22 января 2021 г. |
Дело N А56-1898/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Сергеева А.А. (доверенность от 11.01.2021 N 5), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алиевой И.М. (доверенность от 15.05.2020 N 01-24-1157/20-0-0),
рассмотрев 20.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А56-1898/2017,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, (далее - СЗТУИО), об обязании в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба адмирала Грейга С.К." ("Санс-Эннуи"), состоящего из объектов "Главный дом", "Флигель южный", "Флигель Юго-Западный" и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское ш., д. 62, лит. А, Б, П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", адрес: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Учреждение).
Решением суда от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, требования удовлетворены в полном объеме.
После вступления в законную силу решения от 21.04.2017 КГИОП 26.10.2018 был выдан исполнительный лист серии ФС N 028163426, предметом исполнения которого является обязание СЗТУИО в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить соответствующие работы.
СЗТУИО обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.07.2020 об отсрочке исполнения решения от 21.04.2017 сроком на 12 месяцев.
Определением суда от 08.09.2020 в удовлетворении данного заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 указанное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СЗТУИО, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые определение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что суды не учли уставные цели деятельности СЗТУИО и отсутствие у последнего необходимых полномочий, финансовых и кадровых ресурсов для исполнения решения суда; полагает, что длительность процедуры согласования выполнения работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения делает невозможным немедленное исполнение решения суда от 21.04.2017.
В отзыве на кассационную жалобу КГИОП просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учреждение в своем отзыве просит удовлетворить кассационную жалобу СЗТУИО.
В судебном заседании представитель СЗТУИО настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель КГИОП возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части первой статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта Управление сослалось на отсутствие полномочий, предусмотренных Уставом Управления, и на то, что проведение работ, указанных в решении суда первой инстанции, находится в компетенции Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации. Заявитель полагает, что процедура согласования выполнения работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения является длительной, что влечет невозможность немедленного исполнения решения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что с момента вступления 04.07.2017 в законную силу решения от 21.04.2017 прошло значительное время и заявителем не представлены доказательства того, что длительность неисполнения решения суда явилась следствием бездействия иных лиц, в том числе истца по настоящему делу, пришли к обоснованному выводу, что указанные СЗТУИО основания для отсрочки исполнения судебного акта не свидетельствуют о наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, или делают его исполнение невозможным. В связи с этим суды отказали в удовлетворении заявления.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ СЗТУИО не представило объективных и достоверных доказательств, подтверждающих наличие существенных и не зависящих от его поведения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Доказательства реальности исполнения решения суда в срок, на который СЗТУИО просит предоставить отсрочку, в материалах дела отсутствуют.
Как правильно указали суды, длительное бездействие СЗТУИО влечет дальнейшее разрушение объекта культурного наследия, в связи с чем предоставление отсрочки исполнения решения суда в данном случае будет нарушать баланс публичных и частных интересов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Довод подателя кассационной жалобы об отсутствии у него необходимых полномочий, предусмотренных Уставом, отклоняется кассационным судом, поскольку он противоречит требованиям, установленным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предъявляемым к собственникам либо иным законным владельцам объекта культурного наследия. Помимо этого данный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции при разрешении спора по существу и был признан необоснованным при вынесении решения по настоящему делу.
Фактически доводы СЗТУИО направлены на изменение выводов, содержащихся во вступившем в законную силу судебном акте, и не могут быть предметом рассмотрения при оценке обоснованности заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам апелляционной жалобы и фактически выражают несогласие с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права применены судами правильно, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А56-1898/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
...
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ СЗТУИО не представило объективных и достоверных доказательств, подтверждающих наличие существенных и не зависящих от его поведения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2021 г. N Ф07-16257/20 по делу N А56-1898/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37358/2024
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9730/2023
15.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4983/2023
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16257/20
29.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28315/20
04.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13004/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-1898/17