03 июня 2019 г. |
Дело N А56-93370/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от акционерного общества "ГеоЛогистикс" Калачова Е.Н. (доверенность от 20.10.2016), от Балтийской таможни Шалыга И.А. (доверенность от 15.05.2019), Дубинина А.Н. (доверенность от 27.12.2018), Сидоровой Н.С. (доверенность от 26.12.2018), от Северо-Западной оперативной таможни Колесова В.А. (доверенность от 27.12.2018), Ивановой Ю.С. (доверенность от 26.12.2018),
рассмотрев 30.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГеоЛогистикс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018 (судья Грачева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-93370/2018,
установил:
Акционерное общество "ГеоЛогистикс", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д.7а, оф. 500, ОГРН 1037843003923, ИНН 7808025471 (далее - АО "Геологистикс", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, (далее - Таможня), и Северо-Западной оперативной таможне, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, корп. 2, лит. А, ОГРН 1027807571373, ИНН 7814077534 (далее - СЗОТ), о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 10.04.2018 N 10216000-282/2018 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 65 000 руб. и решения СЗОТ по жалобе от 27.06.2018 N10221000/27ю/39А.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ГеоЛогистикс", ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам, а также нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 22.10.2018 и постановление апелляционного суда от 22.01.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы Таможни о совершении Обществом административного правонарушения не основаны на нормах действующего законодательства. Товар ввезен на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в период действия сертификата соответствия N TC RU C-CN.АЛ16.В.01286 (с 23.07.2014 по 23.07.2017), следовательно, товар был выпущен в обращение товара в период действия сертификата, подтверждающего его соответствие требованиям технических регламентов ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011. Истечение срока действия спорного сертификата на момент таможенного декларирования не образует состав вменяемого Обществу административного правонарушения, а сертификат не обладает признаками недействительного документа, перечисленными в примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу СЗОТ просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители таможенных органов возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 05.08.2017, осуществляя деятельность в качестве таможенного представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Интер-Степ", представило в Таможню декларацию на товары N 10216100/050817/0043025 с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товара N 1 - "сетевое зарядное устройство, тип interstep _", код 8504 40 550 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 754, 11 кг, в количестве 15 390 шт., таможенная стоимость 1 520 788 руб. 75 коп.
Товар 05.08.2017 выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Данный товар попадает под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (TP ТС 004/2011) и ТР ТС "Электромагнитная совместимость технических средств" (TP ТС 020/2011), по коду и описанию включен в Перечни продукции, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (ТР ТС 004/2011) и Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879 (TP ТС 020/2011).
При таможенном декларировании товара для целей соблюдения запретов и ограничений в области техническою регулирования Общество представило сертификат соответствия от 24.07.2014 N ТС RU C-CN.АЛ16.В.01286 сроком действия до 23.07.2017.
В связи с истечением на дату декларирования товара срока действия сертификата соответствия Таможня пришла к выводу о наличии признаков, указывающих на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем возбудила 08.02.2018 в отношении АО "ГеоЛогистикс" дело об административном правонарушении.
Должностным лицом таможенного органа 07.03.2018 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому действия АО "ГеоЛогистикс" квалифицированы по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 10.04.2018 N 10216000-282/2018 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 65 000 руб.
Решением СЗОТ от 27.06.2018 N 10221000/27ю/39А жалоба Общества на постановление Таможни оставлена без изменения.
Считая постановление Таможни от 10.04.2018 N 10216000-282/2018 и решение СЗОТ по жалобе от 27.06.2018 N 10221000/27ю/39А незаконными, АО "ГеоЛогистикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза; далее - ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В декларации на товары указываются в том числе сведения о соблюдении ограничений и сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС (часть 2 статьи 181 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В подпункте "в" пункта 2 названного Положения установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Судами установлено, что заявленный в ДТ товар включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), а также включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), утвержденные Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91, от 16.01.2014 N 2.
Исходя из приведенных нормативных положений и во исполнение обязанности по подтверждению соблюдения установленных запретов и ограничений Обществом 05.08.2017 при декларировании товара представлен сертификат соответствия N ТС RU C-CN.AJI16.B.01286 от 24.07.2014, срок действия которого истек 23.07.2017, то есть до подачи ДТ таможенному органу. Таможенный орган посчитал, что данный документ не имеет юридической силы, следовательно, соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимого товара Обществом не подтверждено, а в действиях АО "ГеоЛогистикс" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество ссылается на положения пункта 3 статьи 23 Закона N 184-ФЗ, согласно которым декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно указал апелляционный суд, продукция, ввезенная для обращения на территории Российской Федерации, должна быть помещена под процедуру выпуска для внутреннего потребления в период действия документа о соответствии данной продукции обязательным требованиям. Вопреки доводам Общества, положения пункта 3 статьи 23 Закона N 184-ФЗ не позволяют прийти к иному выводу.
Ограниченный срок действия (не более пяти лет) сертификатов соответствия для низковольтного оборудования и технических средств, выпускаемых серийно, установлен ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, утвержденными Решениями Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768, 09.12.2011 N 879.
Учитывая изложенное, осуществление выпуска товара, в отношении которого установлены меры технического регулирования, на основании документа, срок действия которого истек, не представляется возможным.
Доводы Общества о том, что спорный товар выпущен в обращение в период действия сертификата соответствия и до подачи таможенной декларации, основаны на неверном толковании понятия "выпуск в обращение" и об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения не свидетельствуют.
Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза (пункт 1 статьи 153 ТК ТС).
Таким образом, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.1999 N 8-П, свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Соответственно, и "выпуск продукции в обращение" в значении пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе 29.05.2014), на который ссылается податель жалобы, возможен после выпуска товара таможенным органом в режиме "выпуск для внутреннего потребления".
Принимая во внимание изложенное, положения пункта 3 статьи 23 Закона N 184-ФЗ не могут быть применены в отрыве от требований действующего таможенного законодательства, что предполагает помещение ввезенного товара под соответствующую таможенную процедуру в период действия документа о соответствии данной продукции обязательным требованиям в целях дальнейшего выпуска в обращение.
При указанных обстоятельствах представленный Обществом при декларировании сертификат соответствия, срок действия которого истек, не подтверждает соблюдение декларантом установленных пунктом 8 части 1 статьи 4 ТК ТС запретов и ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. На объективные обстоятельства, препятствующие выполнению предусмотренных законодательством обязанностей, заявитель в ходе судебного разбирательства не ссылался.
Общество, вступая в правоотношения с таможенными органами, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, судебные инстанции не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суды также не установили процессуальных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
При назначении административного наказания таможенным органом учтены характер совершенного Обществом административного правонарушения, наличие как смягчающих, так и отягчающих ответственность обстоятельств. Административное наказание назначено в виде штрафа в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таком положении суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления Таможни и решения СЗОТ по жалобе Общества.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 по делу N А56-93370/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ГеоЛогистикс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.