г. Москва |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А40-31327/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Мотивированное постановления изготовлено 11 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: АО "Стройтрансгаз" - Вондрачек О.В., доверенность от 19 января 2018 года;
от заинтересованных лиц:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" Москве - Капушова И.В, доверенность от 27 апреля 2017 года ;
от Управления Росреестра по Москве - Алексеев М.В., доверенность от 21 декабря 2017 года;
от третьих лиц:
от Министерство Обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился ;
от ТУ Росимущества по Москве - извещено, представитель не явился ;
рассмотрев 04 апреля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 25 августа 2017 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Поляковой А.Б.
на постановление от 29 ноября 2017 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-31327/17,
по заявлению АО "Стройтрансгаз"
к ФГБУ "ФКП Росреестра" Москве, Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: Министерство Обороны Российской Федерации; ТУ Росимущества по Москве;
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "Стройтрансгаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы, с учетом принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконным решения ФГБУ ФКП Росреестра по Москве от 09 февраля 2017 года N 2.15/03795 об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 площадью 300000 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения войсковой части", расположенного по адресу: г. Москва, поселение Десеневское, вблизи пос. Ватутинки; о возложении на Управление Росреестра по Москве (далее - Управление, ответчик) обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140308:51 площадью 300000 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения войсковой части", расположенного по адресу: г. Москва, поселение Десеневское, вблизи пос. Ватутинки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 года, заявленные требования удовлетворены
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, представленное Заявителем обращение составлено в свободной форме и не соответствовало требованиям, установленным Приказом N 920, в связи с этим Управление не имело оснований рассматривать данное обращение в качестве заявления для осуществления процедуры снятия с кадастрового учета объекта недвижимого имущества. В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение положений статей 14, 15, 18, 29, 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости). Управление Росреестра считает, что судами не учтено, что заявление о государственной регистрации прекращения права аренды обращение общества не соответствует форме заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 920. Оспариваемое письмо ФГБУ ФКП Росреестра по Москве не соответствует требованиям, установленным для формы уведомления об отказе в государственной регистрации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2016 года N 173, в связи с чем указанное письмо фактически не являлось отказом в государственной регистрации прекращения права аренды, а представляло собой ответ Управления Росреестра на обращение общества, поступившее в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы. ФГБУ "ФКП Росреестра" Москве также поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Стройтрансгаз" возражал против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При разрешении настоящего спора судами вопреки требованиям статей 15, 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объективной оценки доводам и доказательствам не даны. Судебные акты не содержат результатов их оценки и мотивов, по которым им не приняты те или иные доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений. Не установили при этом, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежат установлению, в рамках настоящего дела, соответственно не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Указанные нарушения норм процессуального права привели к принятию необоснованного решения.
В связи с вступлением в силу Закона о государственной регистрации недвижимости полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации.
С 01 января 2017 года полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) осуществляются территориальными органами Росреестра (государственными регистраторами) и не могут быть переданы подведомственному Росреестру учреждению - ФГБУ "ФКП Росреестра".
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним непосредственно и через свои территориальные органы, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (пункты 1, 4, 5.1 и 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Соответственно, с 1 января 2017 года ФГБУ "ФКП Росреестра" не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Тем не менее, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, проверяет законность оформленного письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 09 февраля 2017 года N 2.15/03795 решения об отказе заявителю в снятии спорного участка с кадастрового учета.
При условии, что с заявлением АО "Стройтрансгаз" обратилось 27 января 2017 года в Управление Росреестра по Москве о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51, копия указанного заявления направлена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве. При этом, бездействие регистрирующего органа, в настоящем случае Управления Росреестра по Москве, так и его решение не оспорено, тогда как государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним осуществляет Росреестр (пункт 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в снятии спорного участка с кадастрового учета. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и не усмотрел оснований для отмены решения суда.
Кроме того, приняв во внимание положения пункта 4 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости, исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в оспариваемом письме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал названное письмо в качестве отказа в государственной регистрации прекращения права аренды.
На основании части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2); вступившие в законную силу судебные акты (п. 5); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8).
Согласно части 4 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 данной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 1, 4 части 12 статьи 18 Закона о государственной регистрации в случае представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления: подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя; к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель).
В соответствии с пунктом 3 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 ноября 2015 года N 883, заявление о государственной регистрации права в форме документа на бумажном носителе подписывается собственноручной подписью правообладателя, сторон договора, лица, чье право ограничивается и обременяется объект недвижимости, лица, в пользу которого ограничивается право и обременяется объект недвижимости, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Заявление о государственной регистрации права в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя.
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 2016 года, регистрационный N 41343, с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 27 октября 2016 года N 679 (зарегистрирован в Минюсте России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44907) (далее - приказ N 920);
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 16 марта 2016 года N 137 "Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав" (зарегистрирован в Минюсте России 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41922) утверждены порядок и способы направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов.
В приложении N 2 к названному приказу, в частности, установлена форма уведомления об отказе в государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке статьи 25 Закона о государственной регистрации по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из вышеперечисленных в частью 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2016 года N 173.
Управление Росреестра, возражая относительно заявленных требований, указывало на то, что АО "Стройтрансгаз" на государственную регистрацию не было представлено заявление в порядке и соответствующее требованиям, установленным Законом о государственной регистрации, и принятым в его исполнение нормативно-правовым актам; решение по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов в соответствии с требованиями 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации и в установленной нормативным - правовым актом формы, регистрирующим органом не принималось.
Отклоняя доводы Управления Росреестра о том, что обществом не представлено заявление в порядке, установленном Закон о государственной регистрации недвижимости, а оспариваемое письмо по существу не является отказом в государственной регистрации, суд, сославшись на положения статей 14, 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, указал, что обязанность Управления Росреестра внести в ЕГРН соответствующие записи, может возникнуть лишь после обращения правомочного лица с заявлением в форме документа на бумажном носителе.
Установив, что АО "Стройтрансгаз" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 не является лицом, указанным в статье 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, которое вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением по установленной форме, однако наличие записи в ЕГРН об этом земельном участке и отказ в снятии его с кадастрового учета, создает обществу препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, счел не соответствующим закону оспариваемое решение.
Между тем суды не обсудили в судебных заседаниях и не дали правовой оценки доводам заинтересованного лица, не установили соответствие поданных документов требованиям Закона о государственной регистрации, в частности направлению заявления, соблюдены ли при этом заявителем требования, предъявляемые к заявлению и приложенным к нему необходимым документам, в частности, требования о нотариальном засвидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении, нотариальном удостоверении полномочий представителя заявителя.
Отклоняя соответствующие доводы Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции ограничился ссылкой на то, что письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" является решением об отказе, а заявление АО "Стройтрансгаз" по существу является заявлением о государственной регистрации в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Закон о государственной регистрации недвижимости, а также констатировал, что к заявлению приложен перечень документов, не выяснив при этом, нарушены ли заявителем требования, предъявляемые к таким документам, на которые указывало Управление Росреестра.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в материалах дела имеется копия письма общества, квалифицированное судами в качестве заявления о государственной регистрации, что противоречит требованиям пунктам 1, 4 части 12 статьи 18 Закона о государственной регистрации.
С учетом доводов Управления Росреестра о том, что поданное заявление не является таковым исходя из требований Закона о государственной регистрации и принятых во исполнение его нормативных правовых актов, а представляет собой иное обращение, судам также следовало дать надлежащую правовую оценку данным доводам, а также тем ссылкам, что решение по форме, соответствующее требованиям части 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации и установленное нормативным - правовым актом, регистрирующим органом не принималось.
Приведенные обстоятельства могут иметь существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора о признании незаконным отказа решения ФГБУ ФКП Росреестра по Москве от 09 февраля 2017 года N 2.15/03795 об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 и обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, поскольку имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства не установлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, дать правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся доказательствам и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2017 года по делу N А40-31327/17 отменить, дело направить на новое рассмотрение Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что АО "Стройтрансгаз" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:51 не является лицом, указанным в статье 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, которое вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением по установленной форме, однако наличие записи в ЕГРН об этом земельном участке и отказ в снятии его с кадастрового учета, создает обществу препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, счел не соответствующим закону оспариваемое решение.
Между тем суды не обсудили в судебных заседаниях и не дали правовой оценки доводам заинтересованного лица, не установили соответствие поданных документов требованиям Закона о государственной регистрации, в частности направлению заявления, соблюдены ли при этом заявителем требования, предъявляемые к заявлению и приложенным к нему необходимым документам, в частности, требования о нотариальном засвидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении, нотариальном удостоверении полномочий представителя заявителя.
Отклоняя соответствующие доводы Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции ограничился ссылкой на то, что письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" является решением об отказе, а заявление АО "Стройтрансгаз" по существу является заявлением о государственной регистрации в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Закон о государственной регистрации недвижимости, а также констатировал, что к заявлению приложен перечень документов, не выяснив при этом, нарушены ли заявителем требования, предъявляемые к таким документам, на которые указывало Управление Росреестра."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2018 г. N Ф05-2331/18 по делу N А40-31327/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46793/18
11.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-31327/17
11.04.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2331/18
29.11.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53237/17
25.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-31327/17