Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Башиловой Е.А. (доверенность от 11.09.2012),
рассмотрев 04.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2012 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (судьи Махова Ю.В., Елагина О.К., Журавлев А.В.) по делу N А13-2304/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "ИНКОМТРЕЙД" (место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, Шекснинский пр-т, д. 13; ОГРН 1093528003744; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение) о взыскании 51 425 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, к спорным отношениям гражданское законодательство не применяется, ввиду этого иск на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель Регионального отделения доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Регионального отделения от 22.07.2009 N 72-09-428/пн Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Данное постановление исполнено, сумма административного штрафа была списана со счета Общества в период с 10.11.2009 по 17.02.2010 на основании инкассового поручения от 09.11.2009 N 1.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.04.2010 по делу N А13-2327/2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010, постановление Регионального отделения от 22.07.2009 N 72-09-428/пн признано незаконным и отменено.
Возврат суммы штрафа произведен Управлением Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу 14.07.2011.
Сославшись на несвоевременный возврат штрафа, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Регионального отделения на основании статьи 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 51 425 руб., рассчитанных за период с 30.06.2010 по 13.07.2011.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск исходя из того, что у Регионального отделения возникло денежное обязательство перед истцом по возврату суммы административного штрафа и в связи с его ненадлежащим исполнением Общество вправе требовать взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Обязанность Общества исполнить постановление Регионального отделения о привлечении к административной ответственности от 22.07.2009 N 72-09-428/пн предусмотрена законодательством об административных правонарушениях (глава 31 КоАП РФ), а обязанность органа Федерального казначейства возвратить плательщику излишне взысканную сумму административного штрафа, а также сумму процентов за несвоевременное осуществление возврата на основании заявки на возврат, представленной Региональным отделением - статьями 166.1, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ; бюджетное законодательство).
За несвоевременный возврат необоснованно взысканной финансовой санкции применение статьи 395 ГК РФ законодательством не предусмотрено.
В пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.
Поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями по перечислению сумм процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), согласно пункту 20 которого возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
В силу пункта 7.1 Регламента отражения в бюджетном учете и отчетности поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами (утвержден приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 01.04.2011 N 11-79/пз; далее - Регламент) возврат поступлений доходов производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате государственной пошлины, штрафа или иного платежа.
Таким образом, в рассматриваемом деле спорные правоотношения являются публичными, предметом заявленного Обществом требования является взыскание процентов, а не признание незаконным бездействия (действий) администратора поступления денежных средств в бюджет, в силу части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по таким делам арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает другое лицо в качестве соответчика.
Из материалов дела усматривается, что возврат суммы штрафа произведен Управлением Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу.
Вместе с тем, судами не проверено соблюдение названным государственным органом, а также Региональным отделением сроков, предусмотренных Порядком и Регламентом применительно к дате подачи Обществом заявления о возврате штрафа, не проверен расчет суммы процентов, которые подлежат начислению в случае нарушения упомянутых сроков.
Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствую фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить надлежащего ответчика по делу, проверить соблюдение сроков возврата штрафа и правильность начисления процентов, с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А13-2304/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7.1 Регламента отражения в бюджетном учете и отчетности поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами (утвержден приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 01.04.2011 N 11-79/пз; далее - Регламент) возврат поступлений доходов производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате государственной пошлины, штрафа или иного платежа.
Таким образом, в рассматриваемом деле спорные правоотношения являются публичными, предметом заявленного Обществом требования является взыскание процентов, а не признание незаконным бездействия (действий) администратора поступления денежных средств в бюджет, в силу части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по таким делам арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает другое лицо в качестве соответчика.
Из материалов дела усматривается, что возврат суммы штрафа произведен Управлением Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу.
Вместе с тем, судами не проверено соблюдение названным государственным органом, а также Региональным отделением сроков, предусмотренных Порядком и Регламентом применительно к дате подачи Обществом заявления о возврате штрафа, не проверен расчет суммы процентов, которые подлежат начислению в случае нарушения упомянутых сроков."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2012 г. N Ф07-6614/12 по делу N А13-2304/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3772/13
25.03.2013 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-2304/12
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6614/12
15.08.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5282/12
17.05.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-2304/12