30 ноября 2021 г. |
Дело N А05-4757/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от индивидуального предпринимателя Цыпина Валерия Михайловича Усова Е.А. (доверенность от 22.05.2020),
рассмотрев 30.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А05-4757/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю Цыпину Валерию Михайловичу (ОГРНИП 304291815500021) о взыскании 8 714 938 руб. 04 коп. задолженности по арендной плате за 2017 и 2018 годы по договору аренды лесного участка от 06.08.2009 N 728.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2021 указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда первой инстанции от 22.03.2021 принято к производству встречное исковое заявление Цыпина В.М. к Министерству об установлении размера арендной платы по договору аренды лесного участка от 06.08.2009 N 728 с учетом отнесения арендных кварталов к 5 и 6 разряду такс, исходя из объема лесопользования 11 500 куб.м., в размерах, указанных в протоколах согласования размера арендной платы на 2017 год и 2018 год, на 2017 год - в размере 1 554 945 руб. 12 коп., на 2018 год - в размере 2 234 802 руб. 15 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 03.06.2021 встречное исковое заявление Цыпина В.М. удовлетворено, в удовлетворении искового заявления Министерства отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2021 решение суда первой инстанции от 03.06.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 03.06.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.08.2021 отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования Министерства о взыскании задолженности по арендной плате за 2017 и 2018 годы обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Цыпина В.М. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и Цыпиным В.М. на основании протокола о результатах аукциона от 27.07.2009 N 2-09/2 заключен договор от 06.08.2009 N 728 аренды лесного участка общей площадью 7582 га, находящегося в кварталах N 146 - 151 Печниковского участкового лесничества (участок Печниковское), кварталах N 18 - 21, 36 - 38, 41 - 44, 51, 57 - 59 Ошевельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, со среднегодовым объемом пользования древесиной - 13,33 тыс. куб.м., на срок до 05.08.2058.
Государственная регистрация договора произведена 26.08.2009, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 06.08.2009.
Между сторонами заключено соглашение от 26.05.2010 N 1 о внесении изменений и дополнений в договор, зарегистрированное 23.06.2010, которым изменен среднегодовой объем использования древесины с 13,33 тыс. куб.м. на 11,5 тыс. куб.м.
Также между сторонами заключено соглашение от 09.09.2014 N 2 о внесении изменений и дополнений в договор, зарегистрированное 18.12.2014. Данным соглашением изменен годовой размер арендной платы, минимальный размер арендной платы определен с учетом ставок 5 и 6 разряда такс (изменение разряда такс в связи с проведением работ по лесоустройству на основании распоряжения Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.12.2009 N 431).
По условиям договора арендатор обязан вносить арендную плату в размере, определяемом исходя из установленного ежегодного отпуска древесины. Арендная плата определяется по формуле и состоит из двух частей: рассчитываемая по минимальным ставкам и подлежащая зачислению в федеральный бюджет и рассчитываемая с применением к минимальным ставкам повышающего коэффициента 1,7 и подлежащая внесению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Арендная плата ежегодно рассчитывается арендодателем на следующий год и оформляется протоколом согласования размера арендной платы (приложение N 4 к договору). При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально измененным ставкам. Размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Согласно протоколам согласования размера арендной платы на 2017 - 2018 годы арендодатель производил ежегодный расчет размера арендной платы по действующим ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (с учетом их индексации) исходя из разрешенного ежегодного объема древесины, равного 11,5 тыс. куб.м., установленного в соглашении N 1.
Федеральным агентством лесного хозяйства в ходе плановой выездной проверки Министерства выявлено и отражено в акте от 26.07.2019 N 20/2019, что при заключении соглашений к договорам аренды лесных участков для заготовки древесины в договоры в нарушение статей 73, 74, 74.1, 76, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" включены условия, предусматривающие возможность изменения размера арендной платы в зависимости от декларируемого объема древесины.
Об устранении выявленного нарушения в срок до 01.09.2020 Министерству выдано предписание от 04.10.2019 N 20/2019 (пункт 13) (том 1, л.д. 66-76).
Министерство на основании указанного предписания направило Цыпину В.М. письмо от 26.02.2020 N 204-11-14/1931, в котором сообщило о доначислении арендной платы за 2017 год в сумме 3 576 053 руб. 49 коп. и за 2018 год в сумме 5 138 884 руб. 55 коп., всего на сумму 8 714 938 руб. 04 коп., с предложением уплатить указанную сумму.
Перерасчет арендной платы за указанный период произведен исходя из объема древесины, равного 13,33 тыс. куб.м., установленного при заключении договора аренды в 2009 году, и мотивирован тем, что соглашение N 1 к договору в части уменьшения разрешенного к заготовке ежегодного объема древесины и соглашение N 2 к договору в части уменьшения размера годовой арендной платы являются недействительными, поскольку заключены в нарушение действовавших на момент их заключения норм Лесного кодекса Российской Федерации, не предусматривавших возможность внесения сторонами изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов.
В связи с отказом Цыпина В.М. от уплаты доначисленной арендной платы Министерство, указав, что размер арендной платы, подлежащий расчету и уплате в соответствии с условиями договора, меньше размера, фактически уплаченного Цыпиным В.М. за спорный период (на 3 576 053 руб. 49 коп. за 2017 год и на 5 138 884 руб. 55 коп. за 2018 год), а также сославшись на то, что заключение сторонами соглашений N 1 и N 2 к договору влечет уменьшение размера арендной платы по сравнению с ценой, определенной по результатам торгов, что противоречит порядку определения ее размера на торгах, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Цыпин В.М. предъявил встречный иск, указав, что поскольку фактически ежегодный объем размера заготовки древесины составляет 11,5 тыс. куб.м., а арендованные лесные участки относятся к 5 и 6 разряду такс, применение размера арендной платы, указанного в протоколах согласования размера арендной платы на 2017 - 2018 годы, является правомерным.
Суд первой инстанции удовлетворил встречные исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности, и в связи с этим Министерству в удовлетворении его исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Названным Постановлением предусмотрено, что ставки дифференцированы в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс); выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт) (пункты 3 и 4 примечаний к таблице 1).
В силу подпункта "б" пункта 5 примечаний к таблице 1 данного Постановления в случае изменения местонахождения погрузочных пунктов возможно изменение распределения лесов по разрядам такс.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент заключения договора аренды разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших в тот момент материалов лесоустройства 1989 года (Проект плана ведения лесного хозяйства Каргопольского межхозяйственного лесхоза).
Согласно указанным материалам лесные участки, переданные Цыпину В.М., использовались совхозами "Ошевенский" и "Печниковский" в Печниковском сельском участковом лесничестве и относились к 1-му и 2-му разряду такс, поскольку пунктом вывозки древесины были д. Погост и д. Печниково, где находились конторы совхозов.
Впоследствии постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по делу N А05-14512/2010, решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2012 по делу N А05-485/2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2012, по спору между теми же лицами об установлении размера арендной платы за 2010 и 2011 год установлено, что в ноябре 2009 года Архангельской экспедицией Северного филиала ФГУП "Рослесинфорг" были проведены работы по распределению лесов по разрядам такс, согласно ведомости распределения участки совхозов "Ошевенский" и "Печниковский" отнесены к 5 и 6 разряду такс, поскольку находятся на расстоянии от 60 до 100 км от Северной железной дороги и пунктов погрузки древесины на железнодорожный транспорт (ст. Няндома).
Распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.12.2009 N 431 выполненное ФГУП "Рослесинфорг" распределение лесов по разрядам такс утверждено.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что в связи с изменением разряда такс, утвержденного указанным распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области, с 01.01.2010 ставки арендной платы должны были определяться исходя из 5 и 6 разряда такс.
Судами установлено, что Министерством при расчете арендной платы за 2017 и 2018 годы в подписанных сторонами протоколах согласования размера арендной платы и сроков ее внесения на указанный период, а также в соглашении N 2 применены 5 и 6 разряды такс.
Кроме того, в соглашении N 1 к договору в соответствии с проектом освоения лесов изменен ежегодный размер заготовки древесины на 11,5 тыс. куб.м.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Приняв во внимание указанные нормы, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что соглашения N 1 и N 2 к договору аренды от 06.08.2009 N 728 были заключены между сторонами в порядке, не предусмотренном законом.
В силу статьи 612 ГК РФ арендатор при обнаружении недостатков принятого в аренду имущества, полностью или частично препятствующих пользованию им, вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.
Сославшись на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, поскольку в результате принятия нового лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов и в связи с изменением разряда такс и объема лесопользования существенно изменились количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, суды удовлетворили встречное исковое заявление Цыпина В.М., определив размер арендной платы на 2017 и 2018 годы на основании ставок 5 и 6 разряда такс и исходя из объема лесопользования 11,5 тыс. куб.м. По этой причине в удовлетворении исковых требований Министерства судами отказано.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
По общему правилу размер арендной платы, установленный по результатам аукциона, предметом которого являлась арендная плата, не может быть изменен в сторону уменьшения, поскольку обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
В силу статьи 74.1 ЛК РФ изменения условий (в том числе размера арендной платы) договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, осуществляются в исключительных установленных законом случаях по решению суда.
Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением N 310 (статья 73 ЛК РФ).
Расчет арендной платы зависит от применения ставки, обусловленной различными параметрами, характеризующими лесной ресурс, в том числе распределения лесов по разрядам такс. Изменение одного из факторов лесного ресурса, в частности - отнесение лесного участка к иному разряду такс влечет в части размера арендной платы изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, что подлежит судебному контролю.
Без заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка осуществляется изменение размера арендной платы в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и т.д.). Применение иного разряда такс ввиду перераспределения лесного участка по разрядам такс к таковым случаям не относится.
В рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору аренды от 06.08.2009 N 728 в части изменения размера арендной платы в указанном порядке не заключено.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О, внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска; непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
Поскольку ни Министерство, ни Цыпин В.М. не обращались в суд с иском о внесении изменений в указанный договор аренды лесного участка, условия договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения встречных исковых требований Цыпина В.М., направленных на уменьшение арендной платы за 2017 и 2018 годы, а также для отказа Министерству в удовлетворении первоначального иска по данному основанию.
При этом статья 612 ГК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в силу статьи 71 ЛК РФ положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, применяются к договору аренды лесного участка, если иное не установлено ЛК РФ (определение ВАС РФ от 25.06.2013 N ВАС-7661/13).
При первоначальном рассмотрении дела Цыпиным В.М. было заявлено о пропуске срока исковой давности применительно ко всем исковым требованиям Министерства.
В связи с этим суд кассационной инстанции в постановлении от 26.01.2021, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал, что в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" суду следует дать оценку доводу истца об отсутствии факта пропуска срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате по каждому арендному платежу за указанный период.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, после чего с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А05-4757/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ни Министерство, ни Цыпин В.М. не обращались в суд с иском о внесении изменений в указанный договор аренды лесного участка, условия договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения встречных исковых требований Цыпина В.М., направленных на уменьшение арендной платы за 2017 и 2018 годы, а также для отказа Министерству в удовлетворении первоначального иска по данному основанию.
При этом статья 612 ГК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в силу статьи 71 ЛК РФ положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, применяются к договору аренды лесного участка, если иное не установлено ЛК РФ (определение ВАС РФ от 25.06.2013 N ВАС-7661/13).
При первоначальном рассмотрении дела Цыпиным В.М. было заявлено о пропуске срока исковой давности применительно ко всем исковым требованиям Министерства.
В связи с этим суд кассационной инстанции в постановлении от 26.01.2021, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал, что в соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" суду следует дать оценку доводу истца об отсутствии факта пропуска срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате по каждому арендному платежу за указанный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2021 г. N Ф07-7923/21 по делу N А05-4757/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7923/2021
10.08.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6520/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4757/20
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16574/20
08.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7635/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4757/20