерности распределения вяжущего по ширине, средней нормы расхода щебня методом "мерной коробки" и равномерности его распределения по ширине методом "мерного шаблона", требования к охране труда и технике безопасности.
1.3 Рекомендации предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и вяжущего на дорогах с асфальтобетонными покрытиями всех технических категорий во II, III и IV дорожно-климатических зонах.
1.4 Рекомендации направлены на широкое применение прогрессивной ресурсосберегающей технологии устройства поверхностной обработки высокопроизводительной техникой, предназначенной для снижения расхода материалов и повышения качества шероховатой поверхности, за счет синхронного и равномерного распределения битума и щебня.
2. Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
1. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
2. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
3. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
4. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
5. ГОСТ 28478-90. Вещества поверхностно-активные. Определение содержания неорганического сульфата. Титриметрический метод.
6. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
7. ОСТ 218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.
8. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.
9. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.
10. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
11. ВСН 38-90. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью.
12. ВСН 24-88. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог.
13. ВСН 14-95. Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.
14. ВСН 6-90. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.
15. ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.
16. Enduits superficiels d'usure. Guide technique/Ministere de l'Amenagement du territoire de PEquipement, et des Transports. -Paris.; "LCPC", "SETRA", 1995.
3. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях приведены термины и определения с соответствующими комментариями, используемые только или преимущественно в дорожном хозяйстве.
4. Требования к материалам для устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки
4.1. Щебень.
4.1.1 Для устройства шероховатой поверхностной обработки согласно ВСН 38-90 следует применять щебень, полученный дроблением горных пород, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93.
Марка щебня, полученного дроблением горных пород и гравия, назначается согласно ВСН 38-90 по табл. 1, исходя из условий, приведенных в табл. 2-3 (ГОСТ 8267-93).
Таблица 1
Характеристики исходной горной породы |
Марка |
Применение |
|
По износу в полочном барабане |
По прочности |
||
Щебень из изверженных пород, кристаллических без следов выветривания |
И1 |
1200 |
На дорогах всех категорий |
Щебень из изверженных пород с кристаллической и порфировой структурой |
И2 |
1000 |
На дорогах II-IV категорий |
Щебень из метаморфических пород с кристаллической структурой без следов выветривания |
И1 |
1200 |
На дорогах всех категорий |
Щебень из метаморфических пород с явно выраженной зернокристаллической структурой без следов выветривания |
И2 |
1000 |
На дорогах III-IV категорий |
Щебень из гравия |
И1 |
Др. 8 |
На дорогах всех категорий |
Щебень из гравия |
И2 |
Др. 12 |
На дорогах III-IV категорий |
4.1.2 Зерна щебня должны иметь кубовидную форму, быть трудношлифуемыми и чистыми без пленки пыли и грязи. Щебень из гравия должен содержать только дробленые зерна, при этом массовая доля зерен карбонатных пород не должна превышать 20%.
Таблица 2
Порода, материал |
Марка по дробимости щебня |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой |
||
Осадочные и метаморфические |
1200 |
до 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Свыше 11 до 13 |
Свыше 11 до 13 |
|
800 |
" 13 "15 |
" 13 " 15 |
|
600 |
" 15 "19 |
" 15 "20 |
|
Изверженные |
1400 |
до 12 включ |
До 9 включ. |
1200 |
Свыше 12 до 16 |
Свыше 9 до 11 |
|
1000 |
" 16 "20 |
" 11 " 13 |
|
800 |
" 20 "25 |
" 13 " 15 |
|
600 |
" 25 "34 |
" 15 " 20 |
|
Гравий |
1000 |
до 8 включ. |
- |
800 |
Свыше 8 до 12 |
- |
|
600 |
" 12 " 18 |
- |
|
Щебень из гравия |
1000 |
до 10 включ. |
- |
800 |
Свыше 10 до 14 |
- |
|
600 |
" 14 " 18 |
- |
Таблица 3
Материал |
Марка по истираемости |
Потеря массы при испытании, % |
Щебень |
И1 |
до 25 включ. |
|
И2 |
Свыше 25 до 35 |
|
И3 |
" 25 "34 |
|
И4 |
" 45 "60 |
Гравий |
И1 |
до 20 включ. |
|
И2 |
Свыше 20 до 30 |
|
И3 |
" 30 "40 |
|
И4 |
" 40 "50 |
4.1.3 При устройстве шероховатой поверхностной обработки необходимо применять щебень узких фракций: 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20 мм.
4.1.4 Параметры зернового состава щебня каждого сорта по крупности или смеси нескольких сортов по размеру должны находиться в пределах, указанных в табл. 4.
Таблица 4
Размер отверстий контрольных сит, мм |
Массовая доля остатка на ситах, % |
|
0,5 X (Д наим + Д наиб) |
Д наим для одного сорта |
95-100 40-70 |
Д наиб для смеси |
50-70 0-5 |
|
1,25 х Д наиб |
- |
0 |
4.1.5 Массовая доля слабых и выветренных зерен в щебне должна быть не более 10%, а зерен пластинчатой формы - не более 15%.
4.1.6 Массовая доля в щебне пылевато-глинистых частиц, определяемая с помощью отмучивания, не должна превышать 1%. Содержание глины в виде комков и посторонних засоряющих примесей не допускается.
4.1.7 В зависимости от условий применения, показатель морозостойкости щебня должен быть не менее значений, приведенных в табл. 5 (ГОСТ 8267-93, табл. 6).
Таблица 5
Категория дороги |
Климатические условия |
||
суровые |
умеренные |
мягкие |
|
I-IV |
F 50 |
F 50 |
F 25 |
Таблица 6
Вид испытания |
Марка по морозостойкости щебня и гравия |
|
F25 |
F50 |
|
Замораживание - оттаивание: |
|
|
число циклов |
25 |
50 |
потеря массы после испытания, %, не более |
10 |
5 |
Насыщение в растворе сернокислого натрия-высушивание: |
|
|
число циклов |
5 |
10 |
потеря массы после испытания, %, не более |
10 |
10 |
4.1.8 Для устройства шероховатой поверхностной обработки из разнопрочного щебня, с содержанием слабого компонента в смеси разнопрочного щебня не более 50%, на дорогах низших категорий (не выше IV) допускается применять щебень, отвечающий требованиям табл. 7.
Таблица 7
Горные породы |
Марка щебня по прочности |
Марка щебня по износу |
||
прочного |
слабого |
прочного |
слабого |
|
Изверженные |
1200 |
800 |
И-I |
И-III |
|
1000 |
600 |
И-II |
И-IV |
Метаморфические |
1200 |
800 |
И-I |
И-III |
|
1000 |
600 |
И-II |
И-IV |
Осадочные |
1000 |
800 |
И-I |
И-II |
|
- |
600 |
- |
И-IV |
Осадочные карбонатные |
- |
800 |
И-II |
- |
|
- |
600 |
И-III |
- |
4.2 Битум.
4.2.1 Для устройства шероховатой поверхностной обработки, в зависимости от дорожно-климатическои зоны и среднемесячной температуры наиболее холодного времени года, рекомендуется использовать битумы, марки которых приведены в табл. 8.
Таблица 8
Дорожно-климатическая зона |
Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °С |
Марка битума |
I |
не выше -20 |
БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II-III |
от -10 до -20 |
БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II, III, IV |
от -5 до -10 |
БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 |
IV |
не ниже +5 |
БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 |
4.2.2 Применяемые для устройства шероховатой поверхностной обработки битумы вязкие нефтяные дорожные должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90, полимер-битумные вяжущие - требованиям ОСТ 218.010-98, приведенным в табл. 9.
4.2.3 Определение адгезии между щебнем и битумом выполняется согласно приложению А.
4.2.4 При неудовлетворительной адгезии битума с поверхностью щебня применяют поверхностно-активные вещества. Виды и дозировку добавок, а также требуемый температурный режим битума при введении поверхностно-активных веществ следует применять в соответствии с ГОСТ 28478-90.
Таблица 9
Показатели |
Нормы по маркам |
|||||||
БНД 40/60 |
БНД 60/90 |
БНД 90/130 |
БНД 130/200 |
БНД 200/300 |
ПБВ 300 |
ПБВ 200 |
||
Глубина проникания иглы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
при +25°С (100 г, 5 с), в пределах |
40-60 |
61-90 |
91-130 |
131-200 |
201-300 |
300 |
200 |
|
при 0°С (200 г, 60 с), не менее: |
13 |
20 |
28 |
35 |
45 |
90 |
70 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
51 |
47 |
43 |
39 |
35 |
45 |
47 |
|
Растяжимость, см, не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
при +25°С |
45 |
50 |
60 |
65 |
- |
30 |
30 |
|
при 0°С |
- |
3,5 |
4,2 |
6 |
20 |
25 |
25 |
|
Температура хрупкости, °С, не выше |
-12 |
-15 |
-17 |
-18 |
-20 |
-40 |
-35 |
|
Температура вспышки, °С, не ниже |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
230 |
230 |
230 |
220 |
220 |
220 |
220 |
|
Сцепление с мрамором или песком |
Выдерживает по контрольному образцу N 2 |
|||||||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
Эластичность, %, не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
при +25°С |
- |
- |
- |
- |
- |
85 |
85 |
|
при 0°С |
- |
- |
- |
- |
- |
75 |
75 |
|
Индекс пенетрации |
От минус 1 до плюс 1 |
|||||||
Содержание водорастворимых соединений, %, не более |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,20 |
0,20 |
- |
- |
|
Однородность |
- |
- |
- |
- |
- |
Однородно |
5. Типы шероховатых поверхностей. Рекомендуемые размеры фракции щебня
5.1 Классификация шероховатых покрытий в зависимости от значений параметров шероховатости приведена в табл. 10.
Таблица 10
Типы шероховатых покрытий |
Условные обозначения |
Параметры шероховатости |
|
Средняя высота выступов, мм |
Средняя глубина впадин, мм |
||
Гладкие |
Гл |
> 0,1 > 0,5 |
> 0,02 > 0,25 |
Мелкошероховатые |
Мшер |
> 0,5 > 3,0 |
> 0,25 > 1,5 |
Среднешероховатые |
Сшер |
> 3,0 > 6,0 |
>1,0>3,0 |
Крупношероховатые |
Кшер |
> 6,0 > 9,0 |
>2,0 >4,5 |
5.2 Размер фракции щебня выбирается с учетом показателя твердости (табл. 11) и фактической шероховатости поверхности дороги. Измерение показателя твердости производится согласно приложению Б.
Таблица 11
Показатели твердости при расчетной температуре Н50, мм |
|
16-20 |
21-30 |
Рекомендуемая фракция щебня, мм |
5-10; |
10-15; |
20-25; |
10-15 |
15-20 |
20-40 |
Оценка фактической шероховатости поверхности дороги производится методом "песчаного пятна", согласно приложению В.
Фракция щебня выбирается с учетом средней глубины впадин на существующей поверхности дороги, измеренной методом "песчаного пятна". На новых и эксплуатирующихся мелкошероховатых асфальтобетонных покрытиях рекомендуется применять щебень фракции 5-10 мм или 10-15 мм, на средне-шероховатых - фракции 15-20 мм, на крупношероховатых - фракции 20-25 мм.
6. Технологические требования и устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки
Поверхностную обработку устраивают, как правило, в летний и теплый периоды года, на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже +15°С.
Последовательность устройства шероховатой поверхностной обработки следующая:
- подготовительные работы;
- непосредственное устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки;
- уход за слоем одиночной шероховатой поверхностной обработки.
6.1. Подготовительные работы включают:
- устранение дефектов на проезжей части;
- выбор и заготовку щебня и битума;
- выбор исходной ориентировочной нормы расхода щебня и битума;
- подбор, наладку и ремонт оборудования и машин, входящих в состав специализированного отряда;
- обучение и подготовку обслуживающего персонала машин и механизмов.
6.1.1. На участках, выбранных для устройства шероховатой поверхностной обработки, устранение дефектов на проезжей части выполняется в соответствии с требованиями ВСН 24 - 88. Ямочный ремонт и заделка трещин должны быть выполнены минимум за 7 дней до начала устройства шероховатой поверхностной обработки.
6.1.2. На участках, выбранных для устройства шероховатой поверхностной обработки, проводится обследование поверхности, согласно 5.2, по методикам, изложенным в приложениях Б, В. По результатам обследований определяется размер фракции щебня.
6.1.3. Щебень и битум, планируемые к устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки, подвергаются комплексным лабораторным испытаниям. По результатам испытаний делается заключение об их соответствии требованиям раздела 4.
В случае наличия повышенного содержания пылевато-глинистых частиц и нефракционированного щебня применяют дробильно-сортировочные агрегаты, обеспечивающие получение фракций щебня 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20 мм, 20-25 мм, а также мойки для очистки и обеспыливания, транспортеры для перемещения щебня. Устраивается площадка для сушки и складирования щебня.
При плохом сцеплении щебня и вяжущего используют щебень, предварительно обработанный вяжущим в установке, и различные поверхностно-активные вещества в качестве добавок к вяжущему.
6.1.4 Выбор ориентировочной нормы расхода щебня и битума производится согласно табл. 12.
Таблица 12
Фракция щебня, мм |
Расход |
|
щебень, м3/100 м2 |
битум, кг/м2 |
|
5-10 |
0,9-1,1 |
0,95 |
10-15 |
1,2-1,4 |
1,22 |
15-20 |
1,3-1,5 |
1,35 |
Дополнительной подгрунтовки делать не требуется.
Уточненная норма расхода щебня определяется по методике, приведенной в приложении Г.
6.1.5 В осенне-зимне-весенний период проводятся ремонт и наладка машин и оборудования, входящих в состав специализированного отряда по устройству шероховатой поверхностной обработки.
Для устройства шероховатой поверхностной обработки рекомендуется использовать машины синхронного распределения вяжущего и щебня типа Чипсилер. Основные технические характеристики этих машин приведены в приложении Д. На машине типа Чипсилер проверяется точность работы систем распределения вяжущего (приложение Е) и щебня (приложения Г, Ж), а также нагрева и поддержания рабочей температуры вяжущего. На ровной площадке производится настройка и подбор режимов распределения в движении. Режимы подбираются с учетом достижения фактического расхода щебня значения уточненной средней нормы расхода, которая определяется согласно 6.1.4 и приложению Г.
Тип автосамосвала и автобитумовоза рекомендуется выбирать из расчета кратности отношения емкости кузова и цистерны машины Чипсилер к емкости кузова и цистерны автосамосвала и автобитумовоза. Погрузчик должен обеспечивать загрузку щебня в кузов машины Чипсилер на высоту не менее 2,7 м.
6.2 Непосредственное устройство шероховатой поверхностной обработки осуществляется в следующей последовательности:
- предварительная очистка поверхности от пыли и грязи;
- уточнение норм расхода материалов;
- загрузка щебня и битума в Чипсилер;
- синхронное распределение битума и щебня на поверхность проезжей части;
- уплотнение свежеуложенного шероховатого слоя;
- уход за свежеуложенной шероховатой поверхностной обработкой.
6.2.1 Предварительная очистка поверхности дороги от пыли и грязи, проводимая для обеспечения качественного сцепления вяжущего с покрытием, выполняется специализированными машинами с капроновой, а в случае сильного загрязнения поверхности - с металлической щеткой и поливомоечным оборудованием. Покрытие очищается за два - пять проходов по следу. На строящихся дорогах очистку поверхности допускается не производить.
6.2.2 Уточнение нормы расхода материалов осуществляется перед началом производства работ. В зависимости от используемого щебня производится определение уточненной нормы расхода щебня по методике, приведенной в приложении Г.
Уточненная норма расхода битума определяется по табл. 12 с поправками, учитывающими фактические условия производства работ, согласно табл. 13.
Таблица 13
Фактические условия |
Характеристики |
Поправка к исходной норме расхода битума, % |
Фактическая шероховатость и состояние поверхности дороги |
Крупношероховатое |
+16 |
Среднешероховатое |
+11 |
|
Мелкошероховатое |
+6 |
|
Гладкое без выпотевания |
0 |
|
Локальные выпотевания |
-5 |
|
Общее выпотевание |
-10 |
|
Наличие щебня, обработанного вяжущим в установке |
Обработанный |
-20 |
Необработанный |
0 |
|
Время проведения работ |
Ср. температура воздуха около +20°С (теплый период) |
0 |
Ср. температура воздуха ниже +20°С |
+5 |
|
Температура воздуха при производстве работ |
более +30°С |
-5 |
6.2.3 Непосредственно перед распределением материалов необходимо проверить:
- температуру битума в баке вяжущего (не менее плюс 160°С);
- состояние фильтра вяжущего, форсунок гребенки;
- высоту гребенки над поверхностью проезжей части, устанавливаемую согласно схеме на рис. 2;
Устройство шероховатой поверхностной обработки не должно начинаться и заканчиваться на закруглениях с радиусом менее 15-20 м.
Распределение битума не рекомендуется производить при сильном, больше 8 м/с, ветре (из-за деформации струи вяжущего).
Для обеспечения качества устройства поперечного стыка и предотвращения избыточного распределения материалов последующего слоя на предыдущий, необходимо укладывать на конец шероховатого слоя предыдущей захватки (0,3-0,7 м уложенного слоя) непромокаемый материал (промасленную бумагу, толь или рубероид). Распределение материалов следует начинать над местом, где расположен непромокаемый материал. Сразу после распределения вяжущего и щебня над поперечным стыком непромокаемый материал необходимо убрать. Для уменьшения количества поперечных стыков необходимо производить распределение материалов без остановок машины, на всю длину захватки.
Для обеспечения качества устройства продольного стыка распределение битума со стороны стыка выполняется на 0,20 м - 0,25 м шире, чем распределение щебня (это достигается закрытием крайней заслонки щебня). При устройстве смежной полосы распределение битума выполняется с двойным перекрытием (наложением) на смежную полосу с шириной 0,20 м - 0,25 м и распределением щебня на получившийся стык. В зависимости от максимальной ширины распределения материалов машиной и ширины проезжей части в поперечнике дороги, определяются количество и ширина полос распределения по ширине асфальтобетонного покрытия (см. пример в приложении И). Устройство продольных полос выполняется последовательно без разрывов по ширине дороги от одной кромки покрытия к другой. Типовая схема распределения материалов приведена на рис. 3. По окончании рабочего дня шероховатый слой должен быть уложен на всю ширину проезжей части дороги и заканчиваться единым поперечным стыком.
6.2.4 Уплотнение свежеуложенного слоя производится сразу за проходом машины с синхронным распределением вяжущего и щебня 5-6 проходами самоходного катка на пневмоколесном ходу с нагрузкой на колесо не менее 1,5 т и давлением в шинах 0,7-0,8 МПа, либо катка с обрезиненными металлическими вальцами. Окончательное формирование слоя происходит под действием проходящего транспорта при ограничении скорости движения до 40 км/ч. Период формирования свежеуложенного слоя должен составлять не менее 10 сут.
6.2.5 Уход за свежеуложенной шероховатой поверхностной обработкой включает в себя следующие операции:
- ограничение скорости движения до 40 км/ч;
- регулирование движения транспорта по всей ширине проезжей части с помощью направляющих заборчиков;
- уборка неприжившегося щебня щеткой поливомоечной машины или КДМ не позднее одних суток после окончания уплотнения (СНиП 3.06.03-85);
- доуплотнение катком.
6.3 Технологическая схема (пример) устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки машиной Чипсилер-26 на дороге с асфальтобетонным покрытием приведена в приложении К.
6.4 На качество шероховатой поверхностной обработки негативно влияют различные возмущения, а также характерные ошибки и нарушения технологии работ:
- неравномерное распределение битума на покрытие из-за большой скорости ветра у поверхности дороги;
- неравномерное распределение битума на покрытие из-за низкой температуры битума;
- неравномерное распределение щебня из щебнераспределителя машины из-за засорения желобов подачи щебня;
- некачественный продольный стык между захватками из-за несоблюдения технологии производства работ по распределению материалов в местах стыков;
- некачественный поперечный стык между соседними захватками из-за несвоевременного включения распределительного оборудования;
- вырывание щебня из несформировавшегося слоя по причине разворота большегрузных автомобилей или движения автомобилей с повышенными скоростями в период формирования свежеуложенного слоя (до 10 сут);
- выпотевание битума на поверхности из-за его перерасхода;
выпотевание битума в местах заделки трещин.
7. Контроль качества
7.1 Контроль при устройстве одиночной шероховатой поверхностной обработки подразделяется на:
- входной;
- операционный;
- приемочный.
7.2 Входной контроль проводится на стадии подготовки к работе и включает в себя:
контроль качества щебня и битума, адгезии битума и щебня согласно ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 22245-90 и приложению А настоящих рекомендаций;
- наличие необходимого количества материалов;
- контроль состояния и готовности оборудования и машин, проводить согласно приложениям Г, Е, Ж. Рекомендуемые в приложениях Г, Е, Ж методики имеют опытно-накопительный характер и после всестороннего апробирования могут уточняться.
7.3 Операционный контроль проводится постоянно в процессе производства работ техническим персоналом (мастером, оператором, лаборантом) непосредственно на месте производства работ.
Перечень основных операций, параметров, подлежащих операционному контролю, представлен в табл. 14.
Таблица 14
Основные операции, подлежащие контролю |
Контролируемый параметр |
Контролирующее лицо |
Метод и средство контроля |
Время контроля |
Место контроля |
Требования и величина допускаемых отклонений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Подготовка верхнего слоя покрытия |
Наличие дефектов покрытия, пыли и грязи |
Мастер, оператор |
Визуально |
До распределения материалов |
Поверхность дороги |
Не допускается |
Приемка подвозимых материалов: |
Влажность |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
Сухой (СНиП 3.06.03-85) |
Щебень |
Фракция |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
5-10, 10-15, 15-20, 20-25 мм (ВСН 38-90) |
|
Наличие глины в комках и посторонних примесей |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
Не допускается (ВСН 38-90) |
|
Содержание пылевато-глинистых частиц |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
Не более 1% (ВСН 38-90) |
|
Содержание зерен пластинчатой формы |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
Не более 15% (ВСН 38-90) |
|
Марка по прочности |
Мастер, оператор |
Паспорт |
До выгрузки |
Каждый автосамосвал |
Не менее М-600 (ВСН 38-90) или в соответствии с проектным решением |
Битум |
Температура |
Мастер, оператор |
Термометр |
До выгрузки |
Каждый битумовоз |
Не менее +160°С (СНиП 3.06.03-85) |
Марка |
Мастер, оператор |
Паспорт, накладная |
До выгрузки |
Каждый битумовоз |
В соответствии с проектным решением марки БНД 60/90, 90/130, 130/200 (ВСН 38-90) |
|
Распределение битума |
Норма розлива битума |
Мастер, оператор, лаборант |
Измерительное приспособление |
До начала распределения |
На распределителе и поверхности дороги |
В соответствии с проектным решением и существующими условиями (см. приложение Е) |
Равномерность распределения битума |
Мастер, оператор, лаборант |
Измерительные приспособления и визуально |
До начала распределения |
Поверхность дороги |
Показатель равномерности распределения по ширине не более 7% (см. приложение Е) |
|
Распределение щебня |
Норма распределения щебня |
Мастер, оператор, лаборант |
Измерительное приспособление |
До начала распределения |
На распределителей поверхности дороги |
В соответствии с проектным решением (см. приложение Г) |
Равномерность распределения щебня |
Мастер, оператор, лаборант |
Измерительное приспособление и визуально |
До начала распределения |
На поверхности дороги |
Показатель изменения распределения по ширине не более 10% (см. приложение Ж) |
|
|
Температура розлива битума |
Мастер, оператор |
Термометр |
До начала и по мере распределения |
На распределителе |
+160°С - +170°С (ВСН 24-88) |
|
Качество продольных стыков |
Мастер, оператор |
Визуально |
По мере распределения |
На поверхности дороги |
Наложение не менее 20-25 см (настоящие рекомендации) не допускается наложение (настоящие рекомендации) хорошее, отличное (приложение А) |
Качество поперечных стыков |
Мастер, оператор |
Визуально |
По мере распределения |
На поверхности дороги |
||
Сцепление (адгезия) вяжущее - щебень |
Лаборант |
По данным лаборатории |
По окончании уплотнения |
На поверхности дороги |
||
Уплотнение |
Количество проходов катка по одному следу |
Мастер, оператор |
Визуально |
По мере уплотнения |
На распределителе |
5 проходов (СНиП 3.06.03-85) |
Скорость уплотнения |
Мастер, оператор |
Спидометр |
По мере уплотнения |
На катке |
3 км/ч (ВСН 24-88) Не должно быть смещения щебенок |
|
Степень уплотнения |
Мастер, оператор |
Визуально |
По окончании уплотнения при пробном проходе катка |
На поверхности дороги |
||
Удаление излишков щебня |
Количество проходов катка по одному следу |
Мастер, оператор |
Визуально |
По мере очистки |
На уборочной машине |
5 проходов (ВСН 10-87) |
Результаты измерений заносят в журнал производства работ по форме, приведенной в приложении Л, и в ведомость замеров, являющихся обязательным приложением к актам приемки выполненных работ согласно СНиП 3.06.03 - 85.
7.4 Приемочный контроль проводится согласно СНиП 3.06.03-85 после завершения формирования шероховатой поверхностной обработки через 14 сут. При этом производится исследование состояния эксплуатационных качеств и наличия появившихся дефектов на участках автомобильных дорог, сдаваемых в эксплуатацию согласно ВСН 38-90.
7.5 Согласно СНиП 3.06.03 - 85 качество выполненных работ оценивают по величине макрошероховатости (приложение В) и значению коэффициента сцепления колес автомобиля с мокрым покрытием.
7.6 Измерение коэффициента сцепления следует проводить не ранее, чем через 14 сут после устройства слоя шероховатой поверхностной обработки. Измерения выполняются на каждом километре дороги по левой полосе наката колес автомобилей на каждой полосе движения, причем не менее, чем на трех участках. Прибором ПКРС - 2У коэффициент сцепления следует измерять при следующих нормированных условиях (в соответствии с Государственным реестром Госстандарта N 10912-87 и 10913-87):
- скорость скольжения полностью заблокированного измерительного колеса 60 3 км/ч;
- вертикальная нагрузка на измерительное колесо 2943 50 Н;
- измерительное колесо должно иметь шину с протектором без рисунка (гладкая шина) размером 6,45 - 13 при внутреннем давлении воздуха в шине 0,17 0,1 МПа;
- дорожное покрытие должно быть искусственно увлажнено, при этом расход воды должен быть таким, чтобы обеспечить на покрытии пленку воды толщиной 1 мм.
7.7 Измерение шероховатости покрытия осуществляют методом "песчаного пятна" (приложение В). При измерениях шероховатости по методу "песчаного пятна" выполняют не менее трех измерений по каждой полосе наката, на участке между полосами наката и по оси проезжей части. Фактическую величину диаметра пятна, а следовательно, и макрошероховатость определяют как среднюю арифметическую величину трех выполненных измерений.
При приемке выполненных работ значения средней глубины впадин шероховатости в зависимости от коэффициента сцепления должны соответствовать требованиям, приведенным в табл. 15 (СНиП 3.06.03-85).
Таблица 15
Коэффициент сцепления |
Минимальное значение средней глубины впадин шероховатости по методу "песчаное пятно", мм |
0,28-0,30 |
1 |
0,35 |
1,8 |
По СНиП 2.05.02-85 значения коэффициента сцепления в зависимости от особенностей участков и условий движения, на момент сдачи устроенной шероховатой поверхностной обработки в эксплуатацию, должны соответствовать требуемым значениям, приведенным в табл. 16.
Таблица 16
Условия движения |
Характеристика участков дорог |
Требуемый коэффициент сцепления на момент сдачи устроенного слоя в эксплуатацию |
Средняя глубина впадин макрошероховатости, мм для дорог в различных дорожно-климатических зонах |
|
I, V |
II, III, IV |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Легкие |
Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30%о, с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категории и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыкании, при коэффициенте загрузки не более 0,3 |
0,45 |
0,30 |
0,35 |
Затрудненные |
Участки на кривых в плане с радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30%о до 60%о. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки 0,3-0,5 |
0,5 |
0,35 |
0,40 |
Опасные |
Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50%о при длине более 1000 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,5 |
0,6 |
0,40 |
0,45 |
7.8 Разрешается осуществлять приемку отдельными участками, расположение и протяжение которых устанавливается заказчиком по согласованию со строительной организацией. Обязательным условием для приемки работ является полное соответствие параметров, а также применяемых материалов требованиям проекта, СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85.
8. Охрана труда и техника безопасности
8.1 К работам по устройству покрытий с шероховатой поверхностью допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
8.2 Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин и оборудования, используемых при устройстве покрытий, должны иметь удостоверение на право работы на них.
8.3 Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работ, а также применяемым материалам.
8.4 Место устройства покрытий с шероховатой поверхностью должно быть ограждено в соответствии с требованиями ВСН 37-84.
8.5 При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные в СНиП III-4-80.
8.6 При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения (приложение М) производят в соответствии с ВСН 37-84.
Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
- предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности;
- четко обозначить направление объезда, имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
- создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.
При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования, дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10-15 м от машины.
Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевая дорожная методика "Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня" (утв. распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства от 26 октября 2001 г. N ОС-432-р)
Опубликование:
-