Приказ Министра потребительского рынка и услуг Московской области
от 28 февраля 2018 г. N 17П-28
"Об утверждений Обзора правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области за 2017 год"
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказом министра потребительского рынка и услуг Московской области от 31.10.2016 N 17П-109 "О некоторых мерах организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области за 2017 год (далее - Обзор).
2. Организационно-правовому управлению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области обеспечить:
направление Обзора для руководства в структурные подразделения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области;
размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр потребительского рынка и услуг |
В.В. Посаженников |
Утвержден
приказом министра
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 28.02.18 г. N 17П-28
Обзор
правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области за 2017 год
I. Общие положения
Настоящий Обзор правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области за 2017 год (далее - Обзор) подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7 и приказом министра потребительского рынка и услуг Московской области от 31.10.2016 N 17П-109 "О некоторых мерах организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области".
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 844/27 "О Положении о Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области" (далее - Положение), является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в области розничной продажи алкогольной продукции, лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Обзор подготовлен по вопросам проведения лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
II. Вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля, регионального контроля
1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработка по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) сформирован в соответствии с требованиями статей 6, 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Разработка ежегодного плана проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В ежегодный план проверок на 2017 год включены 24 хозяйствующих субъекта.
Утвержденный ежегодный план проверок размещен на официальном сайте Министерства.
2. Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Проведение внеплановых проверок Министерством осуществляется по основаниям, установленным статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), частью 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Проверки проводятся на основании приказа министра потребительского рынка и услуг Московской области (далее - приказ), первого заместителя министра потребительского рынка и услуг Московской области, заместителя министра потребительского рынка и услуг Московской области о проведении проверки.
Типовая форма приказа утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - типовая форма).
В приказе указываются:
1) наименование Министерства, а также вид (виды) государственного контроля;
2) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) Административный регламент, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой.
4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок, не может превышать двадцать рабочих дней.
В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Министерства, проводящих выездную плановую проверку, указанный срок может быть продлен министром потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министр), первым заместителем Министра, заместителем Министра, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 (пятьдесят) часов, микропредприятий не более чем на 15 (пятнадцать) часов.
Министерство обеспечивается строгое соблюдение сроков проведения проверок.
5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
При организации и проведении Министерством плановых и внеплановых поверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке обеспечивается соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ.
6. Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
По результатам проверки должностными лицами Министерства составляется акт проверки в соответствии с типовой формой.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников субъекта проверки, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому лицу, способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок должностными лицами Министерства, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о Министерстве, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Министерства, проводящими проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований:
составляется акт проверки;
выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований подлежит исполнению в установленные в нем сроки.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностными лицами Министерства осуществляется контроль за исполнением предписаний в виде внеплановой документарной и (или) выездной проверок.
7. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля
В соответствии с Положением Министерство уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере деятельности Министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области и привлечение правонарушителей в установленном законодательством порядке к административной ответственности.
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 Министерством потребительского рынка и услуг Московской области было принято 30 решений о приостановлении действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Направлено в суд 9 заявлений об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 4 юридических лица и назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа на сумму 1450,0 тыс. руб.
III. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении государственного контроля
В 2017 году Министерством проведено 490 контрольных мероприятия в отношении 481 хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов и розничную продажу алкогольной продукции.
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:
При проведении лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
При проведении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции:
оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов или при частичном отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации";
оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в соответствующей лицензии;
нарушения порядка учета алкогольной продукции;
нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции.
2. Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований
В 2017 году Министерством в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения.
Нарушения, совершаемые организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:
1) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основным видом указанного нарушений является указание в декларациях недостоверных сведений об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядком заполнения деклараций об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Росалкогольрегулирование), предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными документами, удостоверяющими легальность их производства и оборота.
При этом в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных документах, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) непредставление деклараций.
Основные виды указанного нарушения:
а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.
При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода.
б) использование для представления деклараций формата, не соответствующего формату, утвержденному Росалкогольрегулированием.
В соответствии с пунктом 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.
Формат представления деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
в) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи, действующей на момент представления деклараций.
В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
г) несвоевременное предоставление деклараций в Министерство.
Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:
при представлении деклараций использовать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;
перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;
осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции;
усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в Базу данных деклараций в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
контролировать получение квитанции о приеме деклараций Министерством.
3) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
Совершение указанного нарушения влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы).
Предлагаемой мерой для предотвращения указанного нарушения является контроль руководства организации за своевременным и надлежащим устранением причин, повлекших приостановление действия лицензии.
4) непредставление лицензирующему органу возможности провести проверку лицензиата на соответствие лицензионным требованиям, в том числе:
непредставление должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также необеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом помещения;
необеспечение присутствия руководителя, иных должностных лиц или уполномоченных представителей на момент проведения внеплановой выездной проверки.
Согласно пункту 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
На основании пункта 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ уведомление о проведении внеплановой проверки лицензиату направляется по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа руководителя или заместителя руководителя лицензирующего органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Во избежание указанных нарушений участникам алкогольного рынка необходимо своевременно представлять соответствующее заявление в Министерство о необходимости внесения изменений в части указания нового адреса электронной почты и (или) места нахождения организации в соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, а также своевременно получать юридически значимые сообщения, в том числе уведомления о начале проведения плановых и внеплановых проверок.
5) оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с поддельными марками.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совершение указанных нарушений влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Министерством в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мерой, которую необходимо предпринять в целях избежания совершения данного правонарушения, является проведение каждым из участников алкогольного рынка на постоянной основе проверки подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием функционала "Проверка марок" "Личного кабинета" на сайте Росалкогольрегулирования (service.fsrar.ru).
6) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также фальсификация их (в том числе путем дублирования).
В ходе мероприятий по контролю устанавливаются факты приобретения организациями алкогольной продукции одного и того же наименования с одной датой розлива. В пакетах товаросопроводительных документов присутствует один и тот же раздел А справки к товарно-транспортной накладной.
При проведении сравнения объемов партии алкогольной продукции, приобретенной проверяемой организацией оптовой торговли, устанавливается факт превышения указанных объемов над объемами производства данной партии алкогольной продукции, зафиксированной организацией-производителем в ЕГАИС, и отраженной в разделе А справки к товарно-транспортной накладной, выданной организацией-производителем первой организации-покупателю.
При этом статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе, изготовленными путем их дублирования.
Совершение указанных нарушений влечет приостановление действия лицензии по решению Министерства, а также административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях избежания совершения данного нарушения, организациям следует использовать все доступные меры по проверке документов с использованием информационных ресурсов Росалкогольрегулирования, а именно:
осуществлять проверку номеров фиксации поставок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
осуществлять сверку диапазонов номеров федеральных специальных марок, указанных в пункте 12 раздела А справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной с фактическими номерами марок, нанесенных на закупленную алкогольную продукцию;
проверять наличие лицензий у всех контрагентов, указанных в разделе Б справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной (в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/) для организаций-участников рынка функционирует специализированный раздел "Контроль лицензий". В данном разделе Личного кабинета представители организаций могут осуществлять оперативное наблюдение за состоянием лицензий своих контрагентов; осуществлять проверку дат розлива и дат поставок алкогольной продукции.
Нарушения, совершаемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации: пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
оборудования для сортировки или измельчения стружки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 (1) постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
В целях недопущения указанных нарушений хозяйствующим субъектам необходимо усилить контроль за наличием необходимого оборудования и технической документации в каждом из мест осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
3. Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Министерством при осуществлении лицензионного контроля
Административным регламентом предоставления Министерством потребительского рынка и услуг Московской области государственной услуги "Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области", утвержденным распоряжением от 11.08.2017 N 17РВ-17 (далее - Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. При этом организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным статьями 11, 19 Федерального закона N 171-ФЗ. Министерством направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Федеральную налоговую службу, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное казначейство, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) в Министерство наиболее часто встречаются следующие нарушения:
наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе:
выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям;
отсутствие документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда);
В целях предотвращения указанных правонарушений соискателям лицензий необходимо:
регулярно проводить мониторинг законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и вступающих в силу соответствующих изменений;
повышать квалификацию персонала.
4. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности
Предложения по совершенствованию законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции отсутствуют.
Вместе с тем наблюдается неполнота в правовом регулировании отношений в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так, до настоящего времени федеральный закон, предусматривающий передачу осуществления полномочий по лицензированию указанного вида деятельности, не принят.
Субвенции на осуществление указанных полномочий из федерального бюджета не предоставлялись. Министерство осуществляет указанные полномочия за счет средств бюджета Московской области.
Учитывая, что данный вид деятельности связан с общественной опасностью, требуется внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
1) в Федеральный закон N 99-ФЗ:
в части определения срока, в течение которого лицензиат обязан обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии по основаниям, указанным в части 6, 8, 10 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ;
2) в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденное постановлением Правительства от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов":
в части установления требований, которым должны соответствовать земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и техническая документация (включая ее состав), необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а также определения необходимости наличия здания, строения, сооружения, помещения при наличии земельного участка;
в части уточнения понятия "грубое нарушение лицензионных требований", так как анализ судебной практики показывает, что суды по-разному оценивают понятие грубого нарушения лицензионных требований и соответственно по-разному квалифицируют нарушения;
3) в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, и Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения":
в части определения размеров площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра потребительского рынка и услуг Московской области от 28 февраля 2018 г. N 17П-28 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольной деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области за 2017 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (http://mpru.mosreg.ru) 29 марта 2018 г.