город Москва |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А40-101419/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Денисовой Н.Д., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 09 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьих лиц - Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 25 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 09 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-101419/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Профторг-ВМ" (ОГРН: 1027739855142)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве (ОГРН: 1097746680822),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, открытое акционерное общество "Городской кадастр",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профторг-ВМ" (далее - ООО "Профторг-ВМ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0007006:1002, площадью 356 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старый Гай, вл. 7, в размере 5.181.400 руб., определенной по состоянию на 01.01.2012; об обязании органа кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночную стоимость.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители жалобы считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Профторг-ВМ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:03:0007006:1002, площадью 356 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Старый Гай, вл. 7.
На данном участке располагается строение, приобретенное истцом у ООО "Рамсель".
Судами установлено, что участок приобретен истцом в собственность по договору купли-продажи от 22.01.2010 N М-03-С00418, заключенному с Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
По состоянию на дату подписания сторонами договора кадастровая стоимость участка составляла 7.423.365 руб. 40 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 20.852 руб. 15 коп. за 1 кв.м, соответственно размер земельного налога составлял 111.350 руб. 48 коп. в год.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого является истец, установлена в размере 11.747.793 руб. 52 коп., то есть за 5 лет с момента проведения предыдущей кадастровой оценки стоимость увеличилась на 4.324.428 руб. 12 коп. (на 58,25%).
Как указал суд кассационной инстанции в своем постановлении по настоящему делу, истец представил кадастровую справку о кадастровой стоимости указанного земельного участка, согласно которой кадастровая стоимость названного земельного участка на дату заполнения кадастровой справки (25.04.2013) составляла 11.474.793 руб. 52 коп., однако судами не дана правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в том числе указанной кадастровой выписке в отношении земельного участка.
При новом рассмотрении дела суды указали, что в деле имеются 2 кадастровые справки о кадастровой стоимости спорного земельного участка, одна из них - от 29.01.2013, другая - от 25.04.2013, в обеих указана одна кадастровая стоимость участка - 11.747.793 руб. 52 коп.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому паспорту земельного участка от 26.04.2013 (графа 12) кадастровая стоимость земельного участка (11.747.793 руб. 52 коп.) полностью совпадает с кадастровой стоимостью, указанной в кадастровых справках о кадастровой стоимости земельного участка.
В деле также имеется кадастровая выписка от 18.03.2013, в графе 12 которой указана кадастровая стоимость земельного участка (11.747.793 руб. 52 коп.), которая полностью совпадает с кадастровой стоимостью, указанной в кадастровых справках о кадастровой стоимости земельного участка и в кадастровом паспорте земельного участка.
Кроме того, кадастровая стоимость спорного земельного участка указана в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП.
Таким образом, как установлено судами, кадастровая стоимость, которая оспаривается истцом в рамках данного дела, установленная по состоянию на 01.01.2012, составляет 11.747.793 руб. 52 коп.
Участвующие в деле лица не сослались на иную кадастровую стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на 01.01.2012.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной Правительством Москвы с 01.01.2013, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Так, порядок оценки земель установлен статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, редакция которой после введения в действие Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ предусматривает, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, при этом государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/10 указано, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в обеих редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и на то, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Также в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Так, исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости; согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды, учитывая данное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам государственной кадастровой оценки, не лишает истца, который является собственником земельного участка, ни права на проведение рыночной оценки земельного участка, ни права на предъявление требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе представленный истцом отчет (при отсутствии ходатайства о назначении экспертизы и конкретных замечаний к представленному отчету), суды, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что истец доказал действительную рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 5.181.400 руб.
Суды указали, что по состоянию на дату судебного разбирательства статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ и устанавливает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 "Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в период до принятия Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости устанавливался статей 24.19), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Само заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.10 в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения не только заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, но и заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу этого Федерального закона.
При таких данных, исходя из буквального толкования приведенных норм, истцу, оспаривая в суде результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2012, необходимо обратиться в суд с иском в период до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В настоящем случае истец обратился в суд 29.07.2013, то есть в период до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, результаты которой Правительство Москвы утвердило постановлением от 26.11.2013 N 751-ПП.
Кроме того, суды также обоснованно приняли во внимание определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 N ВАС-154/14, в котором указано на необоснованность отказа в иске об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости на том основании, что после предъявления иска в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем ранее установленная стоимость применению не подлежит и, следовательно, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр недвижимости.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в иске по причине того, что результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП, и на которые ссылается истец в исковом заявлении, с 01.01.2014 являются неактуальными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2015 года по делу N А40-101419/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.