город Москва |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А41-40789/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Плетневой О.Н. (дов. N МОСК НЮ-40/Д от 08.09.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 08 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 г.,
принятое судьей Новиковой Е.М.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-40789/17
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107044, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) является собственником сооружения производственно-технологического комплекса Покровско-Стрешневской дистанции электроснабжения, о чем в ЕГРП 23 марта 2004 г. внесена запись о регистрации права N 77-01/30-908/2003-509 и выдано свидетельство от 28 ноября 2007 г. АА N 004815.
Решением от 09 августа 2016 г. N 17 MOCK-18 из состава производственно-технологического комплекса выделен объект недвижимого имущества "Трансформаторная подстанция, станция Дюдьково" литера 266, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, остановочный пункт Дюдьково, общей площадью 375,2 кв. м.
25 октября 2016 г. ОАО "РЖД" обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) с заявлением N 50-0-1-214/3001/2016-5262 о постановке на государственный кадастровый учет здания трансформаторной подстанции на станции Дюдьково, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, остановочный пункт Дюдьково.
В кадастровую палату были представлены для рассмотрения следующие документы:
1. Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 25 октября 2016 г.;
2. Технический план здания, оптический компакт-диск: 24 МБ;
3. Доверенность.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 (далее - Порядок ведения ГКН), выявлено следующее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" определены несколько этапов реформирования железнодорожного транспорта.
Принимая во внимание особенности реформирования сферы железнодорожного транспорта, приказом Госстроя России от 19 сентября 2003 г. N 356 был утвержден особый порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта. После этого регистрирующими органами были зарегистрированы права ОАО "РЖД" на сооружения, являющиеся производственно-технологическими комплексами (ПТК).
Объект капитального строительства "трансформаторная подстанция, станция Дюдьково" расположен на территории Московской области (Рижское направление МЖД) и является условной частью линейного сооружения.
С учетом рекомендаций Минэкономразвития, изложенных в письме от 19 июня 2014 г. N Д23и-2128, выдел объектов из состава ПТК возможен при подаче заявления о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и подготовке технического плана на объект капитального строительства (с указанием способа образования из классификатора: 1 - выдел).
Также органом кадастрового учета было рекомендовано обратиться в многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости с указанием в качестве места учета Центральный аппарат ФГБУ "ФКП Росреестра".
На основании изложенного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принято решение от 07 декабря 2016 г. об отказе в снятии приостановлении осуществления кадастрового учета.
07 февраля 2017 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области) принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N МО-17/РКФ-17421 в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Считая свои права нарушенными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГУП "ФКП Росреестра" по Московской области и Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от 07 февраля 2017 г. N МО-17/РКФ-17421 об отказе в осуществлении кадастрового учета здания "трансформаторная подстанция, станция Дюдьково", расположенного: Московская область, р-н Одинцовский, остановочный пункт Дюдьково и обязании осуществить постановку на кадастровый учет здания "Трансформаторная подстанция, станция Дюдьково", расположенного: Московская область, р-н Одинцовский, остановочный пункт Дюдьково.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку ОАО "РЖД" фактически заявило к разделу объект, который в силу статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является неделимой вещью. Кроме того, объекты капитального строительства, в частности сооружения, не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения реконструкции.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений частей 1, 2 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) следует, что одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета объекта капитального строительства является технический план здания или сооружения.
Форма и требования к подготовке технического плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693 (далее - Требования к подготовке технического плана).
Технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного сооружения. При одновременном образовании нескольких сооружений в результате преобразования сооружения либо в случае образования сооружения и части (частей) сооружения технический план оформляется в виде одного документа.
Технический план составляется на основании сведений ГКН о сооружении, земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение, - кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана соответствующей территории. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, при подготовке технического плана используются кадастровые выписки обо всех земельных участках (кадастровые планы территории всех кадастровых кварталов), в границах которых расположено соответствующее сооружение.
Копии документов, содержащих сведения ГКН, в состав Приложения не включаются. Реквизиты документов, содержащих сведения ГКН, указываются в разделе "Исходные данные" технического плана (Пункт 13 Требований к подготовке технического плана).
В строке "3" графы "3" раздела "Характеристики сооружения" указывается кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено сооружение. В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения), (пункт 40 Требований к подготовке технического плана).
Каждому кадастровому району присваивается уникальный учетный номер и наименование. Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (например, 24:11) (пункт 3 приказа Минэкономразвития РФ от 04 апреля 2011 г. N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16 мая 2011 г. N 20746).
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2012 года N П/256 "О внесении изменений в приказ Росреестра от 18 января 2012 г. N 11/11 "Об организации работ по реализации Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577 утверждена XML-схема, используемая для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что решением от 09 августа 2016 г. N 17 MOCK-18 из состава производственно-технологического комплекса выделен объект недвижимого имущества "Трансформаторная подстанция, станция Дюдьково" литера 266, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, остановочный пункт Дюдьково, общей площадью 375,2 кв. м.
На указанный объект подготовлен технический план, в котором указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено здание: 50:20:0080505:95.
Таким образом, сооружение располагается в границах одного кадастрового округа ("50" - Московская область).
До 01 января 2017 г. филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, а с 01 января 2017 г. Управление Росреестра по Московской области осуществляет деятельность по ведению государственного кадастрового учета объектов, расположенных в кадастровом округе Московская область, соответственно сведения об изменении кадастрового учета объекта недвижимости - здания, расположенного в Московской области подлежит внесению именно Управлением Росреестра по Московской области.
В решении об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" также указано, что выделяемый объект - трансформаторная подстанция, станция Дюдьково, расположен на территории Московской области, следовательно, постановка на кадастровый учет объекта капитального строительства должная осуществляться органом кадастрового учета соответствующего кадастрового округа - филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Относительно указания органа кадастрового учета в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета на необходимость классификации "выдела" цифрой "1" суды пришли к выводу, что он не соответствует принятой классификации способа образования объектов.
При подготовке технического плана здания использовался классификатор, утвержденный Приказом в соответствии с описанием структуры xml-файлов технического плана здания, технического плана помещения, технического плана сооружения, технического плана объекта незавершенного строительства в виде электронного документа.
В соответствии с указанным классификатором способ образования объектов капитального строительства "выдел" обозначается цифрой "2".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г. по делу N А41-40789/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.