02 октября 2018 г. |
Дело N А05-3886/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Судас Н.Е.,
рассмотрев 01.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2017 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А05-3886/2017,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск", место нахождения: 163002, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9, ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Универсалавтотранс", место нахождения: 163009, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 17, ОГРН 1022900535723, ИНН 2927006133 (далее - Общество) о взыскании 57 005 руб. 36 коп., в том числе 3045 руб. 36 коп. платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и 53 960 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод по договору на отпуск (получение) питьевой воды и прием (передачу) сточных вод от 18.11.2004 N 3-15.30 (далее - Договор), (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2018 решение суда от 20.09.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что выводы судов о необходимости отбора проб сточных вод из двух канализационных выпусков с составлением акта на каждую пробу с целью определения усредненного значения концентрации загрязняющих веществ не соответствуют действующему законодательству.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что Предприятием (водоканал) и Обществом (абонент) заключен договор от 18.11.2004 N 3-15.30 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (передачу) сточных вод (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось отпускать Обществу воду и принимать от последнего сточные воды, а Общество обязалось оплачивать услуги Предприятия в соответствии с условиями указанного договора.
В силу пунктов 2.2.12 и 2.2.14 Договора абонент обязан обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему городской канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять Предприятию сведения о результатах такого контроля; обязан соблюдать установленные абоненту режимы и условия водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс загрязняющих веществ.
В разделе 5 Договора сторонами согласован порядок осуществления контроля за качеством сточных вод.
Представителями Предприятия в присутствии представителя Общества 25.05.2016 произведен отбор проб сточных вод (контрольный колодец КК9), отводимых абонентом в систему канализации на объекте, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Ф. Абрамова, д. 17.
По результатам анализа указанных проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ истцом Обществу произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод за стоки с превышением допустимых концентраций и выставлены счета на общую сумму 114 010 руб. 74 коп., которые ответчиком не оплачены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела, исковые требования истцом были уменьшены до 57 005 руб. 36 коп.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что расчет истца платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не соответствует формуле указанной в пункте 123, пункту 123(1) Правил N 644, поскольку отбор проб произведен только по одному выпуску, у ответчика имеется два канализационных выпуска в систему водоотведения и истцу следовало произвести отбор сточных вод по обоим из выпусков сточных вод на объекте ответчика, определить среднее арифметическое концентрации с учетом концентрации на каждом из выпусков, и исходя из этой величины (среднего арифметического) рассчитать размер платы в соответствии с формулой. Расчет платы за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в централизованные системы водоотведения сточных водах судом также признан неправильным, поскольку определен истцом исходя из того, что весь объем сточных вод от объекта ответчика по адресу: г. Архангельск, ул. Ф. Абрамова, д. 17 в спорный период прошел через выпуск, на котором истцом 25.05.2016 произведен отбор проб сточных вод, однако у ответчика имеются два выпуска. Заявленное истцом в судебном заседании уменьшение размера иска в два раза до суммы 57 005 руб. 36 коп., в том числе до 3 045 руб. 36 коп. платы за превышение нормативных показателей и 53 960 руб. 00 коп. платы за негативное воздействие, не обосновано, расчеты не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда в части платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. В части платы за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в централизованные системы водоотведения сточных водах, суд указал, что канализационный колодец N 9 на канализационном выпуске от КК-9 до КК-12 ни Договором, ни дополнительными приложениями к договору за все время действия договора никогда не определялся как контрольный канализационный колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации. Канализационный колодец N 9 является первым на данном канализационном выпуске (от КК-9 до КК-12), а не последним (последний КК-11) в сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения и согласно Правилам N 644, канализационный колодец N 9 не может определяться как контрольный канализационный колодец; показатели, полученные в результате лабораторного исследования проб сточных вод, отобранные из канализационного колодца N 9 не могут быть применены для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение сбросов по составу сточных вод. На основании акта от 26.10.2016 N 014, единственным контрольным канализационным колодцем в рамках Договора, предназначенным для отбора проб сточных вод от объекта абонента, сторонами согласован канализационный колодец N 1 на канализационном выпуске от КК-1 до КК-8.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310).
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в" и "г" пункта 36 Правил N 644).
Договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами (пункт 18 Правил N 644).
Существенными условиями договора водоотведения являются места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации (подпункт "г" пункта 26 Правил N 644).
Постановлением N 1310 установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области (далее - Порядок взимания платы).
Пунктом 2 Правил N 644 определено, что "контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод; "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истцом проба отобрана в колодце N 9, расположенном на канализационном выпуске от КК-9 до КК-12. Канализационный колодец N 9 на канализационном выпуске от КК-9 до КК-12 Договором и дополнительными приложениями к нему за все время действия договора не был определен как контрольный канализационный колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации.
Кроме того, канализационный колодец N 9 является первым на данном канализационном выпуске (от КК-9 до КК-12), а не последним (последний КК-11) в сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что с учетом Правил N 644, канализационный колодец N 9 не является контрольным канализационным колодцем; показатели, полученные в результате лабораторного исследования проб сточных вод, отобранные из канализационного колодца N 9 не могут быть применены для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение сбросов по составу сточных вод.
Кроме того, сторонами только актом от 26.10.2016 N 014 определен единственный контрольный канализационный колодец в рамках Договора, предназначенный для отбора проб сточных вод от объекта абонента, которым является канализационный колодец N 1 на канализационном выпуске от КК-1 до КК-8.
Таким образом, истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факты превышения Обществом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах и негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод, в связи с чем по указанному основанию судебные акты не подлежат отмене.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делу N А05-5938/2017 между теми же сторонами не может быть принята во внимание, поскольку в названном деле отбор проб был произведен в контрольном колодке N 1, а в настоящем деле установлены иные обстоятельства.
Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о том, что канализационный колодец N 9 не является контрольным.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 по делу N А05-3886/2017 оставить бещз изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Правил N 644 определено, что "контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод; "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
...
Правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что с учетом Правил N 644, канализационный колодец N 9 не является контрольным канализационным колодцем; показатели, полученные в результате лабораторного исследования проб сточных вод, отобранные из канализационного колодца N 9 не могут быть применены для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение сбросов по составу сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2018 г. N Ф07-11619/18 по делу N А05-3886/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11619/18
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6064/18
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3886/17
21.02.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9384/17
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3886/17