Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе Черемхиной Е.В. (доверенность от 11.09.2012),
рассмотрев 27.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2012 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 (судьи Есипова О.И., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-21185/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Васильковская ДПМК" (место нахождения: Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Васильково, ул. Окружная, д. 5; ОГРН 1023902295064; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 26.01.2012 N 72-12-19/пн о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2012, заявление удовлетворено, постановление Регионального отделения признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, административным органом совершенное Обществом административное правонарушение квалифицировано правильно.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержала доводы жалобы.
С учетом мнения представителя Регионального отделения судом кассационной инстанции отклонено ходатайство Общества об отложении рассмотрения жалобы, как необоснованное, жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Региональное отделение направило в адрес Общества предписание от 22.11.2011 N 72-11-ПИ-04/21458 о представлении в течение 7 рабочих дней после даты его получения документов, необходимых для камеральной проверки сведений, изложенных в обращении Алексеевой Л.А.
Предписание получено эмитентом 09.12.2011 и не исполнено в установленный срок в части представления копии лицевого счета Алексеева В.М., а также копий документов, послуживших основанием для внесения в его лицевой счет (в журнал учета акционеров Общества) записей о переходе права собственности на акции эмитента (пункт 12 предписания).
По данному факту Региональное отделение составило в отношении Общества протокол от 19.10.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а постановлением от 26.01.2012 N 72-12-19/пн признало его виновным в совершении указанного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что фактически Обществом допущено непредставление информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации совершенного эмитентом административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, осуществлять проверки деятельности эмитентов; направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пунктам 4, 5.4.10.1, 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, ФСФР России проводит проверки эмитентов и выдает эмитентам предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право ФСФР России запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам, предусмотрено пунктом 6.1 названного Положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, согласно пункту 1 которых регламентом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора).
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора утвержден приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 21 Административного регламента направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов и анализ полученных документов являются частью последовательности действий при камеральной проверке.
При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.
Таким образом, предписание выносится не только в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, но и по иным вопросам, отнесенным к компетенции ФСФР России или ее территориального органа. При этом направление федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальным органом предписания проверяемой организации при проведении камеральной проверки не ставится в зависимость от наличия факта правонарушения на рынке ценных бумаг этой организацией.
Следовательно, оспариваемое предписание Регионального отделения от 22.11.2011 является для Общества обязательным для исполнения.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что предписание Регионального отделения получено Обществом 09.12.2011 и в установленный срок не исполнено.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах выводы судов двух инстанций о неправильной квалификации совершенного Обществом административного правонарушения являются ошибочными, а обжалуемые судебные акты в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Доказательств невозможности выполнения Обществом предписания в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в деле не имеется.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 по делу N А56-21185/2012 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.