Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации
Томской области
от 11.06.2024 N 419-ра
Региональная программа
"Развитие беспилотной авиации в Томской области"
Паспорт
региональной программы
Наименование региональной программы |
Региональная программа "Развитие беспилотной авиации в Томской области" |
||||||||||||||||
Ответственный исполнитель региональной программы |
Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области |
||||||||||||||||
Участники региональной программы |
Департамент образования Томской области (по согласованию) Департамент лесного хозяйства Томской области (по согласованию) Автономная некоммерческая организация "Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Томской области" (по согласованию) |
||||||||||||||||
Цель региональной программы |
Повышение уровня и качества жизни населения Томской области |
||||||||||||||||
Задачи региональной программы |
Создание в регионе новой конкурентоспособной отрасли экономики, включая создание благоприятных условий для увеличения спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (далее - БАС) и услуги с их применением, эффективного проектирования и производства БАС и комплектующих, развития системы непрерывной подготовки отраслевых специалистов и научно-технического потенциала, а также безопасного применения БАС на территории Томской области |
||||||||||||||||
Показатели цели региональной программы и их значения (с детализацией по годам реализации) |
База, год |
Планируемый период, год |
|||||||||||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
||||||||||
Направление: Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем | |||||||||||||||||
Количество маршрутов, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС), нарастающим итогом |
0 |
9 |
15 |
63 |
70 |
90 |
109 |
129 |
|||||||||
Количество посадочных площадок, оснащенных унифицированной инфраструктурой для наземного и технического обслуживания беспилотных воздушных судов, нарастающим итогом |
0 |
6 |
18 |
24 |
51 |
72 |
90 |
125 |
|||||||||
Рост интенсивности полетов беспилотных воздушных судов по отношению к 2023 году |
1 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
10 |
12 |
|||||||||
Время получения доступа к использованию воздушного пространства (часов) |
24 |
24 |
12 |
12 |
4 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Среднее время контрольных просмотров цифровых геопространственных данных, полученных с применением БАС (суток) |
60 |
10 |
до 1 |
до 1 |
до 1 |
до 1 |
до 1 |
до 1 |
|||||||||
Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы (мес.) |
18 |
6 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем по суммарному кумулятивному количеству накопленных летных часов (FH DTP) |
0 |
3 |
6 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|||||||||
Внедрение цифрового разрешения на выполнение съемки местности и получение пространственных данных с использованием беспилотных воздушных судов |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Количество летных экспериментов по тестированию технических решений системы удаленной идентификации беспилотных авиационных систем |
7 |
225 |
сертификационные испытания и опытная эксплуатация |
||||||||||||||
Разработка предложений по включению ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС на деятельность в области авиации |
7 |
225 |
|||||||||||||||
Количество объектов, оснащенных системами обнаружения и противодействия противоправному применению БВС |
0 |
1 |
7 |
13 |
19 |
25 |
31 |
37 |
|||||||||
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС |
9 |
16 |
23 |
30 |
37 |
44 |
51 |
58 |
|||||||||
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий ОрВД |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий противодействия БАС |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
|||||||||
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии и средства интеграции БВС в единое воздушное пространство" |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|||||||||
Создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем Томской области (далее - НПЦ) испытаний и компетенций в сфере развития БАС, обеспечивающего полный цикл от их разработки до сертификации и серийного производства |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Количество разработанных на базе НПЦ прототипов новых видов продукции |
0 |
16 |
23 |
30 |
37 |
44 |
51 |
58 |
|||||||||
Разработка конструкторской документации на критически важные комплектующие изделия, необходимые для создания беспилотных авиационных систем |
0 |
9 |
16 |
23 |
30 |
37 |
44 |
51 |
|||||||||
Разработка и утверждение технологических карт производства БАС |
0 |
1 |
9 |
16 |
23 |
30 |
37 |
44 |
|||||||||
Направление: Кадры для беспилотных авиационных систем | |||||||||||||||||
Количество школьников, студентов среднего и высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки внешних пилотов любительских БАС |
4 000 |
19 251 |
34 438 |
49 625 |
64 812 |
79 999 |
95 186 |
106 951 |
|||||||||
Доля школьников, студентов среднего и высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки внешних пилотов любительских БАС |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|||||||||
Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС |
0 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
27 |
|||||||||
Количество образовательных организаций, в которых реализуются практико-ориентированные образовательные программы высшего образования в сфере БАС |
0 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|||||||||
Количество специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, подготовленных и/или получивших подтверждение квалификации, и/или осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров БАС, в рамках принятой системы непрерывной подготовки |
0 |
30 |
750 |
2 300 |
3 850 |
5 400 |
6 950 |
8 500 |
|||||||||
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС |
0 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|||||||||
Направление: Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы | |||||||||||||||||
Закупка БАС дистанционного зондирования земли отечественного производства в рамках государственного гражданского и коммерческого заказа с учетом участия в программах стимулирования спроса |
0 |
256 |
769 |
1 282 |
2 308 |
3 333 |
4 359 |
5 128 |
|||||||||
Доля удовлетворения потребности в БАС дистанционного зондирования земли |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Закупка БАС ультрамалообъемного опрыскивания отечественного производства в рамках государственного гражданского и коммерческого заказа с учетом участия в программах стимулирования спроса |
0 |
36 |
109 |
182 |
327 |
473 |
618 |
727 |
|||||||||
Закупка логистических БАС отечественного производства в рамках государственного гражданского и коммерческого заказа с учетом участия в программах стимулирования спроса |
0 |
0 |
0 |
0 |
35 |
40 |
44 |
57 |
|||||||||
Закупка легких БАС для осуществления мониторинга |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
8 |
0 |
|||||||||
Оснащение тяжелыми БАС авиационных учебных центров и образовательных организаций общего, среднего специального и высшего профессионального образования |
0 |
7 |
20 |
32 |
58 |
84 |
109 |
128 |
|||||||||
Суммарное количество летных часов БАС, закупленных в рамках программ стимулирования спроса за счет средств государственного гражданского и коммерческого заказа |
0 |
51 280 |
153 840 |
256 400 |
461 520 |
666 640 |
871 760 |
1 025 600 |
|||||||||
Суммарная площадь дистанционного зондирования земли с использованием беспилотных авиационных систем (млн. га) |
0 |
3 |
9 |
15 |
26 |
38 |
49 |
58 |
|||||||||
Сроки реализации региональной программы |
2024-2026 годы с прогнозом на 2027-2031 годы |
||||||||||||||||
Объем и источники финансирования региональной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
Прогнозный период 2028 год |
Прогнозный период 2029 год |
Прогнозный период 2030 год |
Прогнозный период 2031 год |
|||||||
федеральный бюджет (по согласованию) (прогноз): |
2733008,0 |
2733008,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
в т.ч. средства федерального бюджета, поступающие напрямую получателям на счета, открытые в кредитных организациях или в Федеральном казначействе (прогноз) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
областной бюджет |
396843,0 |
395343,0 |
1500,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
местные бюджеты (по согласованию) (прогноз) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||
внебюджетные источники (по согласованию) (прогноз) |
1050000,0 |
0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
||||||||
всего по источникам |
4179851,0 |
3128351,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
150000,0 |
Характеристика
текущего состояния сферы реализации региональной программы, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз развития
1. Общие сведения
Томская область как субъект Российской Федерации входит в состав Сибирского федерального округа, расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и граничит: на севере - с Тюменской областью и ХМАО-Югрой, на западе - с Омской областью, на юго-западе - с Новосибирской областью, на юге - с Кемеровской областью, на востоке - с Красноярским краем. Административным центром является г. Томск.
По итогам 2022 года Томская область находится на 4-м месте в Сибирском федеральном округе по объему валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. В структуре ВРП Томской области наибольший удельный вес имеет сектор добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье). Затем следуют обрабатывающие производства, транспорт и связь, торговля, сельское хозяйство, строительство.
Томская область занимает 3е место в России по численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в расчете на 10 тыс. населения. Валовая добавленная стоимость Томской области в сфере образования в 2018 году составила 24,7 млрд. руб. (рост по сравнению с 2017 годом почти на 20%), доля в ВРП - 4,3%.
Площадь территории Томской области - 314,4 тыс. км2, что составляет 1,84% площади Российской Федерации (на 29.04.2022). Протяженность Томской области с севера на юг около 600 км, с запада на восток - 780 км. По площади область занимает 5-е место среди регионов Сибири и 16-е место в Российской Федерации. В состав Томской области входят135 муниципальных образований:
- 4 городских округа (Город Томск, Городской округ Стрежевой, Город Кедровый, закрытое административно-территориальное образование Северск (далее - ЗАТО Северск) Томской области);
- 16 муниципальных районов (Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский);
- 112 сельских поселений;
- 3 городских поселения.
Среднегодовая численность населения за 2022 год составила 1057,4 тыс. человек, в том числе 754,4 тыс. человек - городское (71,3%), 303,0 тыс. человек - сельское (28,7%) население.
Более половины населения (55,3%) проживает в городе Томске, 10,4% проживает в ЗАТО Северск, 3,6% в г. Стрежевом, 2,3% в г. Асино, 2,1% в г. Колпашево, остальное население распределено по сельским населенным пунктам.
Большая часть территории Томской области отнесена к районам, приравненным к Крайнему Северу. Это города Стрежевой, Колпашево, Кедровый; районы: Александровский, Колпашевский, Верхнекетский, Бакчарский, Каргасокский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский. Васюганские болота - одни из самых больших в мире, занимают около 40% территории Томской области. Это территории Александровского, Каргасокского, Парабельского, Колпашевского районов. В северных районах области сконцентрировано более 50% производственной деятельности (нефтегазовый сектор экономики) и концентрируется 52% инвестиций.
Средняя плотность населения Томской области составляет 3,40 чел./км2. Самым густонаселенным является Томский район - 6,2 чел./км2. Самым малонаселенным является Каргасокский район, занимающий площадь 86,9 тыс. км2 (27,4% территории Томской области) при плотности населения 0,3 чел./км2.
Промышленный комплекс Томской области представлен 3600 предприятиями. В регионе работают крупные предприятия: АО "Сибирский химический комбинат", ООО "Томскнефтехим", ООО "Газпром метанол", ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", ООО "ЛЭМЗ-Т", НПО "Вирион" - филиал ФГУП НПО "Микроген", ЗАО "Сибкабель", ОАО "ТЭМЗ", ОАО "НПЦ "Полюс", ОАО "НИИПП", ОАО "Манотомь", ЗАО "ЭлеСи", ЗАО НПФ "Микран", ЗАО "Компания "СИАМ", ООО НПП "Томская электронная компания", ООО "Томский кабельный завод". Кроме крупных предприятий деятельность осуществляют около 600 предприятий среднего и малого бизнеса. Строительный комплекс области представлен более чем 2300 организациями, из которых 27 являются крупными или средними. На территории области работают дочерние предприятия ОАО "Газпром", ПАО "Роснефть", других крупнейших российских и зарубежных компаний. Самая крупная в регионе нефтяная компания ОАО "Томскнефть" ВНК ежегодно добывает более 10 млн. тонн нефти. Основной поток промышленных инвестиций направлен в топливно-энергетический комплекс.
Лесами покрыто 60% территории Томской области, 29 млн. га. Значительная часть территории области труднодоступна. В Томской области находится около 20% лесных ресурсов Западной Сибири. Площадь, покрытая лесом, составляет 19249,4 тыс. га. В деревообрабатывающем секторе экономики региона задействовано более пяти тысяч человек.
Основная специализация агропромышленного комплекса - мясомолочное животноводство. Крупнейшими агропромышленными предприятиями являются АО "СибАгро", ООО "Межениновская птицефабрика" и ООО "Томская продовольственная компания". Основными производителями молока являются племенные хозяйства ЗАО "Дубровское", ООО Племенной завод "Заварзино", СПК "Нелюбино".
В потребительском рынке Томской области функционирует 16,5 тыс. субъектов, что составляет 30% всех хозяйствующих субъектов в регионе. Наибольшее число субъектов представлено в сфере розничной торговли - 10,6 тыс.
Информационные и телекоммуникационные технологии являются основным видом деятельности более чем 400 компаний, занятых разработкой программного обеспечения, предоставлением услуг в сфере информационных технологий, проектированием, внедрением и тестированием информационных систем, консультированием по вопросам информатизации, удаленной обработкой и предоставлением информации, разработкой аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью. По уровню развития телекоммуникаций и связи Томская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. В регионе ведут свою деятельность федеральные операторы сотовой связи (ПАО "Мобильные ТелеСистемы", ПАО "Мегафон", ПАО "ВымпелКом", ООО "Т2 Мобайл"). В 535 населенных пунктах, в которых проживает около 99,7% населения области, имеется доступ к сетям сотовой связи. Сотовая связь отсутствует или требуется ее улучшение в 76 населенных пунктах из 577. Широкополосный доступ к сети Интернет есть в 280 населенных пунктах (около 95% населения области). По итогам 2022 года положительная динамика наблюдалась в производстве компьютерной техники, электронных и оптических изделий (123,6%), электрического оборудования (119,4%), машин и оборудования (116,3%).
Энергетический комплекс Томской области является системообразующей отраслью и представляет собой 9 электростанций (с установленной мощностью выше 5 МВт) суммарной мощностью 1036,4 МВт (на 01.01.2022). Электросетевой комплекс Томской области включает в себя более 33 тыс. км ЛЭП, 7 тысяч электрических подстанций напряжением от 0,4 до 500 кВ с общей трансформаторной мощностью свыше 13 тыс. МВА (МВА - единица мощности трансформатора). В энергетической отрасли задействовано 37 организаций, в которых занято 8,5 тысячи человек.
В 2023 году в Томской области отсутствовало круглогодичное транспортное сообщение (дороги с твердым покрытием) со 198 населенными пунктами (34,4% от общего количества населенных пунктов Томской области). На территории Александровского, Каргасокского, Парабельского, Колпашевского районов, городов Стрежевой и Кедровый, которые занимают почти 200 тыс. км2 (63% всей территории области), проживает 124,3 тыс. человек (12% всего населения Томской области).
В Томской области представлены все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 8003,5 км. Протяженность водных путей - 5195 км. Судоходными являются реки Обь, Васюган, Кеть, Томь, Парабель, Чулым и Чая. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 343,9 км. Основная магистраль: Белый Яр - Томск - Тайга. Согласно сведениям о посадочных площадках, действующих на территории Западно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, в Томской области зарегистрировано 67 посадочных площадок, а всего полеты осуществляются на 133 посадочных площадках, включая незарегистрированные и используемые методом "подбора с воздуха".
Таким образом, природно-географические и социально-экономические особенности Томской области обеспечивают условия для преодоления системных ограничений, препятствующих коммерчески эффективной эксплуатации беспилотных воздушных судов:
на территории Томской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 N 458 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 458) упрощены требования к допуску беспилотных авиационных систем максимальной взлетной массой более 30 кг к коммерческой эксплуатации;
спектр платежеспособного спроса на авиационные перевозки и авиаработы в Томской области является одним из самых широких в стране и охватывает задачи от мониторинга лесных пожаров и наземной инфраструктуры ТЭК до ведения авиасельхозработ и доставки грузов в районы, приравненные к районам Крайнего Севера;
в Томской области в советское время функционировала развитая маршрутная сеть местных авиалиний, которая в настоящее время может быть восстановлена на новом техническом уровне, что значительно упрощает весь спектр инфраструктурных, кадровых, маркетинговых и организационных задач по сравнению с любым регионом, где развитая маршрутная сеть не существовала;
научно-технический потенциал Томской области позволяет решать задачи любой степени сложности;
наличие на территории Томской области территорий с крайне низкой плотностью населения и полным отсутствием наземной инфраструктуры позволяет безопасно осуществлять авиационные эксперименты любого уровня сложности.
2. Проектное окружение
Региональная программа "Развитие беспилотной авиации в Томской области" (далее - Программа) подготовлена с учетом положений:
- Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717;
- Государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322;
- Государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148;
- Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710;
- Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 314;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596;
- Государственной программы "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 359а;
- Государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 348а;
- Государственной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 26.09.2019 N 340а;
- Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 343а;
- Региональной программы "Развитие экспорта в Томской области до 2024 года", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 30.12.2022 N 895-ра;
- Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580.
Реализация Программы будет влиять на достижение целей национальных проектов "Цифровая экономика", "Здравоохранение", "Образование", "Экология", "Наука", "Международная кооперация и экспорт", "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, "Производительность труда", "Культура", "Жилье и городская среда".
Программа является продолжением масштабирования опыта реализации проекта "Тайга" и экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области", введенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 458. Повышение доступности и качества услуг воздушного транспорта являются основными направлениями развития транспорта в регионе. К задачам улучшения транспортной доступности Томской области относится расширение сети маршрутов местных воздушных линий до отдаленных населенных пунктов Томской области, создание условий для функционирования авиакомпаний, обеспечивающих внутриобластные и региональные перевозки, в том числе через развитие систем беспилотного транспорта.
Развитию беспилотной авиации будет способствовать кооперация с 6 проектными альянсами: "Медицина. Фармацевтика", "Техническое зрение", "Арктика", "Робототехника" "Цифровая медицина", "Умный Город", объединяющими 213 томских инновационных организаций. Развитие беспилотной авиации позволит ускорить создание еще нескольких проектных альянсов, включая альянс "Цифровая промышленность".
Развитие научной и научно-производственной кооперации при реализации Программы будет осуществляться с использованием компетенций и инфраструктуры ведущих образовательных организаций высшего образования Томска (НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГАСУ, ТГПУ, включая базовые кафедры индустриальных компаний, центры компетенций, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным оборудованием) и академических научных организаций (Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Институт химии нефти СО РАН, Институт сильноточной электроники СО РАН, Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, Институт оптики атмосферы им. академика В.Е. Зуева СО РАН). В рамках федеральной программы "Передовые инженерные школы" поддержку будут осуществлять три проекта томских университетов: ТГУ - "Агробиотек", ТУСУР - "Электронное приборостроение и системы связи", ТПУ - "Интеллектуальные энергетические системы".
Кроме того, технологические проекты Научно-производственного центра Томской области будут реализовываться с вовлечением и при ресурсной поддержке индустриальных и технологических партнеров - компаний-лидеров ведущих отраслей и технологических рынков, в числе которых ПАО "Газпром нефть", ПАО "СИБУР Холдинг", ООО "СТК", АО НПФ "Микран", ООО "ТПК "САВА", ООО "Артлайф" и др. Эти компании примут участие в обеспечении необходимыми приборной и технологической базами, создании технологических полигонов, совместных специализированных лабораторий и центров практико-ориентированной подготовки кадров.
Интеграция программ подготовки коммерческих пилотов, операторов полезной нагрузки и администраторов функциональных сервисов беспилотной авиатехники в структуру программ высшего и среднего специального образования может существенно расширить функционал "Большого университета" (проект интеграции вузов и НИИ Томска). Молодые специалисты и предприниматели зачастую используют Томскую область как "стартовую площадку", а затем покидают регион (пики миграционной убыли приходятся на 25 - 29-летних). Развитие проектов, связанных с разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией беспилотной авиации, позволит обеспечить построение "мостов" между университетами, академическими институтами и реальным сектором экономики, тем самым нивелируя проблемы, требующие программного решения:
- недостаточная ориентация системы образования и науки на потребности инновационного сектора экономики региона;
- недостаточно высокая конкурентоспособность некоторых образовательных программ на мировом рынке образовательных технологий;
- необходимость дальнейшего совершенствования механизмов интеграции университетов, научных организаций и инновационных компаний в области подготовки научных кадров.
Учитывая то обстоятельство, что в Томской области обучается более 11 тыс. студентов из 88 стран мира, подобные образовательные программы будут способствовать формированию долговременного экспортного потенциала как на образовательные услуги, так и на соответствующую технику.
Томская область входит в 10 ведущих регионов Российской Федерации по объемам сектора разработки программного обеспечения. Томский IT-сектор преимущественно был ориентирован на рынки стран ЕС и США, включенных в 2022 году в списки "недружественных". Положительная динамика экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг будет зависеть от успешной переориентации компаний на альтернативные рынки, наиболее перспективным из которых является внутренний, а в перспективе и внешний рынок беспилотной авиатехники. Для этого можно будет обеспечить существующие каналы сбыта произведенных в Томской области машин, оборудования и транспортных средств в Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Турцию, Индию, Вьетнам, Азербайджан, ОАЭ, Монголию.
Перспективная специализация муниципальных образований при реализации Программы будет выстроена следующим образом:
1. г. Томск, ЗАТО Северск и Томский район как территории для развития новой экономики и новых промышленных секторов станут местом размещения Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем, Летно-испытательного комплекса и Авиационного учебного центра.
2. Асиновский, Колпашевский, Тегульдетский, Зырянский, Первомайский, Кривошеинский, Верхнекетский, Кожевниковский, Шегарский, Бакчарский, Молчановский, Чаинский районы Томской области будут задействованы как территории отработки новых функциональных сервисов использования БАС в интересах отраслей, специализирующихся на глубокой переработке ресурсов, в том числе экспортно ориентированных.
3. г. Кедровый, г. Стрежевой, Александровский, Каргасокский, Парабельский районы будут задействованы как территории, требующие диверсификации экономики, на которых необходимо создавать инфраструктуру сервисного обслуживания районов Крайнего Севера, Арктических территорий, нефтесервисов, геологоразведки, обслуживания топливно-энергетического комплекса (ТЭК) мирового уровня.
С учетом географического расположения и транспортной доступности и в соответствии с действующими документами стратегического планирования Томской области в регионе планируется формирование 4 зон полетов беспилотной авиации: Юго-Восточная, Северная, Центральная и Восточная.
Зона полетов |
Зоны полетов в разрезе муниципальных образований Томской области |
Население, тыс. человек |
Юго-Восточная |
Бакчарский, Кожевниковский, Шегарский, Кривошеинский, Томский районы, ЗАТО Северск, г. Кедровый, г. Томск |
849,4 |
Северная |
Александровский район, г. Стрежевой и Нововасюганское сельское поселение Каргасокского района |
51,1 |
Центральная |
Каргасокский, Парабельский, Верхнекетский, Чаинский, Молчановский, Колпашевский районы |
109,8 |
Восточная |
Первомайский, Зырянский, Тегульдетский, Асиновский районы |
67,1 |
Анализ конкурентной среды применения беспилотных авиационных систем (далее - БАС) в Томской области
Спектр платежеспособного спроса на авиационные перевозки и авиаработы с использованием БАС в Томской области является одним из самых широких в стране и охватывает задачи от мониторинга лесных пожаров и наземной инфраструктуры ТЭК до ведения авиахимработ и доставки грузов в районы, приравненные к районам Крайнего Севера, что позволяет обеспечить прикладное применение БАС всех типов.
Основными направлениями использования БАС в Томской области являются:
оптическое, радиолокационное, инфракрасное, лидарное дистанционное зондирование земли;
развитие программ точного земледелия с использованием БАС;
беспилотные авиационные перевозки грузов.
Производными рынками использования БАС в Томской области являются:
массовая практическая подготовка инженерно-технического состава и авиационного персонала, занятого проектированием и эксплуатацией беспилотной авиатехники;
осуществление авиаработ по обеспечению связи, безопасности объектов и иных видов авиаработ, предусмотренных ГОСТ Р 54265-2010;
организация соревнований, национальных и мировых рекордов, связанных с применением БАС.
Оптическое, радиолокационное, инфракрасное, лидарное дистанционное зондирование земли.
Наиболее протяженными объектами мониторинга являются линии электропередачи от 0,4 до 500 кВ. Их общая протяженность превышает 33 тыс. км. Исходя из анализа срока эксплуатации электросетевых объектов, срок службы доли линий электропередачи со сроком службы более 40 лет составляет от 60,2% до 88,7% от общей протяженности ЛЭП (220 кВ и менее). Это требует ведения систематического беспилотного мониторинга состояния ЛЭП с автоматической обработкой полученных данных, а также экстренных полетов для выявления мест аварий. Трубопроводный транспорт является абсолютным лидером по объемам транспортной работы в Томской области - 55% объема доставки грузов осуществляется по трубопроводам и их мониторинг является задачей стратегической важности для национальной экономики. Лесами покрыто 60% территории Томской области. Лес является самым крупным площадным объектом мониторинга (выявление лесных пожаров, обнаружение и борьба с вредителями, незаконными вырубками и т.п.).
В условиях, когда на территории Томской области насчитывается 18 100 рек и ручьев общей протяженностью 95 тыс. км, 112 900 озер площадью водного зеркала 4 451 км2, что практически исключает любые виды мониторинга, кроме авиационного. Так, при протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием 8003,5 км протяженность водных путей составляет 5195 км.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок введения в открытый оборот данных аэрофотосъемки, были приняты еще в СССР и предполагают необходимость прохождения длительных процедур. В результате заказчик получает доступ к первичным данным аэрофотосъемки через 2 месяца, а иногда и через 4 месяца после ее проведения. Как следствие, авиационный мониторинг линейных и площадных объектов носит эпизодический характер. В соответствии с пунктом 2 части 2 протокольного решения президиума Правительственной комиссии по развитию БАС от 29.06.2023 г. N 28пр-П50-АБ, в рамках экспериментально-правового режима Томской области будет проведена практическая отработка процедур рассекречивания данных дистанционного зондирования земли на основании подтверждения соответствия плана полета и фактического трека полета беспилотного воздушного судна. Таким образом, прогнозируется сокращение сроков доступа заказчика к первичным данным аэрофотосъемки с 2 - 4 месяцев до 2 - 4 часов. Исходя из оценок, это повлечет за собой увеличение объема заказа на услуги мониторинга. В среднесрочной перспективе объем заказа на дистанционное зондирование земли вырастет в 2 раза.
Кроме того, профильные исполнительные органы Томской области совместно с ведущими экспертами готовят условия для консолидации государственного и муниципального заказа с созданием:
цифровой модели воздушного пространства;
универсальной платформы оперативного мониторинга (оптическое, радиолокационное, инфракрасное, лидарное дистанционное зондирование линейных объектов инфраструктуры, площадных объектов, чрезвычайных ситуаций);
универсальной платформы пространственных данных для предоставления гражданам, бизнесу и государству (объединенная картографическая основа, 3D-модель местности, земной покров, водные ресурсы, топография, зонирование и границы, земельные участки).
2.1. Оценка плотности конкурентной среды.
1) уровень конкуренции в рассматриваемом сегменте крайне низкий. Фактически конкуренция будет осуществляться с вертолетными компаниями с заведомо более высокой стоимостью летного часа (150 тыс. рублей и выше). Возможность применения пилотируемой авиатехники практически отсутствуют из-за мелкоконтурности полей и близости к ним поселений, лесного фонда и объектов водного хозяйства. Кроме того, ориентированность сельского хозяйства области на высокоэкологичную продукцию исключает применение технологий, создающих угрозу применения пестицидов и гербицидов за пределами жестко ограниченных территорий. Фактически конкуренция будет осуществляться с наземным транспортом, работа которого часто блокируется из-за заболоченности подъездных путей;
2) количество конкурирующих компаний крайне мало и ограничено малыми предприятиями, специализирующимися на участии в малобюджетных конкурсах по Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральному закону от 18 июня 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В рамках комплексных научно-технических проектов, реализуемых сельхозтоваропроизводителями (ООО "Колпаков", ООО "Агрофирма "Зоркальцевская", ООО СП "Северный сад", ООО "Межениновская птицефабрика"), предусмотрено создание "опытных хозяйств" на базе заказчиков и (или) участников проектов для проведения полевых опытов, производственных испытаний, апробаций в целях передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, что позволит задействовать существующую инфраструктуру для экспериментов, связанных с использованием беспилотных технологий в сельском хозяйстве без дополнительных организационных и финансовых издержек;
3) крупные компании в рассматриваемом сегменте отсутствуют, за исключением эксплуатантов пилотируемой вертолетной техники, неспособных эффективно конкурировать с мониторинговыми БВС самолетного типа. В то же время крупнейшие агропромышленные предприятия региона готовы инвестировать как в программы точного земледелия, так и в программы по развитию беспилотной авиатехники. При готовности беспилотной техники к рентабельной и эффективной эксплуатации значительная часть годового объема поддержки сельскохозяйственного производства, составляющая 1,7 млрд. рублей, в том числе 1,2 млрд. рублей за счет средств областного бюджета, может быть переориентирована на поддержку беспилотных технологий.
2.2. Оценка социальной значимости.
1) количество трудоустроенных граждан в среднесрочной перспективе составит несколько тысяч человек при высокой социальной значимости предоставляемых функциональных сервисов для экологического мониторинга, борьбы с чрезвычайными ситуациями;
2) интеграция с другими отраслями экономики крайне высокая и имеющая определяющее значение для отраслей ТЭК, здравоохранения, кадастрирования и определения границ земельных участков, установления базы по имущественным налогам, выявления и пресечения преступлений и правонарушений в сфере экологии и природопользования, предотвращения, обнаружения и преодоления чрезвычайных ситуаций.
2.3. Оценка рынка.
1) для ежегодного мониторинга линейных объектов требуется 39 600 летных часов (4 950 летных смен) и 132 000 часов (16 500 человеко-дней обработки). Для ежегодного мониторинга площадных объектов требуется 986 000 летных часов (123 250 летных смен) и 8 700 000 часов (1 104 000 человеко-дней обработки). Кроме того, потребуется не менее 365 автомобилей повышенной проходимости, несущих два агродрона, один мониторинговый дрон, не менее 1 тонны воды, 100 кг действующего вещества и оборудованного аппаратурой, позволяющей на месте готовить необходимые растворы, заражать аккумуляторы и обеспечивать безопасность экипажа. Также для развития в Томской области технологий точного земледелия с применением методов ультрамалообъемного опрыскивания потребует подготовки 1 500 - 2 000 внешних пилотов, 100 - 150 агрономов-аналитиков, не менее 150 инженеров сервисного обслуживания и ремонта.
Таким образом, только емкость рынка ежегодного мониторинга линейных и площадных объектов Томской области требует подготовки и привлечения более 500 внешних пилотов, более 4000 инженеров по обработке информации, не менее 50 инженеров сервисного обслуживания и ремонта. Введение ежедневного мониторинга важных линейных и площадных объектов потребует большего количества внешних пилотов, техников и специалистов по обработке информации. Исходя из оптимистичной оценки ресурса мониторинговых дронов (до критической неисправности, потери или полного разрушения конструкции) в 200 часов, только для ежегодного мониторинга потребуется 5 128 беспилотных воздушных судов. Общая потребность в ежедневном мониторинге существенно выше и не приводится, поскольку потребность в кадрах и технике для ежегодного мониторинга превосходит суммарные годовые возможности предприятий отечественной промышленности и суммарный годовой выпуск профильных специалистов;
2) проекты, связанные с авиационной логистикой, имеют свойство инертности. Согласно расчетам ГосНИИ ГА, для "раскатки" нового маршрута требуется от 2 до 5 лет. В этой связи на начальной стадии применения беспилотных авиационных систем масштаб их использования будет ограничен перераспределением существующих товарно-материальных потоков от других перевозчиков. При общей массе отправлений в районы с ограниченными сроками завоза продукции в 1 680 тонн на долю авиационной доставки беспилотной авиатехникой может быть перераспределено порядка 420 - 560 тонн при следующих условиях:
стоимость летного часа до 10 тыс. рублей;
гарантия поддержания летной годности на весь период эксплуатации;
полный комплект конструкторской, эксплуатационной и сервисной документации;
грузоподъемность 50 - 250 кг;
эффективный радиус полетов от 300 км с учетом одной посадки без дозаправки;
эксплуатация на грунтовых ВПП;
станция внешнего пилота только в точке взлета;
разбег-пробег до 450 м;
годность к полетам в районах Западной Сибири.
Существующая емкость рынка до его "раскатки" способна обеспечить загрузку логистических дронов на 25 000 - 33 000 часов в год. Для этого потребуется 15 - 20 логистических дронов и 12 - 17 подготовленных внешних пилотов и столько же техников БАС. По предварительным оценкам, по мере "раскатки" маршрутов объем заказа на грузоперевозки увеличится на один-полтора порядка за счет развития электронной торговли;
3) рынок динамично растет и ограничен только начальной стадией производства беспилотной авиатехники и подготовки соответствующих кадров, отсутствием логистических БАС с приемлемым уровнем надежности и стоимости летного часа.
2.4. Потенциальная стратегия входа БАС в рассматриваемый сегмент.
1) рынок находится в стадии формирования. Потенциальный спрос в разы превышает предложение и будет разморожен после:
изменения подходов к управлению воздушным движением;
разработки агротехнологий, связанных с применением методов ультрамалообъемного опрыскивания, производства;
перехода от ручной сборки агродронов к производству агродронов с полным комплектом конструкторской, эксплуатационной и сервисной документации, с развертыванием сети послепродажного обслуживания и ремонта;
подготовки необходимого количества кадров.
Вход на рынок возможен с любой стратегией при условии наличия стратегии получения на приемлемых условиях беспилотной авиатехники и необходимого персонала. Доступ к надежной и качественной беспилотной авиатехнике и подготовленному персоналу является базовым ограничением для входа на рынок;
2) развитие программ точного земледелия с использованием БАС. Крупнейшими агропромышленными предприятиями региона по выручке являются: АО "СибАгро", ООО "Межениновская птицефабрика", ООО "Агрофирма "Межениновская", ООО "Сибирское молоко", КФХ "Летяжье" и др.
Самую большую долю в структуре посевных площадей Томской области занимают посевы пшеницы (28,5% от всех площадей региона), овса (11%), зернобобовых культур (2,5%), ячменя (3,7%). Наблюдаются тенденции снижения объемов валового сбора продуктов растениеводства по всем категориям хозяйств. Внедрение технологий точного земледелия, основанных на использовании беспилотных авиационных систем, является одним из наиболее перспективных вариантов преодоления негативных тенденций снижения объемов валового сбора продуктов растениеводства.
Из 1 236,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий Томской области практически идеальные условия для внедрения технологий точного земледелия, основанных на использовании беспилотных авиационных систем, представляют 365,3 тыс. га, более 60% из которых относятся к мелкоконтурным полям размером в 2 - 10 га;
3) беспилотные авиационные перевозки грузов. В Томской области в результате реализации программ цифрового развития сложилась противоречивая ситуация, когда для 99,6% населения обеспечена доступность сотовой связи, но при этом 35,9% населенных пунктов не обеспечено регулярным транспортным сообщением (дорогами с твердым покрытием). Вследствие этого сформировался значительный устойчивый платежеспособный спрос на авиационную доставку товаров электронной торговли. После банкротства компании "Томскавиа" и фактического прекращения работы на территории региона компании ООО "СИЛА" на местных линиях фактически прекратились воздушные перевозки с использованием легких самолетов. Вследствие этого практически единственным транспортным средством стал вертолет Ми-8 и его модификации, что повлекло за собой существенные ограничения для электронной торговли как в части стоимости летного часа, так и в части минимального веса перевозимого груза. Беспилотные авиационные перевозки могли бы решить эту проблему.
Развитие телемедицины с доставкой анализов, лекарств и иных грузов с помощью беспилотной авиатехники позволит резко увеличить доступность высокотехнологичной медицинской помощи на территории Томской области.
Производные рынки использования БАС
Отдельные сегменты рынка подготовки персонала, занятого проектированием и эксплуатацией беспилотной авиатехники, осуществления связных и иных авиаработ, организации соревнований, рекордов и шоу-программ, связанных с применением БАС, могут развиваться независимо от развития основных сегментов рынка БАС. Так, среди всех программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в рамках Национального проекта "Демография", программы подготовки внешних пилотов БАС максимальной взлетной массой до 30 кг являются одними из самых востребованных. Однако без развития основных сегментов рынка БАС производные рынки будут использовать полученную технику с неподтвержденной летной годностью, реализовывать кустарно подготовленные и зачастую не связанные с практикой программы подготовки и, вероятнее всего, не выйдут на продукты, годные к тиражированию. Отдельные исключения из правил, например, реализация компанией "Геоскан" проекта "Шоу дронов" лишь подтверждают общее правило, что производные проекты могут базироваться только на развитых бизнес-проектах в сфере дистанционного зондирования земли, точного земледелия или аэрологистики.
3. Цели и задачи Программы
Программа разработана для того, чтобы, используя уникальные научно-технические, социально-экономические и природно-географические особенности региона, обеспечить:
решение стратегических проблем, мешающих развитию отечественной беспилотной авиации;
использование беспилотной авиации как инструмента раскрытия научно-образовательного, производственного и рекреационного потенциала Томской области, а также решения его социальных и экономических задач;
устойчивое лидерство Томской области в отдельных сегментах национального, а в перспективе и международного рынка беспилотных авиационных систем.
Стартовый инфраструктурный проект развития БАС в Томской области
Исходя из опыта реализации проекта "Тайга" и экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем приоритетной задачей сегодня является не производство беспилотников, а обеспечение возможности их массовых полетов в сегрегированном, а в будущем - и в общем воздушном пространстве.
Для интеграции БВС в единое воздушное пространство должны быть нормативно определены не только технологии, но и принципы организации совместных полетов для контролируемого (имеется диспетчерское обслуживание) и неконтролируемого (пользователи сами взаимодействуют друг с другом) воздушного пространства. Для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство должна быть обеспечена возможность соблюдения БВС существующих процедур ОрВД. Для сведения к минимуму количества сбоев в работе системы ОрВД любые новые процедуры ОрВД должны быть в максимально возможной степени согласованы с процедурами, используемыми воздушными судами с пилотом на борту.
Для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство каждое БВС должно иметь возможность взаимодействия с другими пользователями воздушного пространства, не оказывая при этом влияния на безопасность и эффективность выполняемых ими полетов. Для решения этой задачи требуется фактически с нуля создать условия для прямого взаимодействия внешних пилотов разных БВС, а также внешних пилотов и командиров пилотируемых воздушных судов между собой как напрямую, так и при необходимости с участием третьих лиц. Это задача требует решения следующих подзадач:
увязка с существующими регламентами работы и штатным расписанием ГК ОрВД, с возможным делегированием части ее полномочий региональным или федеральным операторам;
определение стандарта аппаратуры, обязательной к установке на пилотируемую и беспилотную авиатехнику;
создание наземной инфраструктуры гарантированной ретрансляции сигналов связи и управления, а также сигналов ОрВД.
Для этого необходимо найти, испытать и принять новый стандарт линий передачи данных, бортовой и наземной аппаратуры, приемлемый для пилотируемой и беспилотной авиации, а также для целей управления воздушным движением. Данный стандарт должен поддерживать лучшие форматы информационного взаимодействия и в обязательном порядке обеспечивать киберзащищенность информации. Затем систему потребуется доработать для применения в целях обеспечения полетов пилотируемой и беспилотной авиации в едином воздушном пространстве.
Томский экспериментальный правовой режим в настоящее время является единственным местом в России, где разворачивается необходимая наземная инфраструктура АЗН-В - МПСН для экспериментов по созданию такой системы организации воздушного движения, которая позволит летать большому количеству БВС разных эксплуатантов. Данное решение позволит безопасно летать пилотируемым и беспилотным воздушным судам в едином воздушном пространстве, а также проводить весь спектр экспериментов по цифровой ОрВД. Именно на этих маршрутах можно сравнить VDL-4, FLARM, LDACS и иные технологии, вплоть до трекеров с сим-картами мобильной связи. Решение задачи обеспечения безопасных полетов по этим маршрутам позволит качественно сравнить и версии Ситуационных центров различных разработчиков.
Работа по определению новых стандартов ОрВД может вестись параллельно с работой по подготовке наземной инфраструктуры и работой по совершенствованию процедур рассекречивания геопространственных данных. В настоящее время в Томской области ГЛОНАСС и ДЗО Алмаз-Антей в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проводят эксперименты, по результатам которых длительность рассекречивания должна сократиться с двух месяцев до нескольких часов.
Кроме того, создаваемая система ОрВД может быть задействована в подтверждении фактического налета при применении опытно-экспериментальных методов сертификации. В настоящее время в России применяются исключительно экспертные методы сертификации, когда изготовитель беспилотника должен теоретически доказать ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации", что его воздушное судно может безопасно эксплуатироваться.
Из-за низкой интенсивности использования воздушного пространства органам ОрВД большую часть рабочего времени не приходится выполнять свою основную функцию - предотвращение столкновений воздушных судов, ограничиваясь полетно-информационным обслуживанием воздушных судов, выполняющих полеты в пространстве "G". В этой ситуации необходимо найти технологию управления воздушным движением, которая, будучи недорогой или бесплатной для пользователя, обеспечит высокий уровень предоставляемых услуг, безопасность полетов, а также эффективность для решения поставленных задач.
Системы,
обеспечивающие работу Регионального ситуационного центра
Региональный ситуационный центр обеспечит взаимодействие с:
Ситуационным центром Губернатора Томской области и интеграцию через указанный Ситуационный центр с федеральными и региональными информационными системами, Национальным центром управления обороной и сетью Главного информационно-аналитического центра ФСО России;
оперативными дежурными территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
ситуационным центром санитарной авиации ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница";
центрами обработки данных, расположенными населенных пунктах Томской области;
диспетчерскими службами эксплуатантов авиационной техники, выполняющих полеты на территории Томской области с целью организации кооперации компаний пилотируемой и беспилотной авиации;
участниками реализации Программы и заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Региональный оператор беспилотных систем
В дополнение к функциям, возложенным на Регионального оператора беспилотных систем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 458, планируется возложение на указанную организацию дополнительных функций, связанных с:
оказанием консультационной и методической помощи участникам реализации Программы и заинтересованным юридическим и физическим лицам;
информированием о доступных образовательных программах и вакансиях, связанных с беспилотной авиацией на основе взаимодействия с эксплуатантами авиационной техники, службами занятости, рекрутинговыми компаниями и профильными интернет-сервисами;
содействием профессиональной ориентации молодежи;
распространением информации о системе кадрового обеспечения сферы БАС, о возможностях получения основного и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения и использования инструментов подтверждения профессиональной квалификации;
содействием в проведении публичных мероприятий, включая форумы, конференции, круглые столы, проектно-аналитические сессии и другие мероприятия по вопросам развития и реализации механизмов национальной системы квалификаций.
4. Целевые показатели результативности на период 2024-2026 гг.
Приоритетные нормативно-производственные задачи
на краткосрочную перспективу
Задача |
2024 год |
2024-2025 годы |
2025-2026 годы |
Сертификация летной годности БАС |
В рамках Научно-производственного центра сформировать Центр сертификации, позволяющий выдавать СЛГ БАС исходя из суммарного кумулятивного количества накопленных летных часов (FH DTP) |
Обеспечить разработку ФАП-21.БАС с правилами сертификации БАС, независимыми от правил сертификации пилотируемой авиатехники |
Обеспечить формирование принципиально новых норм летной годности и методов определения соответствия, учитывающих реальную практику безопасной эксплуатации БАС |
Сертификация эксплуатанта |
Консолидировать платежеспособный спрос органов власти и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в осуществлении авиаперевозок и авиаработ, и сформировать условия для развития коммерчески эффективных эксплуатантов беспилотной авиатехники |
Обеспечить условия для массовой разработки, сертификации, производства и эксплуатации востребованной беспилотной авиатехники в рамках научно-производственного центра БАС |
Разработать новые федеральные правила сертификации эксплуатанта БАС, позволяющие совместить задачи обеспечения безопасности и эффективной эксплуатации |
Подготовка внешних пилотов |
Разработать и внедрить программу массовой подготовки и тестирования знаний внешних пилотов-любителей рекреационных и внешних пилотов профессиональных дронов |
Разработать и внедрить программу подготовки, тестирования знаний и практических навыков техников тяжелых БАС, операторов полезной нагрузки и руководителей полетов |
Разработать новые федеральные правила сертификации внешних пилотов БАС, техников БАС, руководителей полетов БАС |
Управление воздушным движением |
Внедрить и валидировать бортовую и наземную систему, обеспечивающую взаимную ситуационную осведомленность внешних пилотов и пилотов пилотируемой и беспилотной авиации в пространстве "G" |
Обеспечить досрочную реализацию Концепции интеграции БВС в единое воздушное пространство Российской Федерации с созданием систем мониторинга и управления воздушным движением ПВС и БВС в воздушном пространстве "G" |
Разработать новые федеральные правила использования воздушного пространства класса G пилотируемой и беспилотной авиатехникой, сертифицировать новую систему УВД ПВС и БВС в Росавиации |
Развитие аэродромов/ вертодромов/ посадочных площадок |
Сформировать условия для расконсервации и возобновления коммерческой эксплуатации аэродромов путем смягчения требований к их операторам и средствам обеспечения полетов до минимально безопасного уровня |
Обеспечить разработку и производство легких грузовых беспилотных авиационных систем самолетного типа и их вывод на коммерческую эффективность для доставки грузов в районы, приравненные к районам Крайнего Севера |
Разработать новые федеральные правила к коммерческой эксплуатации малых аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, требования к комплексам защиты критически важных объектов от БВС, сертифицировать эти комплексы |
Обеспечение транспортной и авиационной безопасности |
Отработать новые правила авиационной безопасности, позволяющие одновременно обеспечить исполнимость, коммерческую эффективность и приемлемый уровень безопасности |
Согласовать новые правила авиационной безопасности с компетентными органами |
Разработать новые ФАП авиационной безопасности, устранив одновременное существование параллельных систем авиационной и транспортной безопасности |
Сектора
развертывания станций АЗН-В МПСН
2024 год
2025-2026 гг.
Приоритетные посадочные площадки, подлежащие оснащению инфраструктурой БАС
Первоочередной задачей является оснащение 6 посадочных площадок, 3 из которых включены в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Приоритетом второго порядка является оснащение еще 24 посадочных площадок в 2025-2026 гг.
По мере оснащения приоритетных посадочных площадок маршрутная сеть может быть расширена за счет оснащения 90 - 95 посадочных площадок отдаленных населенных пунктов и месторождений.
Приоритет 2024 г. |
Приоритет 2025-2026 гг. |
|
г. Стрежевой с. Каргасок, Каргасокский район с. Новый Васюган, Каргасокский район г. Кедровый с. Парабель, Парабельский район г. Колпашево, Колпашевский район |
Александровский район с. Александровское (с д. Ларино) п. Северный с. Лукашкин Яр с. Назино с. Новоникольское п. Октябрьский |
Каргасокский район с. Староюгино с. Наунак с. Вертикос с. Средний Васюган с. Мыльджино с. Новый Тевриз с. Усть-Чижапка с. Старая Березовка с. Киндал д. Казальцево с. Сосновка п. Восток п. Киевский п. Неготка п. Молодежный с. Напас с. Усть-Тым с. Тымск |
5. Финансовое обоснование
Успешная реализация Программы предполагает создание таких инструментов и механизмов использования беспилотных технологий, которые позволят ограничить бюджетное финансирование исключительно закупкой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, исключив или минимизировав любые формы субсидирования. Однако на начальной стадии развития беспилотной авиации требуется существенная поддержка государства. Именно этим обстоятельством обусловлено принятие Национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и настоящей Программы.
Основой системы поддержки развития беспилотной авиации в Томской области станет Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Томской области, для создания которого в 2024 году из федерального и регионального бюджета, а также из внебюджетных источников выделено до 2,4 млрд. рублей.
Характеристика
Научно-производственного центра
Технологические партнеры |
АО "ГЛОНАСС" и ООО "ФлайДрон", АУ "СибНИИА им. Чаплыгина", ООО "СибАэроКрафт", ПАО "НПО Алмаз им. А.А. Расплетина", АО "НИИПП", АО "НПФ "Микран", АО "Азимут", ООО "СТК" и др. |
Научно-образовательный кластер |
Консорциум НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР |
Летно-испытательный комплекс |
Авиационная площадка им. В.П. Чкалова (д. Березкино, Томский район) |
Сертификационный центр |
ООО "СибНИА Тест" |
Разработчики и производители авиатехники |
АУ "СибНИА им. Чаплыгина", ООО "СибАэроКрафт", ООО "РПГ" |
Авиационный учебный центр |
АУЦ "СибНИА им. Чаплыгина", ФГАУ ДПО "ЦП САП" |
Особая экономическая зона |
ОЭЗ ТВТ "Томск" |
Площадь для размещения резидентов |
9000 м2 производственные, 12 500 м2 научно-исследовательские, 2 500 м2 с планом до 30 000 м2 авиаплощадка им. В.П. Чкалова |
Прогнозируемые капитальные затраты на создание НПЦ |
от 1,8 до 5 млрд. рублей |
Прогнозируемые ежегодные операционные затраты НПЦ |
1,5 - 4 млрд. рублей |
Предполагаемые резиденты НПЦ |
АО "ГЛОНАСС", АУ "СибНИА им. Чаплыгина", ООО "СибНИА Тест", ООО "СибАэроКрафт", ООО "БАС", ООО Русавиапром, ЗАО "АТК", ПАО "Ил" (ЭМЗ им. Мясищева), ООО "ЛЭМЗ-Т", АО "НПФ "Микран", ООО "РПГ" ООО "Аэроглоуб", ОКБ "Ховер", Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления (входят ООО "Геоскан, ООО "Омега"), АО "НПП "Радар ММС", ООО "СТК" |
Проекты
Научно-производственного центра
ООО "ЛЭМЗ-Т" (ПАО "НПО "Алмаз") |
Разработка и организация серийного производства систем УВД БВС, включая программно-аппаратные комплексы предотвращение столкновений для пилотируемых и беспилотных воздушных судов. Разработка и организация серийного производства многоуровневой системы защиты особо важных объектов от БВС |
АО "НПФ "Микран", АО "НИИПП", ООО "СТК", Лаборатория Касперского |
Изготовление радаров для навигации и обеспечения безопасности. Развертывание системы обеспечения безопасности и связи на площадных объектах, в том числе антидроновый комплекс |
АО "ГЛОНАСС" |
Производство RID-меток, аппаратуры предотвращения столкновений. Ускорение ввода в оборот геопространственных данных |
ООО "СибАэроКрафт" с Консорциумом робототехники и систем интеллектуального управления (входят ООО "Геоскан, ООО "Омега") |
Создание полигона для испытаний беспилотных авиационных систем и систем управления связи. Развитие технологий в сфере БАС и услуги с применением БВС. Внедрение программ по образовательной робототехнике и создание соревновательного полигона беспилотной робототехники |
ООО "Флай-дрон" |
Обеспечение осведомленности обо всех легальных полетах БВС |
ООО "БАС" |
Финансирование программ по приобретению БАС в лизинг |
ООО "РПГ" |
Разработка и серийное производство спасательных парашютных систем для БВС |
НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР |
Разработка БАС и отдельных модулей БАС. Массовая подготовка внешних пилотов тяжелых и легких БАС. Подготовка по ВУС |
Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям |
Независимая оценка квалификации внешних пилотов, не имеющих документов, выданных авиационными властями Российской Федерации |
На развитие инфраструктуры беспилотного транспорта из федерального и областного бюджетов в 2024-2025 гг. планируется выделить порядка 300 млн. рублей.
За период с 2024 г. по 2030 г. каждый вложенный в развитие беспилотных технологий рубль принесет доход от 3 рублей 15 коп. до 4 рублей 16 коп., то есть 2,4 млрд. рублей, вложенные в развитие Научно-производственного центра Томской области, обеспечат доходы бюджетной системы Российской Федерации в размере от 7,56 млрд. рублей до 9,96 млрд. рублей.
Кроме того, в рамках государственного гражданского заказа планируется закупить 28 мониторинговых БАС в целях мониторинга лесных пожаров и 98 логистических БАС для осуществления перевозок грузов в целях реализации социальных программ. Общий объем закупок в рамках государственного гражданского заказа оценивается в объеме около 1 988 млн. рублей.
Помимо бюджетной поддержки, проектной деятельности и концессионных соглашений минимизация расходов на приобретение беспилотной авиатехники ожидается за счет работы Летно-испытательного комплекса, авиационных учебных центров и научно-образовательного кластера Томской области.
6. План государственного гражданского заказа на БАС отечественного производства на период до 2030 года
Тип БАС |
Наименование модели БАС |
Наименование производителя (поставщика) |
Стоимость за ед. БАС, млн. руб. |
Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в денежном выражении |
Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в натуральном выражении |
||||||||
Всего |
в т.ч. плановый объем закупок БАС (Закон о бюджете) |
в т.ч. прогнозный объем закупок БАС в 2027-2030 гг. |
Всего |
в т.ч. плановый объем закупок БАС (Закон о бюджете) |
в т.ч. прогнозный объем закупок БАС в 2027-2030 гг. |
||||||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||||||
2 тип. Самолет средний |
По результатам НИОКР |
20 |
1 960,0 |
0 |
0 |
0 |
1 960,0 |
98 |
0 |
0 |
0 |
98 |
|
5 тип. Мультиротор легкий |
По результатам конкурса |
0,6 |
16,8 |
0 |
0 |
0 |
16,8 |
28 |
0 |
0 |
0 |
28 |
|
Всего |
1 976,8 |
|
|
|
1 960,0 |
126 |
|
|
|
126 |
7. План государственного гражданского заказа на БАС отечественного производства на период до 2030 года
Наименование услуги в соответствии с контрактом по Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
КБК |
Ед. измерения |
Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в денежном выражении |
Ед. измерения |
Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в натуральном выражении |
||||||||
Всего |
в т.ч. плановый объем закупок БАС (Закон о бюджете) |
в т.ч. прогнозный объем закупок БАС в 2027-2030 гг. |
|
Всего |
в т.ч. плановый объем закупок БАС (Закон о бюджете) |
в т.ч. прогнозный объем закупок БАС в 2027-2030 гг. |
|||||||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
||||||||
Проведение аэрофотосъемки земель сх назначения в целях их инвентаризации с применением БАС |
млн. руб. |
43 |
|
|
|
43 |
га |
712000 |
|
|
|
712000 |
8. Ресурсное обеспечение реализации мероприятий региональной программы
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Объем финансирования, тысяч рублей |
В том числе за счет средств: |
Показатели непосредственного результата мероприятий по годам реализации |
|||||
Наименование и единица измерения |
Значения по годам реализации |
|||||||||
федерального бюджета (по согласованию) (прогноз), тысяч рублей |
областного бюджета (прогноз), тыс. рублей |
местных бюджетов (по согласованию) (прогноз), тысяч рублей |
внебюджетных источников (по согласованию) (прогноз), тысяч рублей |
|
|
|||||
х |
Всего |
3129851,0 |
2733008,0 |
396843,0 |
0 |
0 |
х |
х |
||
2024 |
3128351,0 |
2733008,0 |
395343,0 |
0 |
0 |
|||||
2025 |
1500,0 |
0,0 |
1500,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
2031 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|||
1. |
Осуществление строительства, реконструкции посадочных площадок, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов |
Всего |
269712,0 |
234649,4 |
35062,6 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|
2024 |
269712,0 |
234649,4 |
35062,6 |
0,0 |
0,0 |
Количество построенных площадок, ед. |
2 |
|||
2025 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2031 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2. |
Создание сети научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем |
Всего |
2530862,1 |
2180100,0 |
350762,1 |
0 |
0,0 |
х |
х |
|
2024 |
2530862,1 |
2180100,0 |
350762,1 |
0 |
0,0 |
Количество созданных НПЦ, ед. |
1 |
|||
2025 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2031 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
3. |
Приобретение БАС для осуществления работ по тушению лесных пожаров |
Всего |
12000,0 |
10500,0 |
1500,0 |
0 |
0,0 |
х |
х |
|
2024 |
10500,0 |
10500,0 |
0 |
0 |
0,0 |
Количество приобретенных БАС, ед. |
7 |
|||
2025 |
1500,0 |
0,0 |
1500,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2031 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
4. |
Оснащение образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации БАС |
Всего |
317276,9 |
307758,6 |
9518,3 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|
2024 |
317276,9 |
307758,6 |
9518,3 |
0,0 |
0,0 |
Количество оснащенных классов/центров, ед. |
20 |
|||
2025 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2026 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2027 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2028 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2029 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2030 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
|||
2031 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
х |
х |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Томской области от 11 июня 2024 г. N 419-ра "Об утверждении региональной программы "Развитие беспилотной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.