В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в целях обеспечения безопасности при оказании туристских и экскурсионных услуг на территории Республики Марий Эл, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по обеспечению безопасности при организации туристской деятельности на территории Республики Марий Эл (далее - Методические рекомендации).
2. Разместить Методические рекомендации на официальном сайте Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Л. Батюкова |
Методические рекомендации
по обеспечению безопасности при организации туристской деятельности на территории Республики Марий Эл
Введение
Активное развитие туристской отрасли Республики Марий Эл обусловлено выгодным экономико-географическим положением, богатым историко-культурным и этнографическим наследием, а также разнообразием природных ресурсов Республики Марий Эл. В настоящее время происходит рост интереса бизнеса к развитию внутреннего и въездного туризма в регионе, ежегодно увеличивается число туроператоров по внутреннему туризму, открываются новые коллективные средства размещения, что, в свою очередь, требует пристального внимания субъектов туристской отрасли к вопросам повышения безопасности объектов туристской индустрии.
Настоящие "Методические рекомендации по обеспечению безопасности при организации туристской деятельности на территории Республики Марий Эл" содержат основные положения и рекомендации по обеспечению безопасности при оказании туристских и экскурсионных услуг на территории Республики Марий Эл туроператорскими организациями.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов.
Основные понятия и определения
безопасность туризма - безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий;
безопасность туристской услуги - отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте;
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
турист - лицо, посещающее место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов - переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в месте временного пребывания;
экскурсант - участник экскурсии, лицо, пребывающее в какую-либо местность менее чем на 24 часа;
инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
внутренний туризм в Республике Марий Эл - туризм в пределах территории Республики Марий Эл лиц, постоянно проживающих в Республике Марий Эл;
въездной туризм в Республику Марий Эл - туризм в пределах территории Республики Марий Эл лиц, не проживающих постоянно в Республике Марий Эл.
Правовое регулирование
Комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности является одним из основных направлений развития туризма в Российской Федерации (Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р).
Базовым законодательным актом в области туристской деятельности, в том числе в обеспечении безопасности туризма, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Длительное время правовое регулирование туристской деятельности относилось к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон в марте 2016 г. Федеральным законом N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" в части полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере туризма.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма (Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму) в направлении обеспечения безопасности туризма Федеральным законом отнесены:
установление порядка и условий оказания экстренной помощи туристам;
обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;
информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в месте временного пребывания;
содействие в создании и обеспечении благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи.
В обязанности Федерального агентства по туризму входит информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. При этом законодатель допускает различные способы такого информирования:
путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации;
иные способы по выбору Федерального агентства по туризму.
Также оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службам, определяемыми Правительством Российской Федерации (статья 15 Федерального закона, постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов").
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма (Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл) в направлении обеспечения безопасности туризма Федеральным законом отнесены:
создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи.
Аналогичными правами наделяются органы местного самоуправления (администрации муниципальных образований в Республике Марий Эл).
Законодательство Российской Федерации в сфере туризма состоит из следующих основных законодательных и нормативных правовых актов:
- Гражданский кодекс РФ, регулирующий данные правоотношения в той части, в которой устанавливает правовое регулирование правоотношений по договору возмездного оказания услуг;
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", определяющий требования в области безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также безопасность процесса выполнения услуги, где потребителем услуги выступает турист, а исполнителем услуги - субъекты туристской отрасли - туроператоры и турагенты;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта";
- иные федеральные законы, регулирующие отдельные общественные отношения в сфере туристской деятельности (например, Налоговый кодекс Российской Федерации).
Важнейшими для организации туризма являются требования национальных стандартов. В настоящее время в Российской Федерации действует более сорока национальных стандартов туристских услуг. Отметим наиболее значимые национальные стандарты безопасности туризма:
ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления";
ГОСТ Р 53522-2009 "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения";
ГОСТ Р 50681-2010 "Туристские услуги. Проектирование туристских услуг";
ГОСТ Р 53998-2010 "Туристские услуги для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования";
ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионов, центров отдыха";
ГОСТ Р 54601-2011 "Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения";
ГОСТ Р 54604-2011 "Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования";
ГОСТ Р 56606-2011 "Услуги малых средств размещения. Общие требования";
ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования";
ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования";
ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов";
ГОСТ 32612-2014 "Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования";
ГОСТ Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования";
ГОСТ Р 56643-2015 "Туристские услуги. Личная безопасность туриста";
ГОСТ Р 50690-2017 "Туристские услуги. Общие требования";
ГОСТ Р 54605-2017 "Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма".
Деятельность туристских организаций по обеспечению безопасности туристов
(на основании положений ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечении безопасности туристов")
Туристские организации, являясь основным элементом системы туризма, обязаны в первую очередь заботиться о безопасности жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды.
В процессе оказания туристских услуг необходимо обеспечить приемлемый уровень риска для жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов) при совершении путешествий.
Безопасность туристов (экскурсантов) при совершении путешествия распространяется на:
- жизнь, здоровье, личную неприкосновенность туриста (экскурсанта), включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь;
- имущество туриста (экскурсанта), в том числе предметы туристского снаряжения и инвентаря, багаж, предметы личного обихода и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом (экскурсантом) во время путешествия.
Основные факторы, влияющие на безопасность туристов при совершении путешествия, включают в себя:
- географические и природные особенности места пребывания туристов (морская, горная, пустынная местности, климат, наличие специфических животных и насекомых и т.д.);
- культурную, социальную среду временного пребывания, особенности местной пищи, язык, культурные, религиозные и этнические традиции и т.д.;
- особенности видов туристских путешествий (экстремальный туризм, спортивно-оздоровительный туризм и др.);
- уровень качества и безопасности оказываемых услуг;
- соблюдение туристами (экскурсантами) правил личной безопасности, в том числе законов, правил и традиций (культурных, религиозных и др.) места временного пребывания, санитарно-эпидемиологических норм и правил специальных предписаний, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников, а также использование средств индивидуальной защиты.
В процессе оказания туристских услуг могут проявляться следующие источники опасности:
- источники опасности природного характера;
- источники опасности техногенного характера;
- источники опасности социального характера;
- источники опасности в чрезвычайных ситуациях.
В результате воздействия совокупности или отдельных источников опасности туристы могут быть подвергнуты различным рискам.
К рискам в туризме относятся: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая, экологическая, токсикологическая, радиоактивная, криминогенная, военно-политическая опасности, а также специфические риски.
Специфические риски обусловлены:
- возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристских организаций, включая маршруты путешествия, и чрезвычайных происшествий и ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка месте временного пребывания туристов);
- ненадлежащим техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горно-лыжных, водных трасс, транспортных средств, в том числе воздушных судов, поездов, автобусов, автомобилей, велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных достопримечательностей и объектов показа);
- сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);
- профессиональностью персонала (гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников и др.);
- неподготовленностью туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);
- непредоставлением или предоставлением неполной информации об условиях путешествия туристам (экскурсантам).
Способы снижения рисков при совершении путешествий
Снижение риска травмоопасности обеспечивается:
- соблюдением туристами правил проезда на транспортных средствах;
- соблюдением обслуживающим персоналом правил пассажирских перевозок;
- установкой защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
- использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок при пересечении сложных участков туристского маршрута, шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного туристского снаряжения);
- соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
- соблюдением строительных требований к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов, предъявляемых к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, автомобилей, плавсредств и пр.);
- соблюдением правил эксплуатации инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивающих его безопасную работу;
- упреждающим информированием туристов о факторах риска получения травм.
При оказании туристских услуг и эксплуатации объектов туристской индустрии должны соблюдаться установленные требования пожарной безопасности.
Снижение риска гидрометеорологической опасности обеспечивается путем:
- выбора благоприятного времени года и погодных условий для осуществления туристских поездок в месте временного пребывания;
- рациональным проектированием трассы туристского маршрута с учетом погодных особенностей района;
- сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
- оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля, пожарной и охранной сигнализацией;
- обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
- своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых погодных условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот и др.).
Показатели микроклимата, атмосферного воздуха, освещенности в помещениях для обслуживания туристов (спальных, помещениях питания, клубных и других туристских объектах), а также в транспортных средствах должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Снижение риска биологической опасности обеспечивается соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил при оказании туристских услуг, в том числе:
- применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;
- использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т.ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);
- проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;
- упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, насекомых, растениях, области распространения которых совпадают с туристскими маршрутами, избеганием нежелательных контактов, а также неотложных действиях туриста (экскурсанта), которые следует предпринимать в случае получения травмы (контакта);
- информированием туристов о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и состоянии окружающей среды.
Снижение риска радиоактивной опасности обеспечивается информированием туристов о воздействии ультрафиолетового и других опасных видов излучения на человека и способах использования средств индивидуальной защиты.
Туристские маршруты, а также места оказания туристских услуг должны соответствовать требованиям радиологической безопасности.
Снижение риска экологической и токсикологической опасностей обеспечивается соблюдением экологических и токсикологических норм и правил, а также плановым (в отдельных случаях внеплановым) контролем содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах, помещениях, транспортных средствах.
Снижение риска психофизиологической опасности достигается:
- рациональным построением программ обслуживания туристов, графиков перемещения по туристским маршрутам, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
- учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
- соблюдением эргономических требований к используемым туристским снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
Для уменьшения рисков, возникающих в процессе обслуживания туристов, до безопасного уровня туристская организация (туроператор) в процессе своей деятельности должна руководствоваться действующими законодательными нормативными документами по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов).
Туроператоры, турагенты, предприятия туристской индустрии, должны разрабатывать и обеспечивать выполнение персоналом соответствующих инструкций по безопасности.
Руководитель туристской организации должен организовывать подготовку персонала к действиям по обеспечению безопасности туристов в обычных и чрезвычайных ситуациях и нести ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов)
Безопасность туристов (экскурсантов) обеспечивается посредством реализации комплекса мер организационно-технического, дипломатического, финансового, правоохранительного и иного характера, направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг и соблюдением туристами требований личной безопасности.
Перечень мер по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) включает
- информирование туристов об угрозе безопасности в месте временного пребывания;
- выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;
- страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов) от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда;
- обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок;
- оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление средств связи);
- обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии и оказание услуг, гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);
- обеспечение сохранности имущества туристов в месте временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);
- обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;
- защиту персональных данных туристов, охрану их чести и достоинства в месте временного пребывания;
- обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской индустрии;
- сертификацию (аттестацию, декларирование соответствия) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;
- применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;
- оказание помощи пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).
Требования к туристским организациям (туроператорам) по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов)
При формировании и реализации туристского продукта туроператоры обязаны:
- провести анализ возможных рисков для туристов;
- предусмотреть меры для снижения возможных рисков до приемлемого уровня;
- создать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской и правовой помощи;
- своевременно предоставлять туристам и экскурсантам необходимую, достоверную и полную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора и безопасность на туристском маршруте;
- обеспечивать услуги инструкторов-проводников, если организуемые путешествия (экскурсии) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья в горной и труднопроходимой местности (спелеологические, водные и др. объекты);
- незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы МЧС, спасательные службы и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях на маршрутах или во время проведения экскурсий на территории Российской Федерации;
- предоставлять возможность дополнительного добровольного страхования жизни, здоровья, имущества и рисков туристов при наличии угрозы безопасности;
- при возникновении необходимости организовать эвакуацию пострадавшего туриста (экскурсанта) с места происшествия;
- приостановить путешествие, экскурсию в случае возникновения риска чрезвычайного происшествия (ситуации);
- обеспечить проведение для туристов (экскурсантов) необходимых инструктажей по безопасности с учетом специфики вида туристского путешествия (маршрута) или экскурсии;
- предоставлять туристам (экскурсантам) информацию о реальной возможности спасения, эвакуации и оказания на маршруте квалифицированной медицинской помощи, схемах оповещения и сеансах связи; об аттестации маршрутов, о местах дислокации поисково-(аварийно)-спасательных служб МЧС Российской Федерации.
Информация, необходимая туристам в целях обеспечения безопасности их жизни, здоровья и имущества, должна предоставляться заблаговременно до заключения договора о реализации турпродукта или оказания туристских услуг, а также в процессе обслуживания туристов и в обязательном порядке должна содержать сведения, указанные в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта.
Особенности обеспечения безопасности туристов, путешествующих по внутренним туристским маршрутам
Туристские организации (туроператоры) при формировании и реализации турпродукта, предусматривающего путешествие по территории Российской Федерации и Республики Марий Эл в частности, для российских и иностранных туристов, должны соблюдать следующие требования:
- формировать и организовывать путешествия по туристским и экскурсионным маршрутам только в местностях с благоприятными экологическими, радиационными и санитарно-эпидемиологическими характеристиками;
- заключать договоры с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги, содержащие положения, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов), а также ответственность сторон и порядок возмещения ущерба в случае их нарушения.
Сопровождающие групп, гиды, инструкторы-проводники и другие специалисты, оказывающие туристские услуги, должны иметь документы, подтверждающие их квалификацию.
Безопасность проживания в средствах размещения туристов (туристских гостиницах, базах, кемпингах и др.) обеспечивается соблюдением:
- требований, установленных ГОСТ Р 51185-2014 (раздел 7);
- требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов размещения туристов;
- требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;
- мер, гарантирующих личную безопасность туристов и сохранность их имущества.
Транспортные перевозки туристов (экскурсантов), в том числе детских групп, во время путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил перевозок пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном и т.д.).
Особенности обеспечения безопасности туристов на маршрутах повышенной опасности
При формировании и реализации маршрутов повышенной опасности, связанных с прохождением горной и труднопроходимой местности, с посещением спелеологических объектов, пересечением и (или) прохождением водных объектов, а также включающих в себя занятие экстремальными видами туризма (прыжки с парашютом, сплавы по горным рекам, скалолазание, дайвинг и др.) с высоким уровнем риска для жизни и здоровья туристов, исполнитель туристских услуг (туроператор, турагент) обязан:
- уведомить о запланированном путешествии с предоставлением списков туристов специализированные службы МЧС, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проложен маршрут повышенной опасности;
- предоставить туристам (экскурсантам) необходимую информацию о сложностях и сроках прохождения маршрута, телефонах экстренной связи, радиочастотах и позывных, инструкторе-проводнике, его квалификации, а также иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества туристов и предотвращения травматизма;
- до начала путешествия необходимо осуществить оценку подготовленности группы к прохождению маршрута и, в случае изменения маршрута, заблаговременно уведомить специализированные службы и туристов (экскурсантов);
- составить паспорт маршрута в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50681-2010 с указанием плана прохождения маршрута, даты и длительности похода, участка трассы похода, мест ночлега, приютов, мест укрытий, пунктов медицинской помощи, пунктов связи и т.д.;
- иметь маршрутный лист, в котором указываются опасности и категории сложности маршрута и их уровень, а также "тактический план" и "план безопасности" маршрута, где подробно описываются действия группы, инструктора-проводника, спасателей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на определенном этапе маршрута (телефоны экстренной связи, частоты радиосвязи и время выхода на связь и пр.);
- обеспечить информирование туристов (экскурсантов) о медицинских противопоказаниях к физическим и психическим нагрузкам при осуществлении ими данного путешествия (похода);
- применять знаки на маршруте и сооружениях, используемых туристами во время путешествий (походов);
- привлекать для оказания туристских услуг на маршрутах повышенной сложности профессионально подготовленных специалистов, имеющих специальную квалификацию, включая действия по обеспечению безопасности туристов в чрезвычайных ситуациях;
- предоставлять туристам (экскурсантам) дополнительную информацию включающую:
а) сведения об особенностях физических нагрузок, индивидуальном и групповом снаряжении и экипировке, включая средства индивидуальной защиты; о правилах пользования средствами индивидуальной защиты (страховочными веревками, шлемами, ледорубами и другим страховочным, спортивным и походным снаряжением и пр.);
б) информацию о реальных и прогнозируемых климатических, барометрических условиях на маршруте, его состоянии и возможных опасностях и мерах по их локализации;
в) картографическую продукцию, включающую информацию о погодных условиях, состоянии природных объектов (паводки, оползни, камнепады), состоянии коммуникаций, туристской инфраструктуры (дорог, мостов, маркировки маршрутов, приютов и т.д.).
Оборудование и инвентарь, применяемые на маршруте, должны соответствовать требованиям безопасности, иметь соответствующую маркировку и быть исправными.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на маршруте инструктор-проводник обязан принять меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), проинформировать специализированные службы МЧС и следовать их указаниям.
Рис. 1. Схема обеспечения безопасности туристов
Личная безопасность туристов (экскурсантов)
(на основании положений ГОСТР 56643-2015 "Туристские услуги. Личная безопасность туриста")
Туристы (экскурсанты) при совершении путешествий (экскурсий) в целях обеспечения личной безопасности обязаны:
- соблюдать законодательство места временного пребывания, уважать его социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
- сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории, культуры в месте временного пребывания;
- проходить профилактические мероприятия (прививки) в соответствии с внутренними медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в место временного пребывания, в котором они могут подвергнуться риску инфекционных заболеваний;
- соблюдать на маршрутах повышенной опасности дополнительные меры безопасности: использовать специальное снаряжение, оборудование, выполнять установленные требования и инструкции, подчиняться решениям инструктора-проводника, пройти соответствующий инструктаж.
Туристам при совершении путешествий (экскурсий) в целях обеспечения личной безопасности рекомендуется:
- ознакомиться (до поездки) с характеристиками места, которую намерены посетить, с обычаями местного населения места временного пребывания, их религиозными и культурными особенностями;
- воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением, быть толерантными и восприимчивыми к культуре местного населения:
- при бронировании средств размещения, билетов и иных услуг не пользоваться услугами неизвестных или незнакомых туристских фирм, неизвестных туристских информационных сайтов, систем бронирования, услугами частных лиц.
- не оставлять без присмотра документы и ценности, использовать для их хранения сейфовые ячейки в гостиницах и иных средствах размещения;
- не принимать незнакомые медикаменты:
- не нарушать правила безопасности, установленные авиакомпаниями, транспортными организациями, гостиницами, пансионатами, местными туристскими организациями и т. д.
К мерам личной безопасности многофункционального (общего) характера относят меры, которые применяют в отношении туристов как в отношении любого другого субъекта права Российской Федерации.
Мерами личной безопасности общего характера являются следующие меры:
- выработка мер неотложной медицинской, правовой и иной помощи в месте временного пребывания;
- предоставление рекомендаций о нежелательности въезда в место временного пребывания в связи с действием угрозы личной безопасности;
- предоставление охраны персональных данных туриста при заключении и исполнении договоров/мер по обеспечению сохранности персональной и иной конфиденциальной информации туристов, правовую охрану чести, достоинства и доброго имени туристов и т. п.
Специальные меры обеспечения личной безопасности в туризме тесно связаны с правовым статусом туриста. К специальным мерам относят следующие меры:
- страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, страхование имущества туриста и другие виды страхования;
- финансовое обеспечение ответственности туроператоров;
- оказание услуг инструкторов-проводников. обеспечивающих безопасность туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности;
- проведение предварительных и периодических медицинских освидетельствований обслуживающего персонала, непосредственно контактирующего с туристами при предоставлении услуг;
- регистрация групп экстремальных туристов при выходе на маршрут в подразделениях МЧС России:
- знание общих основ безопасности жизнедеятельности, четкое следование инструкциям (рекомендациям) специалистов по соблюдению мер личной безопасности/субъектов личной безопасности;
- страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков;
- меры, направленные на обеспечение туристов необходимой и достоверной информацией о туристском продукте и исполнителях услуг и т. п.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций при организации туристской деятельности
Регистрация туристских групп
(по материалам сайта Главного Управления МСЧ России по Республике Марий Эл http://12.mchs.gov.ru/)
С целью обеспечения безопасности туристов и оказания в случае необходимости своевременной квалифицированной помощи на территории Российской Федерации туристским группам и отдельным туристам, совершающим спортивные походы (путешествия), рекомендовано информировать службы МЧС регионов о своем маршруте.
Туристские (альпинистские) группы, совершающие спортивные походы (путешествия), и их руководители при обращении в территориальные управления МЧС России по субъектам России или поисково-спасательные формирования с ходатайством о постановке на учет на время совершения похода (путешествия), обязаны:
- ознакомиться с необходимой и достоверной информацией о потенциальной опасности на маршруте;
- ознакомиться с имеющейся информацией о гидро - и метеоусловиях, сложившихся в районе предполагаемого маршрута;
- в соответствии с гидро - и метеоусловиями, сложившимися в районе предполагаемого маршрута, потенциальными опасностями на маршруте проконсультироваться о безопасном прохождении маршрута, соблюсти правила личной и групповой безопасности, получить памятки по соблюдению безопасности на маршруте;
- проверить самостоятельно и предоставить для проверки (при согласии граждан) групповое и личное снаряжение, касающееся безопасного прохождения маршрута, имеющиеся средства связи, средства сигнализации, маршрутные документы, наличие продуктов питания, медикаментов;
- производить взаимообмен имеющейся информацией о пребывании спортивных туристских (альпинистских) групп и отдельных граждан, совершающих походы (путешествия) на территориях территориальных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации или зонах действия поисково-спасательных формирований;
- предоставить номера телефонов, адреса членов группы; ознакомиться с ближайшими точками возможной экстренной связи на протяжении маршрута;
- проверить наличие страховых документов группы (участников) и предоставить их для занесения информации в "Журнал регистрации спортивных туристских (альпинистских) групп и отдельных граждан";
- в случае неподготовленности группы по вопросам безопасного прохождения маршрута делается запись в маршрутной книжке и в "Журнал регистрации спортивных туристских (альпинистских) групп и отдельных граждан".
Информационное взаимодействие
(на основании положений распоряжения председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 4 августа 2016 г. N 57)
С целью повышения безопасности при организации туристской деятельности и оперативного оказания помощи туристам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации распоряжением председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 4 августа 2016 г. N 57 был утвержден Регламент сбора и обмена информацией при организации туризма в Республике Марий Эл.
Названный Регламент определяет круг субъектов информационного обмена, объем передаваемой информации, способ и периодичность передачи такой информации.
Информационное взаимодействие осуществляется в следующих случаях:
- при получении информации в сфере своей деятельности о планируемом туристском походе (организованном отдыхе) на территории Республики Марий Эл;
- при выходе туристской группы на маршрут;
- при завершении туристского похода (организованного отдыха);
- при угрозе безопасности туристов на маршруте (месте временного пребывания);
- при возникновении чрезвычайной ситуации, происшествия или несчастного случая.
Заключение
Защита и обеспечение безопасности туристов регламентированы большим количеством правил и стандартов, которые должны выполняться как органами государственной власти различных уровней в сфере туризма, органами местного самоуправления и иными туристскими организациями, вовлеченными в туристскую деятельность, так и самими туристами (экскурсантами).
В целом вопросы обеспечения безопасности при организации туристской деятельности на территории Республики Марий Эл можно рассматривать по следующим направлениям:
- личная безопасность туристов и их имущества, обеспечение которой является важнейшей задачей национального развития туризма;
- безопасность окружающей среды в местах массового пребывания туристов, безопасность туристских маршрутов и других туристских объектов.
Обеспечение безопасности по всем указанным направлениям является важнейшей заботой и первоочередной задачей всех структур, вовлеченных в туристскую деятельность. Поэтому обеспечение безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, каждый из которых должен вносить свой вклад в обеспечение безопасности в туризме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл от 18 июля 2018 г. N 238 "Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению безопасности при организации туристской деятельности на территории Республики Марий Эл"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был