23 августа 2023 г. |
Дело N А56-1898/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Касперского Э.Б. (доверенность от 10.07.2023), от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Голубничего Г.С. (доверенность от 26.12.2022),
рассмотрев 16.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А56-1898/2017,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, (далее -Управление), об обязании в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба адмирала Грейга С.К." ("Санс-Эннуи"), состоящего из объектов "Главный дом", "Флигель южный", "Флигель Юго-Западный" и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское ш., д. 62, лит. А, Б, П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", адрес: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Учреждение).
постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, требования удовлетворены в полном объеме.
После вступления в законную силу решения от 21.04.2017 Комитету 26.10.2018 был выдан исполнительный лист серии ФС N 028163426, предметом исполнения которого является обязание Управления в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить соответствующие работы.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.07.2020 об отсрочке исполнения решения от 21.04.2017 сроком на 12 месяцев.
Определением суда от 08.09.2020, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.202,1 в удовлетворении данного заявления отказано.
16.11.2022 Управление повторно в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения от 21.04.2017 сроком на 12 месяцев
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 в удовлетворении данного заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 данное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение от 30.12.2022 и постановление от 15.05.2023, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Податель жалобы считает, что суды не учли уставные цели деятельности Управления и отсутствие у него реальной возможности самостоятельно исполнить решение суда.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Управления и Учреждения поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части первой статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта Управление сослалось на отсутствие полномочий, предусмотренных Уставом, и на то, что проведение работ, указанных в решении суда первой инстанции, находится в компетенции Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации. Также Управление указало, что в рамках своих полномочий им предприняты меры, направленные на исполнение решения суда от 21.04.2017, а именно в 2019 и 2020 годах направлены в адрес Регионального управления заказчика капитального строительства Западного военного округа задания на проведение работ, указанных в решении суда.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что с момента вступления 04.07.2017 в законную силу решения от 21.04.2017 прошло значительное время и заявителем не представлены доказательства того, что длительность неисполнения решения суда явилась следствием бездействия иных лиц, в том числе истца по настоящему делу, пришли к обоснованному выводу, что указанные Управлением основания для отсрочки исполнения судебного акта не свидетельствуют о наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, или делают его исполнение невозможным. В связи с этим суды отказали в удовлетворении заявления.
При этом суды исходили из того, что в нарушение требований статьи 65 АПК РФ Управление не представило объективных и достоверных доказательств, подтверждающих наличие существенных и не зависящих от его поведения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Как верно отмечено апелляционным судом, политико-экономические обстоятельства, а также дефицит денежных средств, что согласно позиции Управления препятствует исполнению решения, возникли в 2022 году, в то время как решение суда вступило в законную силу в 2017 году.
Доказательства реальности исполнения решения суда в срок, на который Управление просит предоставить отсрочку, в материалах дела отсутствуют. Вместе с тем, длительное неисполнение решения суда по настоящему делу влечет дальнейшее разрушение объекта культурного наследия.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Довод подателя кассационной жалобы об отсутствии у него необходимых полномочий, предусмотренных Уставом, отклоняется кассационным судом, поскольку он противоречит требованиям, установленным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предъявляемым к собственникам либо иным законным владельцам объекта культурного наследия. Помимо этого данный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции при разрешении спора по существу и был признан необоснованным при вынесении решения по настоящему делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам апелляционной жалобы и фактически выражают несогласие с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А56-1898/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2023 г. N Ф07-9730/23 по делу N А56-1898/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37358/2024
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9730/2023
15.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4983/2023
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16257/20
29.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28315/20
04.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13004/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-1898/17