г. Москва |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А40-78542/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.
при участии:
от истца Громова Г.Г., дов. от 01.12.2014
рассмотрев 28 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - третьих лиц
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 февраля 2015 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 19 мая 2015 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Александровой Г.С., Тихоновым А.П.
по делу N А40-78542/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Пан-А" (ОГРН 1027700442220) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной
третьи лица Управление Росреестра по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Пан-А" (далее - ООО "Торговый дом "Пан-А", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001001:1 общей площадью 13 056 кв. м. по адресу г. Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, равной его рыночной.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИМ, Департамент), Правительство Москвы, Управление Росреестра по Москве.
Решением названного арбитражного суда от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением арбитражного суда города Москвы от 10.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015, иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001001:1 равной его рыночной стоимости, а именно 60293000 руб. На кадастровую палату возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001001:1, в размере, равном его рыночной стоимости.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Правительство Москвы и Департамент подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослались на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на жалобу общество указало на неосновательность доводов Правительства Москвы и Департамента.
В судебном заседании представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 27.06.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001001:1 общей площадью 13120 кв.м. по адресу г. Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, предоставленного по договору аренды от 01.07.1993 N М-10-000165 для эксплуатации существующих строений.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012, в силу которых кадастровая стоимость арендуемого обществом земельного участка составляет 161 622 833 руб. 20 коп.
Полагая, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к необоснованному повышению арендной платы, общество обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При повторном рассмотрении дела, суды установили, что постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2014, в том числе в отношении спорного земельного участка. Данное постановление действует по состоянию на дату рассмотрения спора по существу.
Сославшись на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 суды правомерно указали на возможность непосредственного установления в судебном заседании кадастровой стоимости земельного участка.
Суды применили вышеуказанные положения земельного законодательства, оценили представленный в материалы дела отчет об оценке от 26.01.2015 N 6869, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001001:1 площадью 13 056 кв. м по состоянию на 01.01.2014 составляет 60 293 000 руб., а также положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N 254/2015/2 на указанный отчет и признали данные доказательства допустимыми и подтверждающими заявленные исковые требования.
Довод кассационной жалобы об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права подлежит отклонению.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку общество является арендатором земельного участка и, соответственно, плательщиком арендных платежей, обращение в суд с настоящим иском обусловлено целью защиты права общества и согласуется с положениями вышеуказанной правовой нормы.
На момент подачи иска действующим законодательством еще не был предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в связи с чем обращение с настоящим иском в арбитражный суд свидетельствует об избрании обществом способа защиты нарушенного права в рамках законодательства.
Утверждение заявителей кассационной жалобы о том, что представленный обществом отчет об оценке не является надлежащим доказательством, неосновательно. Как установлено судом, отчет соответствует требованиям законодательства и подтверждает рыночную стоимость объекта оценки. Кроме того, суд первой инстанции указал, что участвующие в деле лица не представили мотивированных возражений против заявленной рыночной стоимости.
Мнение в жалобе о том, что общество оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка отклоняется как несостоятельное. Обращение общества за судебной защитой не направлено на реализацию права на приватизацию земельного участка. Обстоятельства выкупа земли в рамках настоящего спора установлению не подлежат.
Ссылки в жалобе на то, что удовлетворение иска не приведет общество к наступлению желаемых правовых последствий в связи со вступлением в законную силу постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП, признаются неосновательными. Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным постановлением, были учтены судами двух инстанций при удовлетворении иска.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и также подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2015 года по делу N А40-78542/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.