г. Краснодар |
|
07 ноября 2023 г. |
Дело N А32-6185/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522) - Дижичкина В.О. (доверенность от 05.10.2023), в отсутствие заявителя - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А32-6185/2023, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к МИФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
Решением суда от 07.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке при наличии неисполненных обязательств нарушает права министерства, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора.
В отзыве на жалобу инспекция просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, у ООО "Партнер" (далее - общество) перед министерством имеется ряд неисполненных обязательств по следующим судебным решениям, вынесенным Арбитражным судом Краснодарского края: по делу N А32-38886/2018 о взыскании суммы неустойки (пени) в размере 269 175 рублей 47 копеек, судебный акт вступил в законную силу 28.03.2019; по делу N А32-38888/2018 о взыскании суммы неустойки (штрафа) в размере 37 084 рублей 74 копеек, судебный акт вступил в законную силу 2.04.2019; по делу N А32-38887/2018 о взыскании суммы неустойки (штрафа) в размере 68 570 рублей 72 копеек и суммы неустойки (пени) в размере 7 279 рублей 93 копеек, судебный акт вступил в законную силу 3.09.2020.
Общая сумма неисполненных обязательств по судебным решениям у ООО "Партнер" перед министерством составляет 382 110 рублей 86 копеек.
09 ноября 2020 года инспекция приняла решение о предстоящем исключении юридического лица - ООО "Партнер" из ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 15537.
Исполнительное производство N 57053/19/23042-ИП, возбужденное 10.06.2019 на основании исполнительного листа по делу N А32-38886/2018, а также исполнительное производство N 133445/19/23042-ИП, возбужденное 05.11.2019 на основании исполнительного листа по делу N А32-38888/2018, были прекращены.
Министерство считает, что по уважительным причинам не представилось возможным воспользоваться правом для обжалования решения инспекции об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое, по мнению заявителя, затрагивает его права и законные интересы.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса, пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
По смыслу и содержанию статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Данная правовая позиция отражена в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что налоговый орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Законом N 129-ФЗ, обоснованно исключил общество из ЕГРЮЛ, поскольку в установленном порядке мотивированные возражения относительно исключения общества из ЕГРЮЛ в налоговый орган от заявителя, кредиторов, иных заинтересованных лиц, не поступили и не представлено доказательств фактического осуществления организацией своей деятельности.
Суды установили, что 11.11.2020 в журнале "Вестник государственной регистрации" размещена публикация, в которой сообщается, что налоговый орган принял решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества. В публикации указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в налоговый орган не поступило заявлений от лиц, чьи права и интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением общества из ЕГРЮЛ, поэтому 05.03.2021 налоговый орган принял решение об исключении общества из ЕГРЮЛ как фактически недействующего юридического лица.
Предусмотренное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении. Данный вывод нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, от 09.10.2015 N 305-КГ15-13122, от 04.04.2016 N 306-ЭС16-2264, от 24.02.2016 N 305-КГ15-19820, от 17.10.2016 N 304-КГ16-14143, от 22.01.2015 N 309-ЭС14-2195, от 04.06.2015 N 309-КГ15-4244, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 356-О.
Таким образом, наличие одновременно признаков указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.09.2016 N 1971-О указал, что само по себе положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление от 18.05.2015 N 10-П; определение от 26.05.2016 N 1033-О).
Надлежащих объективных доказательств ведения обществом предпринимательской деятельности не представлено, следовательно, оснований полагать отсутствие у общества признаков недействующего юридического лица на дату внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ не имеется.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является обоснованным и правомерным. Регистрирующим органом установлены необходимые условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ для принятия решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование, суды установили, что согласно пункту 8 статьи 22 N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами в течении года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Сведения о предстоящем исключении опубликованы 11.11.2020, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением 05.02.2023, за пределами установленного для этого срока без уважительных причин.
При этом апелляционный суд обоснованно отметил, что заявитель, действуя в своих интересах, не воспользовался правом на обращение в органы ФССП Российской Федерации с ходатайством о вынесении постановления о запрете на совершение регистрирующим органом действий по государственной регистрации прекращения деятельности общества в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А32-6185/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование, суды установили, что согласно пункту 8 статьи 22 N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами в течении года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Сведения о предстоящем исключении опубликованы 11.11.2020, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением 05.02.2023, за пределами установленного для этого срока без уважительных причин.
При этом апелляционный суд обоснованно отметил, что заявитель, действуя в своих интересах, не воспользовался правом на обращение в органы ФССП Российской Федерации с ходатайством о вынесении постановления о запрете на совершение регистрирующим органом действий по государственной регистрации прекращения деятельности общества в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2023 г. N Ф08-9703/23 по делу N А32-6185/2023