г. Москва |
|
9 декабря 2011 г. |
Дело N А40-129763/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.
судей: Хомякова Э.Г., Тихоновой В.К.
от истца(заявителя),Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажный комбинат-"ПРОМОКОМ"(ОГРН 1027739034454,ИНН 7713093378)-Лебедев-Зиновьев С.А. дов. от 04.03.2011 г. N 12
от ответчика,Общество с ограниченной ответственностью" Мажи Файз"(ОГРН 1027728000772, ИНН 7728263142) -Торопыгина А.И. дов. от 15.08.2011 г.
от третьего лица, Департамент земельных ресурсов г. Москвы(ОГРН 1037739510423 ИНН 7705031674)-не явился, извещен.
от лица, подавшего жалобу в порядке ст. 42 АПК РФ, Семёшиной Н.В.-Ковш С.А. дов. от 18.11.2011 г. N 77АА3893986.
рассмотрев 5 декабря 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мажи Файз"
на решение от 10 марта 2011 г.
арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Лиловой О.Г.
на постановление от 27 июня 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Расторгуевым Е.Б., Суслопаровой М.И. Поповым В.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажный комбинат "ПРОМОКОМ"
о признании теплопроводных сетей самовольной постройкой и об обязании произвести действия по их сносу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Мажи Файз"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ПМК "ПРОМОКОМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО)"Мажи Файз" о признании теплопроводных сетей, проложенных ООО "Мажи Файз" через земельный участок (кадастровый N 77-09-02008-7), расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, владение 102А, переданный в аренду ООО "ПМК "ПРОМОКОМ", самовольной постройкой и об обязании произвести действия по сносу данных теплопроводных сетей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 10 марта.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что спорные объекты являются в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой и подлежат сносу.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 27 июня 2011 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2011 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Мажи Файз"-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО" Мажи Файз" подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 г. по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, содержащихся в решении, постановлении имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что судом первой и апелляционной инстанции не принято во внимание заключение по инженерному обеспечению объекта ГУП ГлавАПУ от 20.10.2008 г. N 210\1254, в котором указаны основания для разработки проекта инженерных коммуникаций:
-технические условия на присоединение к тепловым сетям технического центра "Мажи Файз", выданным ООО "Московская теплосетевая компания" от 06.03.2008 г. N МТК-06\437;
-договор аренды земельного участка площадью 0,095 га от 29.03.2006 г. сроком действия до 10.11.2010 г., арендатор ООО "Мажи Файз",
-согласование прохождения теплотрассы по территории с ООО"ПМК ПРОМОКОМ"(письмо от 29.09.2008 г. N 210, согласование от 03.09.2008 г.),
-согласование с ОАО "Московская теплосетевая компания от 01.09.2008 г.
-согласование с Префектурой САО(письмо заместителя начальника Управления городского хозяйства),
-согласование с Управой Бескудниковского района от 01.09.2008 г.
Указанный перечень документов был подготовлен ответчиком в соответствии с Методическими указаниями по допуску в эксплуатацию новых электрических и тепловых энергоустановок, утвержденные 03.04.2002 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации и введенные приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 г. N 738, а также приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 г. N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок"
Письмо Мосгосстройнадзора от 31.01.2011 г. N 09-510\11-1, в котором указано, что разрешение на проектирование и строительство теплосети ООО "Мажи Файз" не выдавалось, не может являться основанием для признания энергоустановки самовольной постройкой. Единственным уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно либо через свои структурные подразделения государственный энергетический надзор,в том числе, за тепловыми установками и сетями, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор).
Согласно п. 4.5 Приказа Ростехнадзора от 20.12.2010 г. N 1156 Московское управление Ростехнадзора организует и проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации. Проверки наличия разрешений на строительство и выполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с программой проверок, а также в случаях, установленных статьями 52 и 53 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и при наличии обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Мосгостройнадзор" не уполномочен на осуществление государственного строительного или иного вида надзора в отношении объектов энергетики.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 20.08.2008 г. N 182 "Об отмене отдельных положений Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок"(зарегистрировано в Минюсте РФ от 28.08.2008 г. N 12197) получение разрешения на строительство энергоустановки не требуется.
С учетом специфики правового регулирования строительства, реконструкции и дальнейшей эксплуатации инженерных сетей и в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 12.08.2008 г. N 725-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 10 апреля 2007 г. N 240-ПП", Правилами подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок, утвержденные Постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 г. N 857-ПП на городских территориях работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций выполняются по утвержденной проектной документации без заключения договора на землепользование.
До принятия постановления Правительства г. Москвы от 27.01.2009 г. N 46-ПП"Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства г. Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" представителем собственника земли в г. Москве являлись префектуры административных округов.
Согласно заключению по инженерному обеспечению объекта ГУП ГлавАПУ от 20.10.2008 г. N 210\1254 префектурой САО была согласована проектная документация по строительству тепловой энергоустановки по адресу :г. Москва Дмитровское шоссе, вл. 102 а.
Кроме того, на момент рассмотрения дела ООО "Мажи Файз" было получено разрешение Московского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 25.01.2011 г., которое действовало до 25.04.2011 г.Согласно этому разрешению, энергоустановка соответствует техническим условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию до 26.07.2011 г.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции энергоустановка полностью соответствовала всем нормам и правилам и не создавала угрозу общественной безопасности.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, ООО "Производственно-монтажный комбинат "ПРОМОКОМ" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, решение арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 г. находит законным и обоснованным.
В обоснование возражений истец указал, что разрешение на строительство в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации комитетом государственного строительного надзора г. Москвы ответчику не выдавалось.
Согласно ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в обязанности Комитета государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, а также наличия разрешения на строительство, выполнение требований частей 2 и 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете государственного строительного надзора г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 2 мая 2006 г. N 311-ПП Комитет является органом исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора и выдачу разрешений на строительство в г. Москве, выполняет в пределах своих полномочий функции государственного управления и регулирования в области строительства с целью обеспечения качества строительной продукции в г. Москве.
В соответствии с таблицей N 2 Приложения N 3 к Порядку проведения проверок при осуществлении построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации", утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 219 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 06.03.2007 г. N 9053) к линейным объектам относятся инженерные сооружения.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Построенная ответчиком теплосеть относится к объектам капитального строительства.
В соответствии с ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагается схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.
Ответчиком не представлено доказательств того, что тепловые сети проведены на земельном участке, отведенном ЗАО" Мажи Файз" для этих целей в установленном порядке. Ответчиком также не представлено доказательств наличия или возникновения по основаниям, установленным гражданским или земельным законодательством права на земельный участок,занятый возведенной тепловыми сетями.
Представленные ответчиком акт осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей N 21-01-48-08 от 25.01.2001 г. и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 25.01.2011 г. получены с нарушением п.9-15 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. N 212"Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок".
Ссылку ответчика на действующее законодательство и ненормативные акты, согласно которым, по мнению ООО "Мажи Файз",Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является контролирующим органом по спорному объекту, истец считает неправомерной, так как указанный орган согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" обладает функциями только в части проверки утверждения строительной документации на предмет безопасности возведенного объекта и последующей эксплуатации, а не на предмет получения разрешения на строительство с соблюдением строительных норм и правил, нарушения земельного и иного законодательства.
Возведенные ответчиком с нарушением градостроительных и строительных норм теплопроводные сети нарушают права истца в пользовании земельным участком(кадастровый N 77-09-02008-7), предоставленном ООО "ПМК "ПРОМОКОМ" в аренду.
Третье лицо, Департамент земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения был извещен, представил отзыв на кассационную д жалобу, решение арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 г. просит оставить без изменения, кассационную жалобу ООО" Мажи Файз"-без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.
Судом первой и апелляционной инстанцией установлено и из материалов дела следует, что между Правительством Москвы (арендодатель) и ТОО "ПМК "ПРОМОКОМ" ( арендатор) 18.12.1995 г. заключен договор аренды земельного участка, кадастровый N 77-09-02008-007, площадью 7 802 кв.м. (в редакции дополнительного соглашения N 7), по адресу: г. Москва, Дмитровскому шоссе, вл. 102А, стр.8 и вл. 102 А для эксплуатации зданий и сооружений с целью производства металлических и деревянных конструкций.(л.д.7-26т.1) Договор аренды заключен на срок 15 лет.
Дополнительным соглашением N 6 от 5.06.2005 г. к договору аренды от 18 декабря 1995 г. N М-09-003810 срок действия договора аренды установлен 25 лет.(л.д.36т.1)
На арендуемом истцом земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности здания : площадью 124, 9 кв.м., по адресу: г. Москва,Дмитровское шоссе, д.102А, стр.1(л.д.37т.1), площадью 233, 6 кв.м. по адресу :г. Москва, Дмитровское шоссе, д.102А, стр.2(л.д.38т.1)), площадью 1356, 2 кв.м. по адресу :г. Москва, Дмитровское шоссе, д.102А, стр.3(л.д.39т.1). площадью 2631,8 кв. м. по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе,д.102А, стр.4(л.д.40т.1), площадью 246 кв. м. по адресу: г. Москва, Дмитровское щоссе,д.102 А, стр.6, площадью 36 кв. м. по адресу :г. Москва, Дмитровское шоссе, д.102 А, стр.7(трансформаторная подстанция) (л.д.45т.1)
На момент заключения договора аренды земельный участок передавался в аренду с фактическим обременением в виде проходящих через него линий муниципальных коммуникаций(л.д.95-117т.1)
Согласно акта инвентаризации производственно-хозяйственного инвентаря, оборудования и инженерных коммуникаций ООО "Производственно-монтажный комбинат "ПРОМОКОМ" от 20.01.2010 г." на арендуемом истцом земельном участке проходят сети инженерно-технического обеспечения наземного залегания (теплопроводные сети), присоединенные к системам теплопроводных сетей ООО "Мажи Файз"; указанные сети проложены ответчиком в 2008 г., что им не отрицается.
Указанные обстоятельства подтверждаются также актом проверки N 9092515 от 16.03.2011 г. государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, из которого следует, что на части земельного участка площадью 60 кв. м. вдоль его северо-западной границы, находящейся в пользовании ООО"ПМК ПРОМОКОМ", по договору аренды от 18.12.1995 г. N М-09-003810, ООО "Мажи Файз"-арендатор смежного земельного участка, самовольно проложил наземный трубопровод протяженностью 120 кв.м., за что был привлечен к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ г. Москвы.(л.д.88т3)
Согласно письму Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 12.12.2010 г. N 09-5952\10-1, от 04.02.2011 г. N 09-510\11-2 в ответ на запрос генерального директора ООО "ПМК ПРОМОКОМ"ООО "Мажи Файз" с заявлением на получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию теплосетей, расположенных на земельном участке по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе,д.102А, не обращался, соответственно, разрешение на строительство указанных сетей Мосгосстройнадзором не выдавалось (л.д.98,99т.3)
Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы вынесено предписание от 17.02.2011 г. об устранении ООО "Мажи Файз" указанных нарушений путем демонтажа возведенных теплосетей в срок до 21.03.2011 г.
Вступившем в законную силу решением арбитражного суда г. Москвы от 21 июня 2011 г. по делу N А40-22545\11-149-7 указанное предписание Комитета государственного надзора г. Москвы признано законным, соответствующим требованиям Градостроительного Кодекса Российской Федерации и принятым в рамках предоставленных ему полномочий.
Указанным решением суда установлено, что допущенные ООО" Мажи Файз" нарушения противоречат нормам федерального законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области государственного строительного надзора.
Демонтаж указанных тепловых сетей до настоящего времени ООО "Мажи Файз" не произведен.
Удовлетворяя требования ООО"ПМК "ПРОМОКОМ" о признании теплопроводных сетей, проложенных ООО" Мажи Файз" через земельный участок, кадастровый номер 377-09-02008-7, расположенный по адресу: г. Москва. Дмитровское шоссе, вл. 102А и переданный в аренду истцу самовольной постройкой, суд первой и апелляционной инстанции правильно применил положения ст. ст. 130,222 Гражданского Кодекса Российской Федерации. ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, ст.2 Федерального Закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Согласно ч.1 ст.130 Гражданского Кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с п.1 ст.222 Гражданского Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 настоящей статьи.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы. Выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию
В этой связи довод ответчика о том, что на городски х территориях работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций выполняются по утвержденной проектной документации без заключения договора на землепользование, правомерно признан необоснованным судом первой и апелляционной инстанции.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что тепловые сети возведены ответчиком на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Ответчиком также не представлено доказательств возникновения у него по основаниям, установленным гражданским законодательством и главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, прав на земельный участок, занятый тепловыми сетями, о сносе которых заявлен иск ( право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, безвозмездного срочного пользования).
Договоры аренды земельного участка N М- 09-513060 от 29.03.2006 г.(площадь участка 0,05 га сроком до 10.11.2010 г., ), N М-09-5103061 от 29.03.2006 г.( площадь участка 0.095 га сроком до 10.11.2010 г.), согласование прохождения теплотрассы по территории земельного участка, арендуемым ООО" ПМК "ПРОМОКОМ "с владельцем указанного участка, согласование с САО г. Москвы, Управой Бескудниковского района г. Москвы, на которые имеется ссылка в представленных ответчиком заключениях ГУП Главного архитектурно-планировочного Управления N210\217 от 243.04.2007 г., N210\1254 от 20.10.2008 г. (л.д.41,59т.2) не представлены ООО "Мажи Файз".
Согласно письму Комитета государственного строительного надзора от 31.01.2011 г. N 09-510\11-1, заявление от ООО "Мажи Файз" и других организаций на получение разрешения на получение разрешения на проектирование и строительство теплосети в Мосгосстройнадзор не поступало, разрешение на строительство не оформлялось, объект относится к самовольно возведенному (л.д.69т.2)
Довод ответчика о том, что Мосгосстройнадзор, признав построенные тепловые сети самовольной постройки, превысил свои полномочия, являются необоснованными.
В соответствии с п.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 г. N 1064 ПП Мосгосстройнадзор является органом исполнительной власти г. Москвы, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства. В своей деятельности Комитет государственного строительного надзора г. Москвы руководствуется положениями ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
1)соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
2)наличия разрешения на строительство;
3)выполнения требований частей 2 и 3 ст.52 настоящего Кодекса.
Ссылка ответчика на приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7.04.2008 г. N 212 "Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок" относится только к порядку проверки безопасности возведенного объекта и принятия его в эксплуатацию, что следует из положения ст.5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Ответчиком не представлено доказательств соответствия возведенных тепловых сетей градостроительным и строительным нормам и правилам.
Довод ООО "Мажи Файз" о том, что получение разрешения на строительство энергоустановки не требуется, обоснованно признан несостоятельным судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, а также иные предусмотренные ст.51 указанного Кодекса документы. Выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно -технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Таким образом, сети инженерно-технического обеспечения являются самостоятельным видом объектов капитального строительства, для которых установлен особый порядок разработки и состав проектной документации.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и перечень документов, необходимый для получения разрешения на строительство и реконструкцию указанных объектов установлен пп. "в" п 3. ч. 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Исходя из положений указанных норм, судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что являясь объектом капитального строительства, построенные ответчиком теплопроводные сети требуют получения разрешения на их строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Наличие имеющихся согласований, на которые ссылается ответчик- заключение по плану теплового ввода ГЛАВАПУ N 210/217 от 23.04.2007 г., ГенПлан, заключение по инженерному обеспечению объекта ГЛАВАПУ N 210/254 от 20.10.2008 г. (л.д. 41, 51, 59, т 2), не является разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Представленные в суд апелляционной инстанции разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 25.01.2011 г., акт о готовности к временной эксплуатации абонентского ответвления и теплового пункта, акт осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей от 25.01.2011 г., которые приобщены к материалам дела, обоснованно не признаны судом апелляционной инстанции разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку срок действия разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки истек 25.04.2011 г. (л. д. 35, т 3), энергоустановки введены в эксплуатацию временно (т.3 л.д.36).
Также судом первой инстанции правомерно установлено, что согласно письму Мосгосстройнадзора от 31.01.2011 г. N 09-510/11-1 разрешение на проектирование и строительство теплосети ООО "Мажи Файз" не выдавалось; земельно-правовые отношения между ответчиком и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы отсутствуют. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на то, что в заключении по плану теплового ввода ГЛАВАПУ N 210/217 от 23.04.2007 г. указано письмо от 02.02.2007 г. N 23, которым согласовано прохождение по территории ООО "ПМК "ПРОМОКОМ" теплотрассы, обоснованно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку ответчиком не представлено само письмо от 02.02.2007 г. N 23.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой и апелляционной инстанции правомерно признал возведенные ответчиком тепловые сети самовольной постройкой, и удовлетворил требования истца о сносе указанного объекта. Самовольно возведенные тепловые сети ограничивают право истца в пользовании арендуемого им земельного участка.
Согласно ст. 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации права, предусмотренные ст. ст. 301-304 ГК РФ принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником земельного участка, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения против собственника.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2011 г. по делу N А40-129763\10-1-834, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Мажи Файз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Чучунова Н.С. |
Судьи |
Тихонова В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.