Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф05-16843/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А40-227621/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Ж.В. Поташовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Жубоевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2017 по делу N А40-227621/16, принятое судьей Н.А. Нариманидзе (148-1387),
по заявлению ОАО "РЖД"
к 1) ФГБУ "ФПК Росреестра" по Москве, 2) Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества по городу Москве
о признании незаконным решения от 07.09.2016 N 77/601/16-362627 об отказе в исправлении технической ошибки,
при участии:
от заявителя: Закиров Т.И. по дов. от 18.07.2016 НЮ-3-11/126;
от ответчиков: 1) не явился, извещен; 2) Сухов Д.А.по дов. от 29.12.2016;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) от 07.09.2016 N 77/601/16-362627 об отказе в исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34. Также заявитель просил обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД".
Определением от 06.03.2017 арбитражный суд города Москвы привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Москве.
Протокольным определением от 06.04.2017 Управление Росреестра по Москве привлечено к участию в настоящем судебном деле в качестве соответчика.
Решением от 13.04.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Москве в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие технической ошибки.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами Управления Росреестра по Москве не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФПК Росреестра" по Москве и третьего лица (ТУ Росимущества по городу Москве) в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 30.10.2008 между ТУ Росимущества по городу Москве и ОАО "РЖД" в порядке, установленном Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом" и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", заключен договор аренды земельного участка N Д-30/183-р (Договор) (Т 1, л.д. 39-46).
Согласно п. 1.1 Договора предметом договора является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:02:0017006:34, расположенный по адресу: г. Москва, Северо-Восточный Административный Округ площадью 73839,7 кв.м. Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта.
Данный земельный участок полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В соответствии с п. 1.2 Договора границы земельного участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (Приложение N 1 - кадастровый план земельного участка от 06.04.2005 N Л1/05-0039) (Т 1, л.д. 47-76).
Согласно кадастровому плану от 06.04.2005 N Л1/05-0039, земельный участок поставлен на кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов города Москвы в 2005 году по результатам межевания.
Указанный документ содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34, внесенными в реестр по результатам межевания, при этом площадь земельного участка составляла 73839,7 кв.м.
На момент выдачи указанного кадастрового плана Департамент земельных ресурсов города Москвы (Указом Мэра Москвы от 30.12.2003 N ЮЗ-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы" Московский земельный комитет был переименован в Департамент земельных ресурсов города Москвы) в соответствии с п. 2.4 Положения о Московском земельном комитете от 11.10.1999 (утв. распоряжением Мэра Москвы и Госкомземом РФ от 07.10.1996 N 371/1-РМ-1-30/1967) осуществлял функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в городе Москве.
Таким образом, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 выдан уполномоченным органом и содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером, внесенные в реестр.
Вместе с тем, в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости содержатся иные данные в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34, а именно данные о площади земельного участка - 66872 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 06.09.2016 N 99/2016/7332666.
ОАО "РЖД" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением от 06.09.2016 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 07.09.2016 N 77/601/16-362627 в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 отказано на основании ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2010 N 16771) в связи с тем, что отсутствуют противоречия между сведениями ГКН и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в ГКН).
Полагая решение от 07.09.2016 незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре"), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. То есть технической ошибкой является ошибка в государственном кадастре недвижимости, которая заключается в несоответствии сведений внесенных в кадастр, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр.
Согласно п.п. 19, 35 Порядка ведения кадастра при выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с п. 35 Порядка принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки. Основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в 4 Реестр).
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании совокупности скомплектованных и систематизированных документов, образующих кадастровые дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" площадь земельного участка, а также описание местоположения границ земельного участка являются уникальными характеристиками объекта недвижимости, изменение которых согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" порядке документов, если иное не установлено этим законом. При этом в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено законом. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к сведениям государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости относится, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: 1) реестр объектов недвижимости; 2) кадастровые дела; 3) кадастровые карты. Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее -публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации.
До 01.11.2008 вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ до 01.11.2008 признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
При этом ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что положения, кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В настоящем случае, согласно кадастровому плану земельного участка от 06.04.2005 кадастровой палатой в разделе 16 указано, что "площадь земельного участка соответствует материалам межевания", а именно - 73839,7 кв.м.
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 соответствует данным о площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
При этом круг лиц, имеющих право на обращение с заявлением о кадастровом учете, определен ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Вместе с тем, в период с момента постановки земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 на кадастровый учет в 2005 году по настоящее время ни собственник спорного земельного участка (Российская Федерация), ни арендатор - ОАО "РЖД" с заявлением об учете изменений уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером 77:02:0017006:34 в орган кадастрового учета не обращались.
Между тем, данные кадастрового учета о площади указанного земельного участка, содержащиеся в ГКН в настоящее время, не соответствуют данным о его площади, внесенным в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
Таким образом, документы, представленные на рассмотрение органа кадастрового учета, а именно кадастровый план земельного участка от 06.04.2005 N Л1/05-0039 с кадастровым номером 77:02:0017006:34, содержат сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества, внесенные на основании материалов межевания земельного участка и, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствуют о наличии технической ошибки в сведениях ГКН.
Таким образом, оспариваемый отказ по основаниям, указанным в решении от 07.09.2016 N 77/601/16-362627, не соответствует требованиям законодательства о государственном кадастре.
Оспариваемый отказ в исправлении кадастровой ошибки нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2017 по делу N А40-227621/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227621/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф05-16843/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве
Третье лицо: ДГИ, ТУ Росимущества в г. Москве