г. Краснодар |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А32-29202/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) - Лиходедовой Ю.В. (доверенность от 03.04.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Максим-Сочи" (ИНН 2320231748, ОГРН 1152366006430) - Копылова С.П. (доверенность от 03.06.2021), Зверева Г.Л. (доверенность от 23.06.2023), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Гайфулина В.Г., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А32-29202/2021, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Яндекс.Такси", ООО "Яндекс", ООО "Амальтея", ООО "Регион", ООО "МаксимСочи", ООО "Максим-Ейск", ООО "Сити-Мобил", ИП Гайфулину В.Г. о запрете деятельности по предоставлению услуг службы заказа такси.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "Яндекс.Такси" и ООО "Яндекс" заявили ходатайства о выделении требований к ним в отдельное производство и передаче указанного требования для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, поскольку имеют юридический адрес в г. Москве.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 ООО "Яндекс" и ООО "Яндекс.Такси" отказано в удовлетворении ходатайства.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 определение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 в части отказа в удовлетворении ходатайства отменено. Требования министерства к ООО "Яндекс" и ООО "Яндекс.Такси" выделены в отдельное производство и переданы для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 ходатайство управления транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования города Новороссийска о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, отклонено. Ходатайство Краснодарской краевой Ассоциации "Региональный Автотранспортный союз" о привлечении к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, отклонено. Отказ истца от иска в части требования к ООО "Максим-Ейск" принят. Производство по делу в указанной части прекращено. Ходатайство ООО "Амальтея" о выделении требования в отдельное производство и передаче по подсудности удовлетворено.
Суд определил выделить требования министерства к ООО "Амальтея" в отдельное производство и передать его для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Суд определил выделить требования министерства к ООО "Сити Мобил" в отдельное производство и передать его для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Суд определил выделить требования министерства к ООО "Регион" в отдельное производство и передать его для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО "Максим-Сочи" (далее - общество), ИП Гайфулину В.Г. (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- признать деятельность общества по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем;
- запретить обществу на территории Краснодарского края оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси к информационной системе сервиса "Максим" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
- признать деятельность предпринимателя по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем;
- запретить предпринимателю на территории Краснодарского края оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси к информационной системе сервиса "Максим" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2022 ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований удовлетворено.
Решением от 04.10.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.01.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленный требований. По мнению подателя жалобы, деятельность общества и предпринимателя, направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, представляет опасность для неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы граждан.
В отзыве на кассационную жалобу общество указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что министерство в соответствии с положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1271, является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, дорожного движения на них, организации дорожного движения.
Общество - лицо, предоставляющее информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Сочи и поселка городского типа Красная Поляна Краснодарского края (согласно данным официального сайта https://legal.taximaxim.com), фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги, а перед заказом с информацией о ее цене. С помощью сервиса "Максим" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
Предприниматель - лицо, предоставляющее информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Кропоткин Краснодарского края (согласно данным официального сайта https://legal.taximaxim.com), фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги, а перед заказом с информацией о ее цене. С помощью сервиса "Максим" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
В соответствии с действующим законодательством заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.
Лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров или багажа легковым такси при следующих условиях:
1) наличия регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя соответствующего разрешения на транспортное средство, на котором предполагается осуществлять вышеуказанную деятельность;
3) соответствия транспортного средства, на котором предполагается осуществлять вышеуказанную деятельность, пункту 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) и статье 8 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ);
4) соответствия водителя, управляющего транспортным средством, на котором предполагается осуществлять указанную деятельность, требованиям пункта 2 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ и статье 7 Закона N 1217-КЗ.
Министерство полагает, что ответчики на возмездной основе осуществляют деятельность по предоставлению информационных услуг перевозчикам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и их работникам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов самостоятельно на свой страх и риск. Прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси не соответствует требованиям действующего законодательства и не снимает с ответчиков ответственности за его нарушение, при этом деятельность ответчиков по организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицами, не имеющими специального разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, создает реальную опасность причинения вреда в будущем, как перевозимым пассажирам, так и другим участникам дорожного движения.
По мнению министерства, действия ответчиков по осуществлению функции диспетчерской службы - приемки заявок на перевозку пассажиров и распределения их между водителями, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является незаконной.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды, исходили из того, что доводы министерства сводятся к фактическому возложению ответственности ответчиков за деятельность иных лиц - перевозчиков, заключивших с ними договоры о доступе к информации о заказах на перевозку. Министерство исходит из обязанности ответчиков проверять у перевозчиков наличие действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; на ответчиков законом обязанность по контролю разрешений не возлагается. Из гражданско-правовых правоотношений по перевозке пассажиров, регулируемых Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, названная обязанность не возникает.
Между тем, суды не учли следующее.
Министерство, обращаясь в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, указывало на общественную опасность деятельности, которую ведут общество и предприниматель в части передачи заказов такси перевозчикам, не имеющим соответствующих разрешений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - Гражданский кодекс) опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 1011-О и от 27.06.2017 N 1288-О, пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
По мнению министерства, деятельность ответчиков, создающая опасность жизни и здоровью граждан, связана с перевозкой пассажиров легковым такси.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), перевозка легковым такси является одним из видов перевозки пассажиров и багажа.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона N 259-ФЗ договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозки пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 1586).
В силу пунктов 79, 80 Правил N 1586 перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
При этом в Российской Федерации лицо, планирующее осуществлять указанную деятельность, должно соответствовать ряду критериев.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Аналогичная норма закреплена и в части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ).
В силу части 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение.
Под разрешением понимается документ, подтверждающий право перевозчика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (статья 1 Закона N 1217-КЗ).
В соответствии с частью 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.
Таким образом, как следует из указанных выше положений действующего законодательства, разрешение является документом, необходимым для начала осуществления деятельности в качестве перевозчика пассажиров и багажа легковым такси, требование о необходимости его получения носит императивный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Аналогичная норма также содержится в части 3 статьи 3 Закона N 1217-КЗ.
Частью 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 91 Правил N 1586 номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение, размещается на передней панели легкового такси.
Исходя из системного толкования указанных выше норм права, только лицо, получившее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет право осуществлять такую деятельность, используя транспортное средство, сведения о котором внесены в соответствующее разрешение, находящееся при осуществлении такой деятельности в транспортном средстве.
В соответствии с частью 9 статьи 9 Закона N 69-ФЗ сведения, указанные в разрешении, являются открытыми для публичного доступа, реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений (применительно к настоящему случаю - реестр размещается на официальном сайте министерства).
Указанные выше требования направлены на обеспечение безопасности, жизни и здоровья пассажиров, поскольку лицо, получившее разрешение на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси, должно соответствовать определенным нормативам, касающимся безопасности (подпункт "б" пункта 3 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ), технического состояния транспортного средства (подпункт "в" пункта 3 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ), возможности идентификации (пункт 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ) и др.
В настоящем случае общество является информационным сервисом, предоставляющим с использованием своих интернет-ресурсов, в том числе мобильного приложения, доступ к сервису, который предназначен для размещения заказчиком информации о его потенциальном спросе на услуги перевозки пассажиров и багажа легковым такси, что в свою очередь позволяет партнерам сервиса оказывать услуги по перевозке пассажиров.
Деятельность общества сводится к оперированию информационной площадки (маркетплейса), на которой размещается информация о текущем спросе и предложении на рынке услуг такси и иных услуг.
Деятельность предпринимателя сводится исключительно к самостоятельному добыванию и реализации за плату актуальной информации о спросе на перевозки (заказов). Поиск и распространение (реализация за плату перевозчикам, безвозмездно заказчикам легкового такси) такой информации осуществляется предпринимателем по своему усмотрению, способами, не запрещенными действующим законодательством (мобильные приложения).
Сотрудничество предпринимателя с перевозчиками осуществляется на основании лицензионных соглашений, заключаемых в упрощенном порядке в соответствии со статьями 1235 и 1286, пунктом 4 статьи 428 Гражданского кодекса. Текст лицензионного соглашения размещен на сайте taximaxim.ru в свободном доступе, копия указанного документа имеется в материалах дела. Данный документ имеет силу договора, определяет взаимные права, обязанности и ответственность его сторон.
В соответствии с преамбулой Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Таким образом, учитывая установленные судами фактические обстоятельства и указанное выше нормативное регулирование, общество и предприниматель фактически осуществляют функции службы заказа легкового такси (диспетчерской службы) и предоставляют услуги потребителям: принимают заявки на перевозки, формируют из них базу данных и предоставляют посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" фрахтовщикам доступ к указанной базе данных. Информируя потребителей (фрахтователей) о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, общество и предприниматель фактически осуществляют деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся потребителей, последние вступают в правовые отношения именно с обществом и предпринимателем и воспринимают их как организаторов перевозки.
Суды установили, что общество, являющееся лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Сочи и поселка городского типа Красная Поляна Краснодарского края (согласно данным из официального сайта: https://legal.taximaxim.com сети "Интернет" фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги; перед заказом услуги ООО "Максим-Сочи" предоставляет возможность потребителю ознакомиться с информацией о цене услуги; с помощью сервиса "Максим" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
Предприниматель, являющийся лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Кропоткин Краснодарского края (согласно данным из официального сайта: https://legal.taximaxim.com сети "Интернет") фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги; перед заказом услуги ИП Гайфулин В.Г. предоставляет возможность потребителю ознакомиться с информацией о цене услуги; с помощью сервиса "Максим" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
Общество и предприниматель, используя указанный выше алгоритм действий по вызову легкового такси, и фактически являясь службой заказа легкового такси, передавали заказы перевозчикам, в том числе, не обладающим разрешением на осуществление такой деятельности, то есть лицам, которые не прошли контроль уполномоченного органа и не представили документы, подтверждающие право на осуществление перевозок и пассажиров легковым такси. Общество и предприниматель позволяли таким лицам пользоваться услугами своего сервиса и предоставлять услуги потребителям, не проверяя при этом наличие соответствующего разрешения.
Следовательно, ответчики, создавая условия для таких перевозок, тем самым участвовали в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, фактически позволяя любому лицу предоставлять услугу по перевозке пассажиров и багажа без подтверждения соответствия критериям безопасности, установленным для легкового такси.
Такое поведение противоречит указанным выше нормам, регулирующим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также положениям Закона о защите прав потребителей, поскольку услуги оказываются ненадлежащим образом, без учета положений действующего законодательства.
Кроме того, действия ответчиков противоречат пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса, в соответствии с которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); доводы общества, в соответствии с которыми оно не является участником процесса перевозки на легковом такси, деятельность общества не подпадает под указанное выше регулирование, опровергаются, исходя из системного толкования положений действующего законодательства и установленных судами фактических обстоятельств, а также свидетельствуют о намерении осуществлять обход закона с целью извлечения прибыли. Такое поведение коммерческого юридического лица не может быть признано добросовестным.
Аналогичные выводы содержатся в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2023 N 305-ЭС23-153 по делу N А40-263203/2021; определении Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-25851 по делу N А40-263181/2021.
При таких обстоятельствах, выводы судов в части отказа в признании деятельности общества и предпринимателя по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края являются ошибочными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А32-29202/2021 в части отказа в признании деятельности общества с ограниченной ответственностью "Максим-Сочи", индивидуального предпринимателя Гайфулина Валерия Георгиевича по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края отменить.
Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью "МаксимСочи" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. Признать деятельность индивидуального предпринимателя Гайфулина Валерия Георгиевича по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество и предприниматель, используя указанный выше алгоритм действий по вызову легкового такси, и фактически являясь службой заказа легкового такси, передавали заказы перевозчикам, в том числе, не обладающим разрешением на осуществление такой деятельности, то есть лицам, которые не прошли контроль уполномоченного органа и не представили документы, подтверждающие право на осуществление перевозок и пассажиров легковым такси. Общество и предприниматель позволяли таким лицам пользоваться услугами своего сервиса и предоставлять услуги потребителям, не проверяя при этом наличие соответствующего разрешения.
Следовательно, ответчики, создавая условия для таких перевозок, тем самым участвовали в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга потребителей, фактически позволяя любому лицу предоставлять услугу по перевозке пассажиров и багажа без подтверждения соответствия критериям безопасности, установленным для легкового такси.
Такое поведение противоречит указанным выше нормам, регулирующим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также положениям Закона о защите прав потребителей, поскольку услуги оказываются ненадлежащим образом, без учета положений действующего законодательства.
Кроме того, действия ответчиков противоречат пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса, в соответствии с которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); доводы общества, в соответствии с которыми оно не является участником процесса перевозки на легковом такси, деятельность общества не подпадает под указанное выше регулирование, опровергаются, исходя из системного толкования положений действующего законодательства и установленных судами фактических обстоятельств, а также свидетельствуют о намерении осуществлять обход закона с целью извлечения прибыли. Такое поведение коммерческого юридического лица не может быть признано добросовестным.
Аналогичные выводы содержатся в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2023 N 305-ЭС23-153 по делу N А40-263203/2021; определении Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-25851 по делу N А40-263181/2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2023 г. N Ф08-3288/23 по делу N А32-29202/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3288/2023
12.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20877/2022
04.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29202/2021
23.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16908/2021