Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 7. Строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт и связь
В 2017 году Думой проводилась работа по совершенствованию регионального законодательства в сфере строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
По вопросам учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приняты 3 закона Московской области. Внесены изменения в порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, установлен новый порядок признания граждан малоимущими, установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований.
В Московской области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации Жилищным кодексом Российской Федерации, ведется учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок ведения такого учета установлен соответствующим законом Московской области.
Законом Московской области N 140/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" был актуализирован порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в части:
введения возможности подачи гражданином документов для постановки на учет через многофункциональные центры государственных услуг;
введения перечня документов (сведений), которые органы местного самоуправления самостоятельно получают по межведомственным запросам, без возложения необходимости предоставления таких документов (сведений) на граждан - например, решение органа местного самоуправления о признании гражданина (семьи) малоимущими, решение органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу, выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
актуализации перечня документов, необходимых для предоставления гражданами для принятия их на учет - например, перечень дополнен страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС), по которому орган местного самоуправления может в дальнейшем по межведомственным запросам получить исчерпывающие сведения об имущественном положении граждан;
уточнения процедуры ведения учета, в том числе порядка ведения учетных дел, книг учета и списков очередников, в том числе введения обязательности размещения на сайте органа местного самоуправления помимо списка очередников (ежегодно) данных о жилых помещениях, поступивших в муниципальный жилищный фонд, и помещений, предоставленных гражданам, состоящим на учете (ежеквартально) в целях повышения прозрачности и открытости процедур учета и предоставления жилых помещений.
Проект указанного закона обсуждался с представителями муниципальных образований 18 апреля 2017 года в Доме Правительства Московской области на круглом столе с участием Министерства строительного комплекса Московской области (автора законопроекта), на котором ряд замечаний, поступивших из органов местного самоуправления, был рекомендован к включению в текст законопроекта.
Принят Закон Московской области N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда". Согласно Закону, малоимущими признаются граждане в случае, если совокупный размер их доходов и стоимости имущества ниже порогового значения, порядок расчета которого также установлен Законом (зависит от нормы предоставления в муниципальном образовании средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья по муниципальному образованию, количества членов семьи и периода накопления - 240 месяцев).
Данным Законом определен перечень документов, которые должен представить гражданин для признания его малоимущим, а также установлен порядок расчета доходов и стоимости имущества гражданина и членов его семьи. По сравнению с ранее действовавшим порядком:
разграничены подходы к расчету доходов и стоимости имущества одиноко проживающего гражданина и семьи, ввиду особенностей методик расчета их доходов;
определен перечень документов, которые орган местного самоуправления запрашивает самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не требуя их от гражданина (сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков о зарегистрированных правах и кадастровой стоимости недвижимости, из Государственной инспекции по безопасности дорожного движения - сведения о транспортных средствах, сведения из Пенсионного фонда);
введен четкий срок установления порогового значения доходов и стоимости имущества - ежегодно не позднее 30 января (ранее - не чаще одного раза в год);
установлено, что расчет стоимости принадлежащих гражданину (членам семьи) транспортных средств производится на основе декларации, поданной заявителем, без необходимости подтверждения оценочным актом (платная услуга);
установлено, что периодическая проверка и подтверждение статуса малоимущего будет происходить в порядке и сроки, установленные Законом Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (при предоставлении жилого помещения, а также в плановом порядке 1 раз в 5 лет).
Проект указанного закона рассматривался с представителями органов местного самоуправления на круглом столе 5 декабря 2017 года в Доме Правительства. По результатам круглого стола часть предложений органов местного самоуправления была учтена в проекте закона при принятии его в целом. В частности, были приняты во внимание:
невозможность получить по межведомственным запросам информацию из Федеральной налоговой службы Российской Федерации об уплаченных гражданином налогах (обязанность предоставлять соответствующую справку при принятии в целом возложена на гражданина);
тайна усыновления - документ, подтверждающий факт усыновления исключен из перечня предоставляемых гражданином документов.
Итогом работы по актуализации жилищного законодательства стало внесение изменений в Кодекс Московской области об административных правонарушениях.
Так, Законом Московской области N 232/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за правонарушения в сфере ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, по следующим составам:
нарушение порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению, повлекшее отказ в признании малоимущим;
нарушение порядка ведения учета, повлекшее отказ в принятии на учет либо снятие с учета;
нарушение сроков размещения на сайте органа местного самоуправления списков граждан, принятых на учет (должны размещаться ежегодно не позднее 30 января);
нарушение сроков размещения на сайте органа местного самоуправления информации о движении жилищного фонда (о количестве жилых помещений, поступивших в текущем календарном году в муниципальный жилищный фонд; предоставленных гражданам из муниципального жилфонда; освободившихся от прав третьих лиц - такая информация публикуется ежеквартально).
По всем этим составам правонарушений ответственность введена для должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по ведению учета очередников либо по расчету размера дохода и стоимости имущества. Административное наказание установлено в виде штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей.
Сформирована законодательная база для создания и деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах Московской области. Приняты законы Московской области:
N 243/2017-ОЗ "Об административных комиссиях в Московской области", которым определены основы формирования и организации деятельности административных комиссий муниципальных районов и городских округов;
N 244/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по созданию и организации деятельности административных комиссий в Московской области", которым соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации переданы муниципальным районам и городским округам;
N 245/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", которым для членов административных комиссий муниципальных районов и городских округов установлены полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере благоустройства, а для административных комиссий муниципальных районов и городских округов рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере благоустройства.
По совокупности принятых законов в настоящее время в Московской области определен правовой статус административных комиссий, установлен порядок их создания, установлены полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря комиссии, порядок рассмотрения комиссией дел об административных правонарушениях, установлена методика расчета размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления передаваемых государственных полномочий, определен исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий (Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области). Административные комиссии наделены правом рассматривать административные дела по ряду правонарушений:
в отношении граждан за нарушение тишины и покоя, нарушение чистоты и порядка в местах общественного пользования, повреждение или уничтожение зеленых насаждений и т.д.;
в отношении должностных лиц или юридических лиц (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражно-строительные кооперативы) по отдельным составам административных правонарушений.
В Московской области большая часть полномочий органов местного самоуправления в градостроительной сфере законодательно передана Правительству Московской области и исполняется центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, либо перераспределена муниципальными районами.
В Думе ведется работа по упорядочению нормативно-правовой базы, касающейся перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и Правительством Московской области в градостроительной сфере.
В целях повышения эффективности административных процедур полномочия по определению порядка получения решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения переданы на уровень Правительства Московской области. До принятия Закона Московской области N 241/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" муниципальные образования сами согласовывали перепланировку жилых помещений и сами определяли порядок выдачи документа о согласовании (отказе в согласовании) перепланировки жилого помещения, что приводило к отсутствию единообразия предоставления муниципальной услуги.
В целях унификации порядка предоставления услуг органами местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах изменен статус полномочий городских округов:
по присвоению адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов, присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах городских округов, изменению, аннулированию таких наименований, размещению информации в государственном адресном реестре;
по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений.
Полномочия и дальше будут исполняться органами местного самоуправления городских округов, но будут иметь статус переданных государственных полномочий, что позволит установить единый порядок предоставления муниципальных услуг на территории Московской области вне зависимости от формы организации муниципального образования. (Закон Московской области N 242/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области").
Городские округа исполняли указанные полномочия как собственные, соответственно самостоятельно устанавливали процедуру и сроки предоставления муниципальной услуги, сами осуществляли контроль.
Муниципальные районы исполняют такие же полномочия в качестве государственных, соответственно процедура и сроки для муниципальных районов определяются на уровне Правительства Московской области (Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области).
В 2017 году внесены изменения в Закон Московской области N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" в части подготовки, регистрации и выдачи градостроительных планов для земельных участков с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", "ведение садоводства", "ведение дачного хозяйства", "для индивидуального жилищного строительства" органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (Закон Московской области N 242/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области").
Внесены изменения в Закон Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области" в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию решения о подготовке документации по планировке территории Правительством Московской области (Закон Московской области N 237/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области").
Кроме того, в 2017 году была продолжена работа по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области.
В Закон Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" внесены изменения, направленные на оптимизацию процесса реализации региональной программы капитального ремонта с учетом сложившейся практики:
перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме дополнен услугами по строительному контролю, разработке проектно-сметной документации и ее экспертизы (оказание этих услуг теперь возможно финансировать за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса);
сокращена периодичность предоставления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора сведений о движении средств по специальному счету в целях усиления контроля за формированием фонда капитального ремонта на специальном счете;
уточнен порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, порядок предоставления отчетности и проведения аудита регионального оператора, принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы, порядок зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома;
увеличен срок, в течение которого у собственника жилого помещения в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с трех до шести месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (Закон Московской области N 203/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области").
В сфере законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области, внесены изменения в Закон Московской области N 124/2006-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан", в соответствии с которыми расширен перечень категорий граждан, имеющих право на обеспечение служебными жилыми помещениями жилищного фонда Московской области, в который наряду с работниками здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, работниками казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, организаций средств массовой информации и полиграфии, архивных учреждений, а также государственными гражданскими служащими Московской области включены работники Управления по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы Московской области (Закон Московской области N 239/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан").
В сфере благоустройства в Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" внесены изменения, в соответствии с которыми:
на вновь строящихся и реконструируемых объектах благоустройства рекомендована установка и подключение программно-технических комплексов видеонаблюдения, а также определено, что элементы системы видеонаблюдения не должны устанавливаться на фасадах и элементах благоустройства, имеющих архитектурную ценность;
стала обязательной установка информационных стендов дворовых территорий. Это обязанность собственников территории (земельного участка) или тех лиц, которые эксплуатируют государственную или муниципальную территорию, в случае если территория (земельный участок) передана во владение или пользование третьим лицам. Требования к содержанию и оформлению информационных стендов дворовых территорий должно установить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (Закон Московской области N 28/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О благоустройстве в Московской области" и Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях");
установлено понятие обязательного комплекса элементов благоустройства дворовой территории (минимальное сочетание элементов благоустройства, включающее в себя детскую площадку, контейнерную площадку, элементы озеленения, источники света, площадку автостоянки, информационный стенд дворовой территории) в целях реализации программных мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий и реализации Федерального проекта "Городская среда" (Закон Московской области N 184/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О благоустройстве в Московской области").
Законом Московской области N 28/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О благоустройстве в Московской области" и Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" в Кодекс Московской области об административных правонарушениях включены положения, устанавливающие административную ответственность за отсутствие и ненадлежащее содержание и оформление информационных стендов дворовых территорий.
В сфере дорожно-транспортного комплекса в 2017 году Думой принят Закон Московской области N 2/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
В соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать цветовые гаммы кузова легкового такси. В целях повышения безопасности перевозки пассажиров, легализации таксомоторных перевозок легковым такси в Московской области установлена белая цветовая гамма кузова легкового такси.
Закон Московской области N 164/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" разработан и принят в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях уточнения полномочий Правительства Московской области в сфере технического осмотра транспортных средств.
Законом Московской области N 195/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, их возврата" предлагается исчислять срок хранения задержанного транспортного средства в сутках с момента его выгрузки на специализированной стоянке по окончании перемещения до момента возврата транспортного средства и взымать с лиц, привлеченных к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, стоимость хранения за каждые полные сутки.
Также в 2017 году в данной сфере была разработана законодательная инициатива Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постановление Думы от 12.10.2017 N 7/32-П).
Основным предложением законодательной инициативы является создание в субъектах Российской Федерации реестра недобросовестных перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам. Создание такого реестра позволит сформировать в субъектах легальный рынок пассажирских перевозок и повысить качество транспортного обслуживания, а также не допускать недобросовестных перевозчиков, включенных в него, к участию в открытых конкурсах. Ведение данного реестра предлагается возложить на субъекты Российской Федерации.
Также указанным проектом федерального закона уточняются положения, связанные с выдачей и прекращением действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам, и расширен перечень проверок, которые осуществляют органы государственного транспортного контроля.
В сфере связи и информатизации Думой принят Закон Московской области N 22/2017-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области, регулирующих организацию деятельности по выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Московской области".
Законом Московской области N 89/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" уточнены полномочия Правительства Московской области в сфере организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 471-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" глава 6 по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт признана утратившей силу.
С 1 января 2017 года федеральным законодательством признаны утратившими силу нормы, регулирующие деятельность по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, в связи с чем возникла необходимость отзыва из Государственной Думы проекта федерального закона N 767254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части урегулирования порядка отказа от использования универсальной электронной карты), внесенного Думой в порядке законодательной инициативы (постановление Думы от 09.04.2015 N 13/123-П).
Также в 2017 году принято постановление Думы от 13.04.2017 N 34/21-П "О назначении представителя Московской областной Думы в Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию".
Согласно Положению о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.05.2012 N 522 "Об утверждении Положения о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию", при проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот в субъекте Российской Федерации состав комиссии увеличивается за счет представителей исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации и представителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. От Думы в состав комиссии включен заместитель Председателя Московской областной Думы А.А. Ливадченко.
В июле 2017 года принято постановление Думы от 06.07.2017 N 109/28-П "Об Обращении Московской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.".
Данное Обращение было подготовлено по результатам выездного круглого стола, проведенного в Звездном городке, в целях изменения требований к организации деятельности многофункциональных центров, расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований, в части оптимизации количества окон обслуживания и размера площади сектора информирования и ожидания.
По результатам рассмотрения данного обращения Правительством Российской Федерации принято решение об уточнении мест размещения многофункциональных центров. Соответствующие предложения подготовлены Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области и направлены в Правительственную комиссию по проведению административной реформы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.