г. Москва |
|
3 марта 2020 г. |
Дело N А40-77285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Стрельникова А.И., Дзюбы Д.И.
при участии в судебном заседании:
от истца: Приписнов И.И., дов. от 17.09.2019
от ответчика: Степанова М.В., дов. от 30.12.2019
от третьего лица: Ткаченко Н.Г., дов. от 20.02.2020
рассмотрев 25 февраля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
Федерального агентства воздушного транспорта и Министерства финансов Российской Федерации
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 года
по иску АО "Международный аэропорт Сочи"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
АО "Международный аэропорт Сочи" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 26 529 842,80 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 года решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2019 года отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, ответчик и третье лицо обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Федеральное агентство воздушного транспорта в своей кассационной жалобе просило обжалуемое постановление отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2019 года.
Министерство финансов Российской Федерации в своей кассационной жалобе просило обжалуемое постановление изменить в части указания на взыскание убытков за счет казны Российской Федерации, указав на взыскание с Росавиации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель третьего лица поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения кассационных жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционного суда по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что истец в 2015 году на безвозмездной основе осуществил техническое обслуживание воздушных судов войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Вышеуказанные эксплуатанты услуг освобождены в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов, а именно, в соответствии с частью 4 статьи 30 ФЗ "О государственной Границе Российской Федерации", пункта "ж.1" статьи 13 Федерального закона от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 1995 года N 457 "О создании государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Аэропорт оказал вышеуказанные услуги без взимания платы, что подтверждено отчётами о недополученных доходах от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов ВС на общую сумму 26 529 842,80 руб. 80
Услуги принимались со стороны эксплуатантов экипажами воздушных судов в полном объеме. Каких-либо претензий к качеству услуг не поступало.
Стоимость оказанных услуг определена в соответствии с действующими тарифами аэропорта за оказанные услуги на дату оказания услуг.
Вместе с тем соответствующие субсидии в порядке пункта 1 статьи 78 БК РФ, а также Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 37 (далее по тексту - Правила предоставления субсидий) истцу предоставлены не были.
Письмом от 20 июня 2016 года N АН1.13-2144 Росавиация сообщила об отсутствии денежных средств для выплаты субсидий по причине их израсходования в полном объёме. Отсутствие лимитов бюджетных обязательств послужило основанием для отказа в предоставлении истцу субсидии в порядке пункта 1 статьи 78 БК РФ, содержащегося в письме Росавиации от 23 ноября 2016 года N КМ1.13- 4062, направленном в адрес истца.
В удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-209291/2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2019, было отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения настоящих исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства воздушного транспорта сумм убытков в размере (с учётом принятых судом уточнений) 26 529 842, 80 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, статей 78, 158 БК РФ, статьи 69 ВК РФ, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 37, Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, правовой позицией, изложенной в Постановлении от 16 июля 2018 года N 32-П Конституционный Суд Российской Федерации, суд апелляционной инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку Росавиация не исполнила своих обязанностей по предоставлению истцу субсидии на возмещение недополученных доходов за 2014 - 2017 годы.
Ссылка Росавиации на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2018 года по делу N А40-209291/18 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в указанном деле основным мотивом отказа в удовлетворении заявления АО "Международный аэропорт Сочи" о признании незаконными отказов Федерального агентства воздушного транспорта в предоставлении субсидии, изложенных в письмах от 20 июня 2016 года N АН1.13-2144 и от 23 ноября 2016 N КМ1.13-4062 являлся пропуск заявителем трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы Росавиации о нарушении судом норм процессуального права (статей 16, 69 АПК РФ) подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном их толковании. Ссылка на вышеуказанное решение несостоятельна, поскольку выводы суда по настоящему основаны на иных фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении настоящего дела, с иным предметом доказывания и юридически значимыми обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы Минфина России о том, что денежные средства подлежат взысканию за счет средств Росавиации, а не за счет казны Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 306-ЭС19-3059 по делу N А55-25771/2017, средства федерального бюджета являются частью государственной казны. Указание в решении суда на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ.
Доводы кассационной жалобы Минфина России о том, что спорная сумма после установления порядка выделена из бюджета и перечислена АО "Международный аэропорт Сочи" отклоняются, это не влияет на правильность принятого апелляционным судом постановления.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 года по делу N А40-77285/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь положениями статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, статей 78, 158 БК РФ, статьи 69 ВК РФ, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 37, Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, правовой позицией, изложенной в Постановлении от 16 июля 2018 года N 32-П Конституционный Суд Российской Федерации, суд апелляционной инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку Росавиация не исполнила своих обязанностей по предоставлению истцу субсидии на возмещение недополученных доходов за 2014 - 2017 годы.
...
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 306-ЭС19-3059 по делу N А55-25771/2017, средства федерального бюджета являются частью государственной казны. Указание в решении суда на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2020 г. N Ф05-571/20 по делу N А40-77285/2019