См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2012 г. N Ф07-2110/12 по делу N А56-17952/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Клириковой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС Финанс" Цапикова А.В. (доверенность от 20.12.2011 N 12), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Башиловой Е.А. (доверенность от 19.12.2011 N 72-11-ПИ-06/24025),
рассмотрев 24.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС Финанс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 по делу N А56-17952/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС Финанс", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Саперный переулок, дом 1, литера "А", ОГРН 5067847345979 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15, ОГРН 1037843053214 (далее - РО ФСФР), от 15.02.2011 N 72-11-211/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.06.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Определением от 09.11.2011 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с нарушением пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по финансовым рынкам, место нахождения: Москва В-49, ГСП-1, Ленинский проспект, дом 9 (далее - ФСФР России).
Постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2011 решение от 29.06.2011 отменено, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве РО ФСФР просит постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель РО ФСФР против жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
ФСФР России подало ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя с учетом позиции РО ФСФР.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 08.10.2010 в ФСФР России поступило заявление ЗАО "Управляющая компания "ТРАНСФИНГРУПП" Доверительное Управление пенсионными резервами НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" (далее - Управляющая компания) о возможном нарушении законодательства Российской Федерации со стороны Общества.
В заявлении Управляющая компания сообщило следующее. В пункте 2.12 сообщения Общества о существенном факте - сведениях о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента (опубликованного 27.09.2010 в лентах новостей информационных агентств ЗАО "Прайм-ТАСС" и ЗАО "Интерфакс") указано, что оно исполнило обязательство по выплате третьего купона по документарным процентным неконвертируемым облигациям на предъявителя серии 02, государственный регистрационный номер выпуска 4-02-36221-R в полном объеме.
В пункте 2.8 сообщения указано, что размер процента и (или) иного дохода, подлежащего выплате по одной облигации Общества, составляет 69,31 руб., общий размер процентов и (или) иного дохода, подлежащего выплате по облигациям Общества, составляет 165 712 858,11 руб.
В соответствии с решением о выпуске облигаций Общества количество ценных бумаг в выпуске составляет 2 500 000 шт., следовательно, общий размер обязательства Общества по выплате 3-го купона по облигациям составляет 173 275 000 руб.
Данные сведения позволили ФСФР России прийти к выводу, что сведения, раскрытые в пунктах 2.8 и 2.12 сообщения, противоречат сведениям, содержащимся в решении о выпуске облигаций общества, в связи с чем последнему выдано предписание от 01.12.2010 N 10-ЕК-04/27355, которым заявителю предписано в течение трех рабочих дней с даты его получения предоставить в ФСФР России следующие сведения и документы:
- объяснения по вышеуказанному факту с приложением копий подтверждающих документов;
- объяснения о причинах невыплаты третьего купона по облигациям всем владельцам облигаций с приложением копий подтверждающих документов;
- объяснения о причинах, по которым не был выплачен третий купон по облигациям Управляющей компании с приложением копий подтверждающих документов.
Данное предписание от 01.12.2010 N 10-ЕК-04/27355 получено Обществом 13.12.2010.
Во исполнение данного предписания Общество направило в ФСФР России письмо от 12.01.2011 N 01 (входящий от 13.01.2011 N 11-1169), в котором сообщило, что Управляющая компания в настоящее время не имеет претензий к Обществу, приложив ходатайство данной организации об отказе от апелляционной жалобы по делу N А56-25371/2010 и копию определения Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 о прекращении производства по апелляционной жалобе.
Посчитав, что Общество не исполнило указанное предписание, ФСФР России составила в отношении него протокол от 27.01.2011 N 11-28/пр-ап об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и направила его на рассмотрение в РО ФСФР.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении N 130-2011, РО ФСФР вынесло постановление от 15.02.2011 N 72-11-211/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности с назначение наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением РО ФСФР, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых не выполняется в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Таким образом, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось Обществу.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" установлено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции этого органа. Такие предписания являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение N 317), ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения N 317 Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Порядок проведения ФСФР России и ее территориальными органами надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, в том числе вынесение предписаний, регламентируются Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н (далее - Положение о проведении проверок), и Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.3.5 Положения о проведении проверок, проверка сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере ее деятельности, проводятся без назначения камеральной проверки путем затребования у этой организации (и/или у иных поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации) необходимых объяснений, информации и документов, относящихся к деятельности проверяемой организации.
Основанием для проведения отдельных надзорных мероприятий ФСФР России, а именно проверки сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении поднадзорными ФСФР России организациями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере ее деятельности, в силу пункта 7.6 Административного регламента является поступление в ФСФР России жалоб и обращений физических и юридических лиц, для рассмотрения которых не требуется назначение выездной или камеральной проверки. В ходе проведения отдельных надзорных мероприятий ФСФР России затребует у организаций необходимые документы предписанием о предоставлении документов (Приложение N 3 к Административному регламенту).
Таким образом, ФСФР России при проведении отдельного надзорного мероприятия, а именно проверки сведений жалобы Управляющей компании о возможном нарушении Обществом законодательства Российской Федерации обязано было направить поднадзорной организации предписание о предоставлении документов.
При этом административный орган при вынесении данного предписания обязан был соблюсти порядок предусмотренный пунктом 15.2 Административного регламента, а именно текст предписания ФСФР России должен состоять из предисловия, в котором даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и должны излагаться причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует предоставить, а также должно быть указание на срок исполнения предписания (Приложение N 3 к Административному регламенту).
Однако в предписании ФСФР России от 01.12.2010 N 10-ЕК-04/27355 не указан четкий перечень документов, подлежащих предоставлению в административный орган, а требуются объяснения по обстоятельствам, изложенным в жалобе Управляющей компании, что не отвечает критериям предъявляемым к предписанию в пунктах 7.6 и 15.2 Административного регламента.
Вместе с тем, требование о предоставлении объяснений по обстоятельствам, изложенным в жалобах, может содержаться в издаваемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг документах, но в форме запросов в рамках подготовки к проведению проверки и в порядке, предусмотренном пунктом 15 Административного регламента.
Таким образом, неисполнение Обществом документа, отличного от предписания, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного вынесенное РО ФСФР постановление о привлечении Общества к административной ответственности подлежит признать незаконным и отменить.
При этом кассационная инстанция согласна с выводом апелляционной инстанции об отсутствии нарушений со стороны РО ФСФР при проведении процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 211, 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 по делу N А56-17952/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15, ОГРН 1037843053214, постановление от 15.02.2011 N 72-11-211/пн о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС Финанс", место нахождения: Санкт-Петербург, Саперный переулок, дом 1, литера "А", ОГРН 5067847345979, к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.