г. Краснодар |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А25-1896/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. (в связи с нахождением в отпуске произведена замена судьи Сороколетовой Н.А.) и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от администрации Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики - Хомяковой О.В. (глава), в отсутствие конкурсного управляющего должника - муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (ИНН 0912001675, ОГРН 1070912000147) - Ляхова А.П., Федеральной налоговой службы, иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федеральной налоговой службы и администрации Зеленчукского сельского поселения на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А25-1896/2011, установил следующее.
В рамках дела о банкротстве МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" (далее - должник) конкурсный управляющий обратился с заявлением об обязании администрации Зеленчукского сельского поселения (далее - администрация) принять имущество должника: сооружение - резервуар питьевой воды на 1 тыс. м3, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1А; здание (насосной станции) площадью 65,3 кв. м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Карбышева, д. 28, кадастровый номер 09:06:0120241:926; здание (водонапорной башни 53,8 кв. м, с пристройкой 18,1 кв. м), расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1В, кадастровый номер 09:06:0040328:88; здание насосной станции (водозабор) 18 кв. м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, д. 58, кадастровый номер 09:06:0040233:97; здание (станции биологической очистки) площадью 1 708,8 кв. м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, д. 293, кадастровый номер 09:06:0120241:5613; водопроводные сети протяженностью 17 883 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15941; водопроводные сети 3 683 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15321; водопроводные сети 4 404 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15313; водопроводные сети 1 853 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15317; водопроводные сети 650 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15315; водопроводные сети 5 736 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15318; водопроводные сети 1 120 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15320; водопроводные сети 2 030 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15322; водопроводные сети 5 400 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15314; канализационные сети 22 070 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15319; канализационные сети 12 750 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15316; и взыскании с администрации 36 443 888 рублей 75 копеек компенсации (уточненные требования).
Определением от 03.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2023, суд обязал администрацию принять заявленное управляющим имущество должника; взыскал с администрации в конкурсную массу должника 10 80 128 рублей 26 копеек компенсации.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для передачи имущества должника администрации.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на неверный размер компенсации, а также нарушение прав и законных интересов администрации, которая при взыскании компенсации будет лишена возможности исполнять полномочия органа местного самоуправления.
В отзыве управляющий просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании глава администрации повторила доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в части взыскания компенсации надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, решением от 22.10.2012 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство.
Управляющий обратился с заявлением об обязании администрации принять имущество должника, используемое для оказания услуг по водоснабжению и уплатить должнику компенсацию.
Как установили суды, указанные управляющим объекты находятся у должника на праве хозяйственного ведения и используются для оказания услуг по водоснабжению. Доказательства обратного участвующими в деле лицами не представлены; довод уполномоченного органа о том, что часть объектов принадлежит должнику на праве собственности, документально не подтвержден; согласно инвентаризационным описям имущество находится у должника на праве хозяйственного ведения; администрация не оспаривает факт передачи спорных объектов должнику на указанном праве.
Согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве). Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования, не обремененными правом хозяйственного ведения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, а возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Суды также обоснованно исходили из того, что возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Суды, устанавливая размер компенсации, исходили из начальной продажной цены, установленной на торгах путем публичного предложения, в размере 10 780 128 рублей 26 копеек (с учетом определения об исправлении опечатки), принимая во внимание, что ранее имущество выставлялось на торги, однако не было продано в связи с отсутствием заявок.
При этом суды не приняли во внимание, что согласно размещенному в ЕФРСБ извещению о проведении торгов посредством публичного предложения в лот, выставленный на торги с начальной ценой 10 780 128 рублей 26 копеек, кроме имущества, указанного в части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, было включено и иное имущество должника.
При таких обстоятельствах выводы судов о размере компенсации не соответствуют материалам дела и сделаны без исследования вопроса о действительной стоимости объектов, поэтому судебные акты в части взыскания с администрации компенсации следует отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию доказательств и установлению обстоятельств в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вопрос о действительной стоимости переданных объектов, принимая во внимание, в том числе, правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 N 304-ЭС21-17926.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А25-1896/2011 в части взыскания с администрации Зеленчукского сельского поселения в пользу МУП "УК ЖКХ Зеленчукского района" компенсации в сумме 10 780 128 рублей 26 копеек отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, устанавливая размер компенсации, исходили из начальной продажной цены, установленной на торгах путем публичного предложения, в размере 10 780 128 рублей 26 копеек (с учетом определения об исправлении опечатки), принимая во внимание, что ранее имущество выставлялось на торги, однако не было продано в связи с отсутствием заявок.
При этом суды не приняли во внимание, что согласно размещенному в ЕФРСБ извещению о проведении торгов посредством публичного предложения в лот, выставленный на торги с начальной ценой 10 780 128 рублей 26 копеек, кроме имущества, указанного в части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, было включено и иное имущество должника.
...
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вопрос о действительной стоимости переданных объектов, принимая во внимание, в том числе, правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 N 304-ЭС21-17926."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2023 г. N Ф08-9770/23 по делу N А25-1896/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8543/2024
31.07.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
16.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9770/2023
02.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
22.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
17.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
25.03.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
16.01.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
03.10.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
22.10.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
08.06.2012 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11