г. Москва |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А40-184579/13 |
Резолютивная часть постаовления объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе
председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Дербенева А.А., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "АНЕГА" - Красноперов Ю.А., генеральный директор (решение N 5 от 28.11.2014 г.), Красноперов А.Ю., доверенность от 20.05.2014 г., сроком на 1 год
от ответчика - Департамента городского имущества города Москвы - Важина А.Н., доверенность N 33-Д-957/14 от 30.12.2014 г, сроком по 31.12.2015 г.,
от третьего лица - Департамента финансов г. Москвы - не явился, извещен
рассмотрев 29 января 2015 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (ответчик) на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 мая 2014 года принятое судьей Иевлевым П.А. на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года принятое судьями Кораблевой М.С., Красновой С.В., Левиной Т.Ю.
по иску общества с ограниченной ответственностью "АНЕГА" (ОГРН 1037709059959)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
третье лицо: Департамент финансов г. Москвы (ОГРН 1027700505348)
о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АНЕГА" (далее - ООО "АНЕГА") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 736 939 руб. 02 коп. и признании права истца уплачивать арендную плату по ставке, установленной постановлением Правительства Москвы N273-ПП от 25.04.2006 г. "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", исчисляемой в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка с дифференциацией размера процента по видам использования.
В суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об отказе от иска в части требования о признании права уплачивать арендную плату по ставке, установленной постановлением Правительства Москвы N 273-ПП.
Требования, предъявленные со ссылкой на нормы статей 424,1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что неосновательное обогащение возникло у ответчика в связи с неправильным расчетом арендной платы, так как на основании пункта 3.4 договора аренды земельного участка N М-01-027437 от 30 сентября 2004 года к отношениям сторон в период с 2006-2013 годы должны применяться ставки, утвержденные постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г. "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве". Сумма иска рассчитана как разница между фактически уплаченными арендными платежами и арендной платой, подлежащей уплате истцом на основании постановления Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г., за период 2011-2013 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов города Москвы.
Решением от 21 мая 2014 года Арбитражный суд города Москвы прекратил производство по делу в части требования о признании права истца уплачивать арендную плату по ставке, установленной постановлением Правительства Москвы N273-ПП, исчисляемой в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка с дифференциацией размера процента по видам использования.
С Департамента городского имущества города Москвы в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в сумме 736 939 руб. 02 коп.
Суд первой инстанции установил, что арендная плата по заключенному между сторонами договору является регулируемой и с принятием постановления Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г. "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" с 01 июля 2006 года подлежали применению новые ставки, установленные этим постановлением.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года решение оставлено без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента городского имущества города Москвы, который не согласен с судебными актами, просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на момент заключения между сторонами договора аренды ставка арендной платы была определена по соглашению сторон. Между тем, действие постановления Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г. распространяется на отношения, возникшие при заключении после 01 июля 2006 года новых договоров аренды и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие этого постановления. Поскольку при заключении договора аренды в 2004 году стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, такой порядок формирования платы должен был сохраняться.
По мнению заявителя жалобы, оснований для возникновения неосновательного обогащения не возникло, поскольку денежные средства в виде арендной платы перечислялись по действующему договору, а основание перечисления денежных средств - ставка арендной платы, была установлена условиями заключенного между сторонами договора аренды, который является действующим и не признан судом недействительным.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил судебные акты отменить, в иске отказать.
Представитель ООО "АНЕГА" в судебном заседании суда кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Кассационным судом направлена в адрес Департамента финансов города Москвы копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, однако его представители в суд не явились.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда. В деле имеется информация с сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о публикации судебного акта.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению третьего лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций на основании предоставленных в материалы дела доказательств, 30 сентября 2004 года между Московским земельным комитетом (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы - арендодатель) и ООО "АНЕГА" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N М-01-027437 (далее - договор) с приложениями, в соответствии с которым арендатору сроком до 12 февраля 2029 передан земельный участок общей площадью 431 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, Большая Коммунистическая ул., вл. 31, стр. 1, для целей эксплуатации части здания под административные цели.
Указанный договор прошел государственную регистрацию 17 декабря 2004 года.
В соответствии с условиями договора арендная плата начисляется со дня, следующего за днем присвоения договору учетного номера в Москомземе, и вносится арендаторами поквартально, равными долями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца квартала. Арендная плата начисляется каждому арендатору с учетом целевого назначения и применительно к долям в праве собственности, иных вещных и обязательственных правах на здание, строение, сооружение (пункт 3.2 договора).
Пунктом 3.4 названного договора аренды предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным (уполномоченным) органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и\или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и\или уведомление с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовым актом и без внесения изменений, дополнений в договор. Первый арендный платеж по новым ставкам арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок.
В соответствии с приложением N 1 к договору для арендатора установлена арендная плата, исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы 540 000 руб., с применением коэффициента дифференциации 4.140 и коэффициентом индексации базовых ставок 4.32.
Расчет размера ежегодной арендной платы производился на основании Распоряжения Мэра Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01 января 1999 года".
Между тем, новые ставки арендной платы за земли в городе Москве введены с 01 июля 2006 года постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" и исчисляются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
ООО "АНЕГА" в обоснование своих требований ссылается на то, что им излишне уплачены суммы арендной платы по договору аренды за период с 2011 по 2013 годы, поскольку исчисленная в указанном периоде Департаментом арендная плата в размере, установленном Положением о порядке определения размера арендной платы за землю в городе Москве, утвержденном Распоряжением Мэра Москвы от 25.09.1998 N 980-РМ с учетом Распоряжения Мэра от 02.04.1999 N 285-РМ, является необоснованной, так как постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка с дифференциацией размера процента по видам использования.
Истец письменно обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчет арендных платежей по договору за период с 01 января 2006 года по 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП.
Однако, Департамент отказал в удовлетворении этой просьбы, что явилось основанием для обращения общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Выводы судов обеих инстанций о правомерности заявленного по настоящему делу обществом требования о взыскании неосновательного обогащения являются обоснованными и сделаны на основании правильного применения норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции с ними соглашается.
Так, согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 20 Закона города Москвы N 48 от 19.12.2007 г. "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок. условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы.
При определении размера арендной платы учитывается разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города (ч. 2 ст. 20 Закона города Москвы N 48 от 19.12.2007 г.).
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (ч. 3 ст. 20).
Стоимость аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности относится к категории регулируемых цен и должна применяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Указанное толкование правовых норм изложено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12404/09 от 02 февраля 2010 года, которое является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условий договора, в частности, пункта 3.4 договора аренды N М-01-027437 от 30 сентября 2004 года.
Согласно Распоряжениям Мэра г. Москвы N 980-РМ от 25.09.1998 г. "Об арендной плате за землю в городе Москве" и N 285-РМ от 02.04.1999 г. "Об изменении ставок арендной платы за землю с 1 января 1999 года" размер арендной платы за землю определялся исходя из площади земельного участка и базовой ставки, дифференцируемой по видам деятельности арендаторов и территориально-экономическим зонам.
Постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г. установлен новый порядок исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Указанным постановлением Правительства Москвы утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве и предписано применять с 1 июля 2006 года утвержденные ставки арендной платы при заключении договоров аренды и дополнительных соглашений к ним.
В целях дальнейшего совершенствования порядка установления арендной платы за землю в городе Москве постановлением Правительства Москвы N 1010-ПП от 28.10.2008 г. были внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 1010-П от 28.10.2008 г. "О дальнейшем совершенствовании порядка установления арендной платы за землю в городе Москве и внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП" Департаменту земельных ресурсов города Москвы предписано в 2009 - 2013 г.г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в договоры аренды земельных участков в части расчета арендных платежей от кадастровой стоимости земельных участков. При этом ежегодное увеличение арендной платы не должно более чем в два раза превышать действующий в предшествующем пересчете размер арендной платы. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП (вступило в законную силу 29.09.2012 г.) пункт 2 постановления Правительства Москвы N 1010-П от 28.10.2008 г. отменен.
Вместе с тем, следует признать правильными выводы судов обеих инстанций о том, что применению подлежит новый порядок исчисления арендной платы, соответствующий федеральному и московскому законодательству, а также о том, что данное изменение не является изменением методики исчисления арендной платы, а является введением новой ставки арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с условиями договора аренды.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - ПП-582) предусмотрено, что порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, определяются в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Между тем, одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных ПП-582, является то, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Нарушение этого принципа может привести к созданию дискриминационных условий в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды земельных участков до 01.07.2006 г. и продолжавших пользоваться ими после этой даты (ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В связи с вышеизложенным, отклоняются как несостоятельные доводы кассационной жалобы о том, что действие постановления Правительства Москвы N 273-ПП не распространяется на договор, заключенный до его введения.
Иное толкование заявителем жалобы положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Суды обеих инстанций проверили предоставленный истцом расчет арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 г., признали его обоснованным, в связи с чем правильно удовлетворили заявленные требования на основании положений статей 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по делу N А40-184579/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Волков |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.