г. Москва |
|
28 ноября 2017 г. |
Дело N А40-227621/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Российские железные дороги" - Хлебникова Н.Н., доверенность от 08 сентября 2017 года;
от заинтересованных лиц: от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве - Нерсесян К.Б., доверенность от 21 сентября 2015 года; от Управления Росреестра по Москве - Клименко Н.А., доверенность от 26 октября 2017 года;
от третьего лица: ТУ Росимущества по Москве, представитель не явился, извещен;
рассмотрев 21 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 апреля 2017 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 02 августа 2017 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Управления Росреестра
третье лицо: ТУ Росимущества по Москве
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) от 07 сентября 2016 года N 77/601/16-362627 об отказе в исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34. Также заявитель просил обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД".
Определением от 06 марта 2017 года арбитражный суд города Москвы привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Москве.
Протокольным определением от 06 апреля 2017 года Управление Росреестра по Москве привлечено к участию в настоящем судебном деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которых просят их отменить. В обоснование доводов жалобы Управление Росреестра указывает на отсутствие технической ошибки.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и Управления Росреестра в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель ОАО "РЖД" против доводов кассационной жалобы возражал.
ТУ Росимущества по Москве, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что 30 октября 2008 года между ТУ Росимущества по городу Москве и ОАО "РЖД" в порядке, установленном Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка NД-30/183-р (договор).
Предметом указанного договора является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:02:0017006:34, расположенный по адресу: г. Москва, Северо-Восточный Административный Округ площадью 73839,7 кв. м. Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта.
Данный земельный участок полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
Согласно кадастровому плану от 06 апреля 2005 года N Л1/05-0039, земельный участок поставлен на кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов города Москвы в 2005 году по результатам межевания.
Указанный документ содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34, внесенными в реестр по результатам межевания, при этом площадь земельного участка составляла 73 839,7 кв. м.
Кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 выдан уполномоченным органом и содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером, внесенные в реестр.
Вместе с тем, в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости содержатся иные данные в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34, а именно данные о площади земельного участка - 66 872 кв. м, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 06 сентября 2016 года N 99/2016/7332666.
ОАО "РЖД" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением от 06 сентября 2016 года об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 07 сентября 2016 года N 77/601/16-362627 в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 отказано на основании части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42, зарегистрирован в Минюсте России 31 марта 2010 года N 16771) в связи с тем, что отсутствуют противоречия между сведениями ГКН и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в ГКН).
Считая решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре" (далее - Закон о государственном кадастре) пришли к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, поскольку данные кадастрового учета о площади указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют данным о его площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно положениям статей 198, 200 АПК РФ для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 28 Закона о государственном кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. То есть технической ошибкой является ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая заключается в несоответствии сведений внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр.
Согласно пунктам 19, 35 Порядка ведения кадастра при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с п. 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки. Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в 4 Реестр)
В соответствии со статьей 13 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: 1) реестр объектов недвижимости; 2) кадастровые дела; 3) кадастровые карты. Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации.
Судами правильно указано, что до 01 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N66-ФЗ).
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Закона N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Закона N66-ФЗ в период со дня вступления в силу Закона N66-ФЗ до 01 ноября 2008 года признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
При этом статьей 47 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что положения, кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В данном случае, суды обоснованно исходили из того, что согласно кадастровому плану земельного участка от 06 апреля 2005 года кадастровой палатой в разделе 16 указано, что "площадь земельного участка соответствует материалам межевания", а именно - 73 839,7 кв. м.
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 соответствует данным о площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
При этом круг лиц, имеющих право на обращение с заявлением о кадастровом учете, определен статьей 20 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Вместе с тем, в период с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 на кадастровый учет в 2005 году по настоящее время ни собственник спорного земельного участка (Российская Федерация), ни арендатор - ОАО "РЖД" с заявлением об учете изменений уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 в орган кадастрового учета не обращались.
Между тем, данные кадастрового учета о площади указанного земельного участка, содержащиеся в ГКН в настоящее время, не соответствуют данным о его площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
Таким образом, документы, представленные на рассмотрение органа кадастрового учета, а именно кадастровый план земельного участка от 06 апреля 2005 года N Л1/05-0039 с кадастровым номером 77:02:0017006:34, содержат сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества, внесенные на основании материалов межевания земельного участка и, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствуют о наличии технической ошибки в сведениях ГКН.
Таким образом, оспариваемый отказ по основаниям, указанным в решении от 07 сентября 2016 года N 77/601/16-362627, не соответствует требованиям законодательства о государственном кадастре и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке доказательств и направлены на установление иных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обстоятельства дела были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций. Совокупность материалов и обстоятельств дела, а также доводы лиц, участвующих в деле, оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Доводам сторон дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 года по делу N А40-227621/2016 оставить без изменения кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.