г. Краснодар |
|
11 августа 2023 г. |
Дело N А53-39115/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А53-39115/2022, установил следующее.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АРИАН" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций в размере 7 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2023, суд взыскал с общества финансовые санкции в размере 3 500 рублей за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь 2020, июль - декабрь 2021 года. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требования и в этой части принять новое решение об удовлетворении требования. Податель кассационной жалобы полагает, что представленные обществом сведения по СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2020 года, январь - июнь 2021 года являются не исправлением ошибки в представленных к установленному сроку сведениях, а первоначально представленными сведениями на застрахованное лицо с нарушением срока их подачи, что квалифицируется как непредставление указанных сведений в установленный срок, в связи с чем, фондом в отношении общества обоснованно применены финансовые санкции на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон 27-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество состоит на учете в фонде в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера 071-043-006725.
Общество по телекоммуникационным каналам связи направило отделению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь - декабрь 2020 года, январь - декабрь 2021.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования фонд составил акты N 071S18220006267 от 01.04.2022, N 071S18220006268 от 01.04.2022, N 071S18220006271 от 01.04.2022, N 071S18220006272 от 01.04.2022, N 071S18220006291 от 04.04.2022, N 071S18220006292 от 04.04.2022, N 071S18220006293 от 04.04.2022, N 071S18220006294 от 04.04.2022, N 071S18220006325 от 04.04.2022, N 07IS18220006326 от 04.04.2022, N 071S18220006327 от 04.04.2022, N 071S18220006328 от 04.04.2022, N 071S18220006329 от 04.04.2022, N 071S18220006337 от 04.04.2022, N 071S18220006338 от 04.04.2022 и вынес решения N 071SI19220010872 от 18.05.2022, N 071S19220010873 от 18.052022, N 071S19220010874 от 18.05.2022, N 071S19220010875 от 18.05.2022, N 071S19220011234 от 20.05.2022, N 071S19220011235 от 20.05.2022, N 071S19220011236 от 20.05.2022, N 071S19220011237 от 20.05.2022, N 071S19220011238 от 20.05.2022, N 071S19220011239 от 20.05.2022, N 071S19220011241 от 20.05.2022, N 071S19220011243 от 20.05.2022, N 071S19220011245 от 20.05.2022, N 071S19220011247 от 20.05.2022, N 071S19220011249 от 20.05.2022 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 7500 рублей.
Направленные фондом требования об уплате финансовых санкций N 071S01220012620 от 16.06.2022, N 071S01220012623 от 16.06.2022, N 071S01220012622 от 16.06.2022, N 071S01220012621 от 16.06.2022, N 071S01220012737 от 17.06.2022, N 07IS01220012747 от 17.06.2022, N 071S01220012746 от 17.06.2022, N 071S01220012745 от 17.06.2022, N 071S01220012744 от 17.06.2022, N 071S01220012743 от 17.06.2022, N 071S01220012742 от 17.06.2022, N 071S01220012741 от 17.06.2022, N 071S01220012740 от 17.06.2022, N 071S01220012739 от 17.06.2022, N 071S01220012738 от 17.06.2022 общество добровольно не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом положений части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются арбитражными судами округов единолично без вызова сторон.
Судом кассационной инстанции, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные акты проверяются в обжалуемой фондом части, в части отказа во взыскании финансовых санкций по решениям N 071S19220010873 от 18.052022, N 071S19220010874 от 18.05.2022, N 071S19220010875 от 18.05.2022, N 071S19220011234 от 20.05.2022, N 071S19220011235 от 20.05.2022, N 071S19220011236 от 20.05.2022, N 071S19220011237 от 20.05.2022, N 071S19220011238 от 20.05.2022 в размере 4 тыс. рублей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него по трудовому договору лицах, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются и уплачиваются страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные Законом N 27-ФЗ и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Судебные инстанции установили и исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 1, 11, 15, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н, пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования фонда в части взыскания с общества финансовых санкций по решениям N 071S19220010873 от 18.052022, N 071S19220010874 от 18.05.2022, N 071S19220010875 от 18.05.2022, N 071S19220011234 от 20.05.2022, N 071S19220011235 от 20.05.2022, N 071S19220011236 от 20.05.2022, N 071S19220011237 от 20.05.2022, N 071S19220011238 от 20.05.2022 в размере 4 тыс. рублей.
Судебные инстанции установили, что общество своевременно представило сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года, а 02.02.2022 представило фонду сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года с изменением количества застрахованных лиц в каждом из указанных периодов.
Суды установили, что ни в актах, ни в решениях фонда не содержится информация о том, что фонд самостоятельно выявил допущенные обществом нарушения при предоставлении сведений по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года. Фондом не представлены протоколы о выявленных им ошибках, допущенных обществом, отсутствует извещение о предоставлении страхователю срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ для устранения ошибок и представления корректных сведений о застрахованных лицах к указанному сроку. Доказательства обратного фонд не представил.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о самостоятельном обнаружении обществом и исправлении им ошибок, допущенных при представлении сведений по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года путем направления формы СЗВ-М "дополняющая", а, следовательно, реализации им права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Довод фонда, со ссылкой на приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", о том, что в случае представления страхователем в дополнение в ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены, срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок, исследован судебными инстанциями и получил надлежащую оценку.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, тогда как избранный отделением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить их и представить дополнительные сведения в отношении застрахованных лиц, не включенных в первоначальные сведения по форме СЗВ-М, что нельзя признать правомерным.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 28.10.2019 N 302-ЭС19-18397. С учетом правовых позиций, сформулированных в названных определениях Верховного Суда Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно не приняли довод фонда о правомерном привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М на работников, в отношении которых сведения отсутствовали в исходной форме СЗВ-М.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно отказали отделению в удовлетворении требования о взыскании финансовых санкций по решениям N 071S19220010873 от 18.052022, N 071S19220010874 от 18.05.2022, N 071S19220010875 от 18.05.2022, N 071S19220011234 от 20.05.2022, N 071S19220011235 от 20.05.2022, N 071S19220011236 от 20.05.2022, N 071S19220011237 от 20.05.2022, N 071S19220011238 от 20.05.2022 в размере 4 тыс. рублей.
В части удовлетворения заявленного фондом требования, судебные акты не обжалуются.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, основания для пересмотра судебных актов в обжалуемой части отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды не установили.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А53-39115 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за ноябрь 2020 года - июнь 2021 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, тогда как избранный отделением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить их и представить дополнительные сведения в отношении застрахованных лиц, не включенных в первоначальные сведения по форме СЗВ-М, что нельзя признать правомерным.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 28.10.2019 N 302-ЭС19-18397. С учетом правовых позиций, сформулированных в названных определениях Верховного Суда Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно не приняли довод фонда о правомерном привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М на работников, в отношении которых сведения отсутствовали в исходной форме СЗВ-М."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2023 г. N Ф08-6293/23 по делу N А53-39115/2022