Заслушав информацию Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Матвиенко В.И. о роли Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в развитии Содружества Независимых Государств, Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Отметить роль Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ как действенной интеграционной структуры и ее вклад в становление и развитие правовой базы многостороннего сотрудничества в Содружестве Независимых Государств (информация прилагается).
2. Предложить Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ продолжить работу, направленную на сближение национального законодательства, развитие парламентской дипломатии, реализацию решений, принятых в рамках Содружества Независимых Государств, на основе совершенствования межпарламентского сотрудничества и взаимодействия с органами СНГ.
От Азербайджанской Республики
И. Алиев
с особым мнением
От Республики Армения
Н. Пашинян
От Республики Беларусь
А. Лукашенко
От Республики Казахстан
К. Токаев
От Кыргызской Республики
С. Жапаров
От Республики Молдова
От Российской Федерации
В. Путин
От Республики Таджикистан
Э. Рахмон
От Туркменистана
C. Бердымухамедов
От Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев
От Украины
Информация
о роли Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в развитии Содружества Независимых Государств
На протяжении тридцати лет своей деятельности Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ), учрежденная Соглашением о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанным 27 марта 1992 года в Алма-Ате, и обладающая в соответствии с Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенной 26 мая 1995 года в Минске, статусом межгосударственного органа Содружества Независимых Государств, играет важную роль в решении стратегических задач, стоящих перед Содружеством.
Сегодня МПА СНГ является влиятельной международной межпарламентской организацией, признанной во всем мире и занимающей важное место в системе органов Содружества. На площадке Ассамблеи организован равноправный межпарламентский диалог, учитывающий взаимные интересы стран Содружества и нацеленный на решение общих актуальных вопросов развития СНГ. Эффективность и востребованность работы Межпарламентской Ассамблеи неоднократно отмечались руководителями законодательных и исполнительных органов власти, авторитетными общественными и политическими деятелями, лидерами крупных международных организаций. Особые роль и значение МПА СНГ в становлении и развитии Содружества Независимых Государств были подчеркнуты в приветствиях глав государств и выступлениях спикеров парламентов стран СНГ, которые прозвучали на торжественном заседании Совета Ассамблеи, посвященном 30-летию организации и прошедшем в Алматы 29 марта 2022 года.
Деятельность Межпарламентской Ассамблеи тесно взаимоувязана с работой Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, осуществляется во взаимодействии с Исполнительным комитетом, другими органами СНГ и нацелена на реализацию приоритетных направлений развития Содружества, определенных в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств СНГ 18 декабря 2020 года.
В соответствии со своими полномочиями, предусмотренными Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, МПА СНГ обеспечивает парламентское взаимодействие в экономической, политической, правовой, гуманитарной, оборонной и других сферах, по направлениям:
- модельное законотворчество с целью сближения и совершенствования национального законодательства государств - участников СНГ и содействие созданию правовых условий для всесторонней интеграции в Содружестве;
- взаимодействие с международными организациями;
- наблюдение за выборами и референдумами в государствах СНГ;
- организация и поддержка молодежного сотрудничества;
- проведение форумов, конгрессов и конференций по актуальным и общественно значимым темам.
С момента создания МПА СНГ принимала активное участие в формировании уставных документов и договорно-правовой базы Содружества. Проекты, разработанные Ассамблеей, легли в основу тридцати действующих конвенций, соглашений, принятых в рамках СНГ. В их числе: Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 года, Конвенция о сохранении агробиоразнообразия от 7 июня 2016 года, Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 сентября 2016 года, Конвенция Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 28 сентября 2018 года.
В числе основных задач Межпарламентской Ассамблеи - сближение правовых систем государств - участников СНГ и создание условий для всесторонней интеграции в рамках Содружества на основе принимаемых модельных законодательных актов и рекомендаций. При решении данной задачи МПА СНГ основывается на использовании международных правовых стандартов и учитывает особенности национальных правовых систем. На сегодняшний день Ассамблея приняла более 600 модельных правовых актов, рекомендаций и других документов.
На приоритетном экономическом направлении МПА СНГ разрабатываются модельные правовые акты, способствующие развитию экономического пространства Содружества, сближению налогового, гражданского, транспортного, банковского, внешнеторгового законодательств, законодательства об инвестициях, о ценообразовании, лизинге и в других сферах.
К числу наиболее востребованных модельных законодательных актов в данном направлении можно отнести модельный Налоговый кодекс (новая редакция принята 29 ноября 2013 года, изменения - 19 апреля 2019 года), являющийся основой налоговых кодексов стран Содружества, а также принятый в период 1994 - 2003 годов модельный Гражданский кодекс, на котором базируется гражданское законодательство государств - участников СНГ.
Работа в указанных областях проводится на постоянной системной основе. В сфере налогового законодательства МПА СНГ в текущий момент занимается актуализацией глав модельного Налогового кодекса, касающихся упрощенной и патентной систем налогообложения, а также налога на профессиональный доход. Сближение гражданского законодательства продолжается путем принятия отдельных модельных законодательных актов, в числе которых модельные законы "О предпринимательстве" (27 ноября 2015 года), "Об ограниченных вещных правах" (27 ноября 2015 года), "О доверительном управлении имуществом и трасте" (22 ноября 2019 года), "Об обязательственном праве" (22 ноября 2019 года) и другие.
Особое внимание Межпарламентская Ассамблея уделяет вопросу сближения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере промышленности, предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности в государствах Содружества. В этой области МПА СНГ приняты модельный Инновационный кодекс для государств - участников СНГ (28 ноября 2014 года), модельные законы "О государственной промышленной политике" (27 марта 2017 года), "О совместных исследованиях и кооперации в разработках и производстве инновационной продукции (услуг)" (13 апреля 2018 года), "О региональных инвестиционных проектах" (16 апреля 2021 года).
В настоящее время ведется работа по подготовке пакета рекомендаций по различным аспектам правового регулирования правоотношений в сфере публично-частного партнерства, рекомендаций по развитию сотрудничества государств - участников СНГ в области экономической безопасности, предложений по развитию производительных сил государств - участников СНГ, модельного закона "О государственных закупках" и других рекомендательных актов.
Формированию национального законодательства государств - участников СНГ в финансовой и банковской сферах способствовали принятые МПА СНГ модельные законы "Об аудите" (8 июня 1997 года), "О бухгалтерском учете и отчетности" (8 июня 1997 года), "О банковской тайне" (16 октября 1999 года), "О рынке ценных бумаг" (24 ноября 2001 года), "О банкротстве банков" (18 ноября 2005 года) и другие. В настоящее время Ассамблея разрабатывает проект модельного закона "О цифровых финансовых активах".
В фокусе внимания МПА СНГ находятся вопросы цифрового развития экономики, в связи с чем разрабатываются проекты модельных законов "О цифровых правах", "О цифровом пространстве, его инфраструктуре и регулировании в государствах - участниках СНГ", "О цифровой трансформации отраслей промышленности государств - участников СНГ", "О цифровой трансформации сферы услуг государств - участников СНГ". Деятельность Ассамблеи в направлении цифровизации экономики и других сфер общественной жизни ведется в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области цифрового развития общества.
Активная работа Ассамблеи нацелена на сближение законодательства, регулирующего правоотношения в сфере сельского, лесного и водного хозяйства. Так, МПА СНГ приняты модельные Земельный (4 декабря 2004 года), Водный (16 ноября 2006 года), Рыбохозяйственный (16 мая 2011 года) и Лесной (27 марта 2017 года) кодексы, а также ряд модельных законов, среди которых - "Об аквакультуре" (4 декабря 2004 года), "О семенах" (4 декабря 2004 года), "Об охране почв" (31 октября 2007 года), "Об агростраховании" (27 ноября 2020 года), "О зерне" (26 ноября 2021 года) и другие. В настоящее время идет подготовка модельных законов "О пчеловодстве" и "Об органическом сельском хозяйстве".
Большое значение придается вопросам совершенствования национального законодательства государств - участников СНГ в экологическом направлении с целью обеспечения экологической безопасности, использования экологически чистых видов моторного топлива, создания системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, формирования рынка экологических услуг, продукции, технологий, экологического образования и туризма.
В этой области Ассамблеей были разработаны и приняты модельный Экологический кодекс для государств - участников СНГ (Общая часть - 16 ноября 2006 года, Особенная часть - 31 октября 2007 года), ряд модельных законов и рекомендаций, таких как модельные законы "Об экологическом страховании" (18 апреля 2014 года), "Об экологическом просвещении и экологической культуре населения" (27 марта 2017 года), "Об экологическом туризме" (22 ноября 2019 года), "Об экологической безопасности транспортировки нефтепродуктов по трубопроводам" (27 ноября 2020 года), Рекомендации по формированию экологической политики (29 ноября 2018 года), Рекомендации по организации национальных центров экологической безопасности (22 ноября 2019 года) и другие.
В настоящее время МПА СНГ занимается актуализацией модельных законов "Об экологической безопасности", "О доступе к экологической информации", "Об отходах производства и потребления", "Об особо охраняемых природных территориях", а также разработкой модельных законов "Об экологических фондах" и "Об оценке потенциального воздействия горнодобывающей деятельности на здоровье проживающего на прилегающих территориях населения".
Большое значение придается задаче сближения законодательства государств - участников СНГ в области транспорта. МПА СНГ приняты модельный Кодекс внутреннего водного транспорта (19 апреля 2019 года), модельные законы "О транспортной деятельности" (31 октября 2007 года), "О железнодорожном транспорте" (23 ноября 2012 года), "Об автомобильном транспорте" (27 марта 2017 года), а также ряд документов о безопасности на различных видах транспорта. В планах Ассамблеи - разработка рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств - участников СНГ в области использования электротранспорта.
В правовой сфере МПА СНГ разработаны модельный Уголовный кодекс (от 17 февраля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 16 ноября 2006 года, 3 декабря 2009 года, 29 ноября 2013 года и 27 ноября 2015 года), модельный Уголовно-процессуальный кодекс (от 17 февраля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2009 года и 29 ноября 2013 года), модельный Уголовно-исполнительный кодекс (2 ноября 1996 года), модельный Исполнительный кодекс (3 декабря 2009 года), модельный Кодекс о судоустройстве и статусе судей (16 мая 2011 года), а также ряд модельных законов и рекомендаций, среди которых - модельные законы "О полиции (милиции)" (7 декабря 2002 года), "О праве собственности и его защите" (17 мая 2012 года), "О медиации (внесудебном урегулировании споров)" (29 ноября 2013 года), "О регистрации и деятельности международных некоммерческих организаций, их филиалов и представительств" (27 ноября 2015 года), "О государственной собственности" (27 марта 2017 года), "О государственном кадастре недвижимости" (27 марта 2017 года), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (27 марта 2017 года), "О нотариате" (27 марта 2017 года), "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (19 апреля 2019 года), "О судебно-экспертной деятельности" (19 апреля 2019 года), "О нормативных правовых актах" (22 ноября 2019 года) и т.п. В текущий период завершается работа над проектами модельных законов "О способах обеспечения исполнения обязательств", "Об обязательствах вследствие причинения вреда", "Об обязательствах вследствие неосновательного обогащения и действий в чужом интересе без поручения" и ряда других документов.
Межпарламентская Ассамблея уделяет значительное внимание вопросу разработки модельных законов и рекомендаций в политической сфере с целью сближения национального законодательства государств - участников СНГ о выборах и референдумах, совершенствования наблюдения за выборами и референдумами, внедрения единых и объективных критериев оценки избирательных процессов. Данная работа ведется с учетом суверенных прав и обязательств государств - участников СНГ, на основе норм и принципов международного права.
В текущем году исполняется двадцать лет с момента принятия разработанной МПА СНГ Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Помимо этого, в данной сфере Ассамблеей разработаны и приняты модельный Избирательный кодекс для государств - участников СНГ (27 ноября 2020 года), модельные законы "О национальном референдуме" (23 ноября 2012 года), "О парламентском контроле" (27 ноября 2020 года), а также ряд рекомендательных актов, таких как Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (16 мая 2011 года), Рекомендации об общих принципах организации и проведения муниципальных (местных) выборов, местных референдумов и голосований (18 апреля 2014 года), Рекомендации по совершенствованию законодательства о выборах глав государств в странах СНГ (18 апреля 2014 года), Рекомендации по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ (22 ноября 2019 года).
Тема наблюдения за подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, а также референдумов в странах Содружества является одной из самых востребованных не только в законодательном плане. Это - важнейшее направление работы созданного в 2006 году Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ. Деятельность института не только позволила разрушить существовавшее ранее доминирование Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, практически монополизировавшего право оценивать степень демократичности выборов в суверенных государствах, но и повысила роль Межпарламентской Ассамблеи как авторитетной структуры, занимающейся мониторингом электоральных процессов. Объективность выводов наблюдателей от стран Содружества обеспечивается эффективным взаимодействием Межпарламентской Ассамблеи и Исполнительного комитета СНГ.
Деятельность на "электоральном" направлении, которую Ассамблея ведет и в рамках работы Миссии наблюдателей от СНГ, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время подготавливаются предложения по развитию института наблюдения на основе анализа долгосрочного и краткосрочного мониторинга избирательных кампаний, в том числе по обновлению нормативно-правовой базы в этой области.
Межпарламентской Ассамблеей разрабатывается проект модельного закона "О международном наблюдении", в основе которого накопленный опыт международного наблюдения, международные стандарты, а также установленные национальным законодательством гарантии деятельности международных наблюдателей, правовые акты центральных избирательных и иных комиссий, регулирующие или разъясняющие порядок деятельности международных наблюдателей. Помимо этого, МПА СНГ осуществляет разработку проекта Рекомендаций по использованию технических средств автоматизации на выборах, направленных на внедрение подходов "цифровой демократии" в электоральный процесс, проекта Рекомендаций по противодействию иностранному вмешательству в национальные выборы, имеющих целью противодействие попыткам иностранных государств и международных организаций влиять на национальные выборы, новой редакции Рекомендаций для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами. Указанные проекты наряду с другими вопросами электоральной тематики планируется рассмотреть в октябре текущего года на Международной научно-практической конференции "Конвенция СНГ о стандартах демократических выборов: открытое пространство международного сотрудничества".
Большое значение МПА СНГ придает вопросам сближения национальных законодательств, регулирующих правоотношения на треке гуманитарного сотрудничества и направленных на развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, взаимодействие в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, охраны здоровья, спорта и туризма, работы с молодежью.
В сфере культуры, информации и спорта Межпарламентской Ассамблеей приняты модельный Кодекс интеллектуальной собственности (7 апреля 2010 года), модельные Информационный (23 ноября 2012 года) и Библиотечный (новая редакция - 25 ноября 2016 года) кодексы, модельный Кодекс о культуре (13 апреля 2018 года), более 90 модельных законов, среди которых - "Об объектах культурного наследия" (17 мая 2012 года), "Об охране нематериального культурного наследия" (29 ноября 2013 года), "Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ" (18 апреля 2014 года), "О социально-культурной деятельности" (25 ноября 2016 года), "О совершении нотариальных действий в электронной форме при трансграничном информационном обмене" (22 ноября 2019 года), "О школьном спорте" (27 ноября 2020 года), "О противодействии применению допинга в спорте" (27 ноября 2020 года), а также Рекомендации по установлению общих подходов по вопросу представления обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме в государствах - участниках СНГ (26 ноября 2021 года) и другие документы.
В настоящее время в данном направлении Ассамблея ведет работу по подготовке новых редакций модельного Кодекса интеллектуальной собственности и модельного Информационного кодекса для государств - участников СНГ, новых редакций модельного закона "О государственной поддержке кинематографии" и модельного закона "О театре и театральной деятельности", а также других проектов.
В области образования и науки МПА СНГ принято более 70 модельных законов и рекомендательных актов, среди которых можно выделить модельный Образовательный кодекс для государств - участников СНГ (Общая часть, новая редакция принята 29 ноября 2013 года), модельные законы "О просветительской деятельности" (20 мая 2016 года), "Об инклюзивном образовании" (25 ноября 2016 года), "Об образовании взрослых" (25 ноября 2016 года), "О совместных исследованиях и кооперации в разработках и производстве инновационной продукции (услуг)" (13 апреля 2018 года), "О дошкольном образовании" (13 апреля 2018 года), "О научно-технической информации" (19 апреля 2019 года), "О контрактной системе в сфере исследований и разработок" (27 ноября 2020 года), а также ряд рекомендаций, таких как "О сотрудничестве между молодыми учеными государств - участников СНГ" (27 марта 2017 года), "Об аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации" (13 апреля 2018 года), "О повышении качества образования в государствах - участниках СНГ" (29 ноября 2018 года), "Об этике нанотехнологий" (19 апреля 2019 года) и другие.
На данном этапе Ассамблея разрабатывает проекты модельного закона "О коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий", Рекомендаций по согласованным подходам к формированию системы современного фармацевтического образования в государствах - участниках СНГ, Рекомендаций по перспективным направлениям модельного законотворчества в сфере науки и образования, рекомендаций "О мерах выявления и системного сопровождения талантливых детей и молодежи" и другие проекты.
В сфере медицины и охраны здоровья МПА СНГ разработаны и приняты важные модельные законы и рекомендации, среди которых - модельные законы "О телемедицинских услугах" (28 октября 2010 года), "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья спортсменов - членов спортивных сборных команд" (18 апреля 2014 года), "Об охране репродуктивных прав и репродуктивного здоровья граждан" (28 ноября 2014 года), "О страховой медицине" (25 ноября 2016 года), "О клинических рекомендациях при оказании медицинской помощи в государствах - участниках СНГ" (16 апреля 2021 года), "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (16 апреля 2021 года), "О донорстве органов" (26 ноября 2021 года), "О равном доступе к профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции в странах СНГ" (26 ноября 2021 года), а также рекомендации "О сближении законодательства государств - участников СНГ в сфере охраны здоровья" (16 апреля 2015 года), Рекомендации по охране медицинского персонала и объектов здравоохранения в период вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия (25 ноября 2016 года) и другие.
Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии "Здоровье населения государств - участников Содружества Независимых Государств" на 2020 - 2021 годы Межпарламентская Ассамблея завершает разработку проекта модельного закона "О социальной рекламе в области здорового образа жизни". Также осуществляется разработка проектов модельных законов "О национальных обществах Красного Креста или Красного Полумесяца", "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников", "Об охране здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма", "О маркетинге продуктов питания для детей" и других проектов.
В соответствии с Концепцией согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств на 2020 - 2023 годы Ассамблеей был принят модельный закон "Об обеспечении прав детей на охрану здоровья в государствах - участниках СНГ" (16 апреля 2021 года).
В целях совершенствования законодательства в сфере туризма на территориях государств - участников СНГ Межпарламентской Ассамблеей были разработаны и приняты, в частности, модельные законы "О детском и юношеском туризме" (29 ноября 2018 года), "Об экологическом туризме" (22 ноября 2019 года), "О социальном туризме" (22 ноября 2019 года), Рекомендации по соблюдению норм деловой практики в сфере туризма государств - участников СНГ (29 ноября 2018 года), Рекомендации по установлению льготных режимов торговли для иностранных туристов и временных посетителей по системе tax free (29 ноября 2018 года).
На современном этапе разработка модельных законодательных актов и других документов в сфере туризма осуществляется в соответствии с Планом мероприятий на 2021 - 2023 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021 - 2030 годы. К примеру, на основании рекомендаций круглого стола "Развитие сельского туризма в государствах - участниках СНГ", проведенного в 2021 году, запланировано разработать модельный закон "О сельском туризме".
В практическом плане решению задач сотрудничества в области туризма способствует успешно запущенный в прошлом году по инициативе МПА СНГ проект Travel Hub "Содружество".
Межпарламентская Ассамблея ведет работу по сближению трудового и миграционного национального законодательства государств - участников СНГ в целях формирования общего миграционного пространства, функционирования общего рынка труда.
В соответствии с Концепцией согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств на 2020 - 2023 годы МПА СНГ был принят модельный Трудовой кодекс (27 ноября 2020 года). Также Ассамблеей были приняты модельные законы "О службах охраны труда" (9 декабря 2000 года), "Об особенностях регулирования труда моряков" (24 ноября 2001 года), "О подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда" (23 ноября 2012 года), Рекомендации по установлению единых подходов к расследованию повреждений здоровья работников при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (27 марта 2017 года), Рекомендации по установлению единых подходов к формированию статистической отчетности в сфере условий и охраны труда в государствах - участниках СНГ (27 марта 2017 года).
В настоящее время МПА СНГ разрабатываются рекомендации "О законодательном обеспечении защиты требований трудящихся в случае несостоятельности (банкротства) предприятий (организаций)", Рекомендации по оценке условий труда на рабочих местах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Рекомендации о требованиях к осуществлению контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
В сфере миграционного законодательства Ассамблеей были приняты модельный Миграционный кодекс для государств - участников СНГ (16 апреля 2021 года), модельные законы "О миграции" (27 ноября 2015 года), "О миграции трудовых ресурсов" (27 ноября 2015 года), рекомендации "О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах - участниках СНГ" (31 октября 2007 года), Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (3 декабря 2009 года), Рекомендации по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении (29 ноября 2013 года), Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств - участников СНГ (27 ноября 2015 года).
В соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств МПА СНГ был принят модельный закон "О беженцах" (27 ноября 2020 года).
Значительное внимание Межпарламентская Ассамблея уделяет деятельности по совершенствованию и гармонизации законодательства в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам. Соответствующие нормы включены в принятые МПА СНГ модельные Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс. Также на этом направлении приняты модельные законы "О противодействии финансированию терроризма" (16 ноября 2006 года), "Об оказании помощи жертвам торговли людьми" (3 апреля 2008 года), "О противодействии экстремизму" (14 мая 2009 года), "О противодействии терроризму" (3 декабря 2009 года), "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (28 ноября 2014 года), внесены изменения в модельный закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" (27 ноября 2020 года), приняты Рекомендательные типологии новых преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий (27 ноября 2020 года), Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности (27 ноября 2020 года), Рекомендации по организации мониторинга правоприменения и прогнозирования последствий принятия законодательных актов в сфере обеспечения национальной безопасности в государствах - участниках СНГ (27 ноября 2020 года), Рекомендации по интеграции норм международного гуманитарного права в руководящие документы вооруженных сил, системы военного профессионального образования и подготовки войск (сил) государств - участников СНГ (26 ноября 2021 года) и другие документы.
Работа в этом направлении традиционно ведется в рамках реализации программ сотрудничества государств - участников СНГ, принятых органами Содружества на соответствующие периоды. Среди них: межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью, программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании, программа сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции, программа сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также план мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств - участников Содружества Независимых Государств, комплексный план мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и другие. На текущий момент активная работа осуществляется, в частности, в соответствии с Программой сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020 - 2022 годы, Программой сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021 - 2025 годы.
Межпарламентской Ассамблеей разрабатываются проекты модельных законов "О национальной безопасности", "Об общественной безопасности", "О единой системе вызова экстренных оперативных служб", изменений в модельные законы "О пограничной безопасности", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" и другие документы.
С целью сближения законодательства в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества, как указано выше, по инициативе МПА СНГ в рамках Содружества были приняты Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств и Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2030 года Ассамблея приняла модельный закон "О региональных инвестиционных проектах" (16 апреля 2021 года).
Кроме того, в данной сфере МПА СНГ были приняты модельные законы "О межрегиональном сотрудничестве" (31 октября 2007 года), "О приграничном сотрудничестве" (31 октября 2007 года), "Об основах региональной политики" (28 ноября 2014 года), "О порядке участия органов местной власти в приграничном сотрудничестве" (25 ноября 2016 года), а также Рекомендации по использованию инструментария и результатов регионального мониторинга инфокоммуникационного развития государств - участников СНГ (29 ноября 2018 года).
В настоящее время ведется работа над проектами модельных законов "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О государственных и муниципальных услугах" и "Об административных процедурах", а также разрабатываются проекты Рекомендаций по использованию механизма муниципально-частного партнерства для решения задач местного самоуправления, Рекомендаций по применению инструментов антикризисного управления для органов местного самоуправления в условиях пандемии.
Модельные законодательные акты и рекомендации активно используются парламентами государств - участников СНГ в целях разработки и совершенствования национального законодательства. Подготовка этих документов осуществляется в тесном сотрудничестве с органами Содружества, ведущими научными центрами стран СНГ, авторитетными партнерами из дальнего зарубежья и специализированными международными организациями. Такое сотрудничество позволяет Межпарламентской Ассамблее оказывать содействие развитию современного международного права: выдвигать политические и юридические инициативы, связанные, например, с борьбой с международным терроризмом, противодействием незаконной миграции, совершенствованием избирательного законодательства, представлять принятые МПА СНГ модельные документы вниманию специализированных органов Организации Объединенных Наций и других международных структур (Контртеррористического управления ООН, Всемирной организации здравоохранения, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Комиссии ООН по праву международной торговли, Международного комитета Красного Креста, Европейской экономической комиссии ООН и т. д.). Различные международные организации в свою очередь обращаются к Межпарламентской Ассамблее за получением экспертной оценки разработанных ими документов. Благодаря такому взаимодействию парламентарии стран СНГ могут влиять на формирование мировых стандартов в области экономики, безопасности, образования, информационно-коммуникационных технологий, социального обеспечения, защиты культурных ценностей или экологии.
Высокое качество разрабатываемых МПА СНГ документов также обеспечивается поддержкой ряда специализированных органов, созданных при Ассамблее. На сегодня действуют шесть отраслевых экспертных платформ: Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, Экспертный совет по здравоохранению при МПА СНГ, Экспертный совет МПА СНГ и Регионального содружества в области связи, Экспертный совет по экономике при МПА СНГ, Экспертный совет по науке и образованию при МПА СНГ, Экспертный совет при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам. В планах Ассамблеи - расширить практику создания отраслевых экспертных советов; в частности, прорабатывается вопрос об учреждении экспертного совета по экологии и природопользованию при МПА СНГ.
Межпарламентская Ассамблея вносит вклад в сотрудничество стран СНГ в гуманитарной сфере, реализуя различные инициативы и проводя значимые мероприятия. Так, именно МПА СНГ предложила учредить Международный день парламентаризма, который в 2018 году был утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и отмечается 30 июня.
Ассамблея своевременно оценила готовность наиболее активных молодых представителей стран СНГ участвовать в реализации объединительных тенденций на пространстве Содружества, предложив в качестве ответа на запрос молодых граждан о создании условий для их реального участия в принятии государственных и межгосударственных решений идею создания молодежной парламентской структуры СНГ. Цели образованной десять лет назад Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ соответствуют задаче консолидации молодежи стран Содружества, популяризации идей интеграции в молодежной среде, поддержки интересов молодежи на международном уровне, объединения существующих и создаваемых национальных молодежных парламентских организаций в международную общественную структуру.
Как перспективная коммуникационная площадка ММПА СНГ стремится стать эффективной системой представительства интересов молодежи стран Содружества, поскольку здесь отрабатываются механизмы участия молодых парламентариев в подготовке и экспертизе проектов по вопросам молодежной политики. Обладая возможностью предоставления своих рекомендаций "старшей" Ассамблее для последующего рассмотрения, ММПА СНГ оказывает ей содействие в области нормативного регулирования прав и законных интересов молодежи. Молодежной межпарламентской ассамблеей были подготовлены принятые МПА СНГ модельный закон "О деятельности студенческих отрядов" (13 апреля 2018 года), Рекомендации по установлению и соблюдению стандартов требований к программам в сфере первичной профилактики социально опасных явлений в молодежной среде (20 мая 2016 года), рекомендации "О сотрудничестве между молодыми учеными государств - участников СНГ" (27 марта 2017 года), Рекомендации по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах - участниках СНГ (19 апреля 2019 года).
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию модельной нормативно-правовой базы СНГ, сближению и гармонизации национальных законодательств в области молодежной политики, обеспечения прав и интересов молодежи в соответствии с Планом мероприятий на 2021 - 2022 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на 2021 - 2030 годы. В частности, планируется разработать модельный закон "О профессиональной ориентации детей и молодежи", рекомендации "О мерах выявления и системного сопровождения талантливых детей и молодежи", а также Рекомендации по формированию типового Перечня видов работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, с учетом видов экономической деятельности в государствах - участниках СНГ.
Налажено сотрудничество с Советом по делам молодежи государств - участников СНГ, созданным в соответствии с Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года.
Межпарламентской Ассамблеей ведется законотворческая деятельность, связанная с реализацией социальной политики в отношении детей. К числу принятых МПА СНГ документов, направленных на сближение национального законодательства в данной области, в частности, относятся модельные законы "О воспитании детей и молодежи" (14 мая 2009 года), "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" (3 декабря 2009 года), "О физической культуре и спорте" (3 декабря 2009 года), "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (3 декабря 2009 года), "О дошкольном образовании" (13 апреля 2018 года), рекомендации "О статусе учащегося" (18 ноября 2005 года) и другие документы.
Практической формой деятельности МПА СНГ в этой области начиная с 2013 года стала организация международного культурно-образовательного форума государств - участников СНГ "Дети Содружества", учрежденного по инициативе парламента Кыргызстана и традиционно проводившегося на побережье озера Иссык-Куль под эгидой Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Межпарламентской Ассамблеи. Сегодня форум расширяет свою географию: в прошлом году он впервые прошел в Российской Федерации, в Санкт-Петербурге, а в следующем году планируется его проведение в Республике Узбекистан.
Главная идея данного мероприятия - создание площадки для неформального общения школьников, родителей и педагогов с целью налаживания связей между образовательными учреждениями стран Содружества, разработки программ по развитию диалога культур, укрепления дружбы и добрососедства.
Регулярное проведение форума наряду с участием ММПА СНГ в реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств предоставляет новые возможности для раскрытия потенциала молодежи и детей, повышения правовой культуры, социальной и гражданской активности юного поколения стран СНГ. При этом ставится задача создания адекватных организационно-финансовых условий обеспечения рассматриваемого направления деятельности Межпарламентской Ассамблеи.
Развитие и укрепление межпарламентского сотрудничества стран Содружества, безусловно, не исчерпывается их совместной работой в рамках Межпарламентской Ассамблеи. Однако МПА СНГ в значительной степени способствует реализации и иных возможностей и измерений парламентской дипломатии. Площадка Межпарламентской Ассамблеи востребована для проведения как двусторонних, так и многосторонних встреч; ее формат активно используют руководители парламентов государств - участников МПА СНГ, а также приглашенных международных организаций. Неофициальный характер таких встреч позволяет рассматривать их в качестве механизма предварительного обсуждения широкого спектра вопросов межпарламентских и межгосударственных отношений.
Этому способствует и статус МПА СНГ как признанной международной организации, обладающей международной правосубъектностью. В активе Межпарламентской Ассамблеи - более 70 документов о сотрудничестве с международными организациями, она является наблюдателем в основных региональных парламентских ассамблеях, ассоциированным членом Межпарламентского союза. Помимо традиционных европейских партнеров, особое внимание уделяется развитию связей с такими объединениями законодателей, как Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Панафриканский парламент, Парламентский союз Организации исламского сотрудничества, Парламентская ассамблея тюркских государств, Азиатская парламентская ассамблея, Латиноамериканский парламент. В ближайшее время планируется подписание нового соглашения о сотрудничестве с Центральноамериканским парламентом.
Таким образом, МПА СНГ предоставляет широкие возможности для взаимодействия парламентариев стран Содружества с их коллегами из других государств и международных организаций. Это взаимодействие строится прежде всего в рамках различных конференций, которые традиционно организуются совместно с партнерами МПА СНГ - парламентскими ассамблеями Совета Европы, ОБСЕ, Средиземноморья, Межпарламентским союзом, другими международными, в том числе отраслевыми, организациями.
Так, МПА СНГ, стремясь к укреплению своих позиций в качестве площадки для диалога между организациями, призванными обеспечивать безопасность на евразийском пространстве, и учитывая собственный опыт в организации крупных мероприятий в этой области - например, Санкт-Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом в 2002 году, - регулярно проводит конференции по противодействию международному терроризму. В их организации активно участвуют не только парламентские ассамблеи, но и профильные структуры ООН. Принимая во внимание сохраняющуюся актуальность данной тематики, очередное такое совместное мероприятие Ассамблея планирует провести весной 2023 года.
В фокусе внимания Межпарламентской Ассамблеи всегда находятся актуальные вопросы международной повестки дня. Так, в свое время были приняты: Заявление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в связи с планами расширения НАТО на Восток (2 ноября 1996 года), Обращение Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ к международным парламентским организациям по вопросу политического урегулирования афганского конфликта (2 ноября 1996 года), Заявление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ о ситуации в автономном крае Косово и Метохия Союзной Республики Югославия (13 июня 2000 года), заявление МПА СНГ "Об объединении усилий в борьбе с международным терроризмом" (26 ноября 2015 года), заявление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О недопустимости применения в международной практике режима ограничительных мер по политическим мотивам в отношении парламентских делегаций и членов национальных парламентов" (26 ноября 2015 года), заявление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О недопустимости оправдания нацизма и осквернения памяти воинов антигитлеровской коалиции" (13 октября 2017 года), Обращение Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (22 мая 2020 года), совместное заявление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "О роли парламентов в противодействии COVID-19" (27 ноября 2020 года), совместное заявление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, Регионального бюро Международной организации по миграции в Вене и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "О мерах законодательного обеспечения трудовой миграции в период пандемии" (26 ноября 2021 года) и другие документы.
МПА СНГ продолжает совершенствовать свою конгрессную деятельность. Начало этому направлению дал Петербургский экономический форум, который был задуман и осуществлен в 1996 году Межпарламентской Ассамблеей и первые девять лет проходил под ее эгидой в штаб-квартире МПА СНГ - Таврическом дворце. Сегодня, наряду с организацией Невского международного экологического конгресса, Евразийского женского форума, Санкт-Петербургского международного форума труда, Межпарламентская Ассамблея изучает возможности дальнейшего развития данного вида деятельности, прорабатывает новые формы его реализации. Важно, что такие международные мероприятия, помимо прочего, открывают возможности для формирования скоординированной позиции стран СНГ в вопросах совершенствования законодательной базы, разработки и выполнения национальных программ по соответствующим отраслевым направлениям.
Межпарламентская Ассамблея готова и далее способствовать развитию Содружества Независимых Государств, продолжая свою работу по всем вышеуказанным направлениям, в том числе в рамках рассмотрения вопросов и подготовки рекомендаций в соответствии с поручениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Секретариат Совета МПА СНГ
Особое мнение
Азербайджанской Республики
С учетом особого мнения Азербайджанской Республики к Решению Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года "О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации".
За исключением положений, предусматривающих сближение национального законодательства, а также разработку проектов модельных законов, совершенствование модельного законодательства и мониторинг его использования.
Президент |
И. Алиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Глав государств СНГ от 14 октября 2022 г. "О роли Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в развитии Содружества Независимых Государств"
Опубликование:
-