Руководствуясь Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Асбестовского городского округа, решением Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2011 N 52/6 "Об утверждении Положения о Кодексе этики и служебного поведения муниципальных служащих Асбестовского городского округа", в целях реализации мер по профилактике коррупции на территории Асбестовского городского округа, администрация Асбестовского городского округа постановляет:
1. Утвердить Памятку об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой, требованиях к служебному поведению, а также требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении обязанностей, возлагаемых на муниципальных служащих администрации Асбестовского городского округа (прилагается).
2. Обратить внимание муниципальных служащих о необходимости безукоснительного соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы, а также положений Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Асбестовского городского округа.
3. Управляющему делами администрации Асбестовского городского округа О.П. Яблочкиной ознакомить муниципальных служащих с памяткой, утвержденной настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации Асбестовского городского округа О.П. Яблочкину.
Глава администрации Асбестовского городского округа |
Н.Р. Тихонова |
Памятка
об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой, требованиях к служебному поведению, а также требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении обязанностей, возлагаемых на муниципальных служащих администрации Асбестовского городского округа
(утв. постановлением администрации Асбестовского городского округа от 7 июня 2016 г. N 298-ПА)
Настоящая Памятка является методическим пособием, содержащим в себе общие принципы и требования к служебному поведению, которые муниципальные служащие администрации Асбестовского городского округа (далее - муниципальные служащие) призваны и обязаны соблюдать; перечень ограничений, запретов и обязанностей муниципальных служащих; виды ответственности за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов, а также рекомендации по правилам поведения для муниципальных служащих в случае возникновения ситуаций коррупционной направленности.
Специфика муниципальной службы как профессиональной деятельности граждан Российской Федерации на должностях муниципальной службы по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности, предопределяет правовой статус муниципальных служащих в трудовых отношениях.
При подготовке настоящей Памятки использованы:
Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Закон Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает обязанности, налагаемые на муниципального служащего, в том числе: представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и другие.
1 Основные понятия, используемые в Памятке
Коррупция - это:
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Функции муниципального (административного) управления организацией - полномочия муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность - возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим муниципальным служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Ненадлежащая выгода - любая выгода имущественного и неимущественного характера, полученная муниципальным служащим в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Ограничения, обязательства и требования к служебному поведению муниципальных служащих
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальный служащий Российской Федерации (далее - муниципальный служащий) обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом N 25-ФЗ и другими федеральными законами.
Статьей 13 Федерального закона N 25-ФЗ установлены ограничения, связанные с муниципальной службой Российской Федерации (далее -муниципальная служба), в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления предусмотренных Федеральным законом N 25-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;
10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Статьей 14 Федерального закона N 25-ФЗ установлены запреты, связанные с муниципальной службой, в соответствии с которыми в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
4) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
7) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
8) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
9) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
10) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
11) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
12) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
15) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 14.2 Федерального закона N 25-ФЗ предусмотрены требования к служебному поведению муниципального служащего, в соответствии с которыми муниципальный служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;
3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;
5) проявлять корректность в обращении с гражданами;
6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
7) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.
Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
III. Запреты (ограничения) и необходимые действия муниципальных служащих
Содержание запрета (ограничения) |
Нормативные правовые основания |
Необходимые действия |
Ответственность за несоблюдение запрета (ограничения) |
Сведения о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера | |||
Муниципальный служащий обязан ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения) |
часть 1 статьи 15, пункт 1.1 части 1 статьи 15, часть 5 статьи 15 Федерального закона N 25-ФЗ |
Предоставить сведения не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным |
Увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия |
В случае непредставления сведений по объективным причинам данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
|
Направить в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности в случае признания причины объективной |
Конфликт интересов | |||
В случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан уведомить в письменной форме своего непосредственного начальника |
части 1, 2 статьи 14.1, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ; часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ |
Уведомить в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия |
Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениям | |||
Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений |
часть 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ |
Уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Выполнение иной работы | |||
Запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность |
пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ; пункт 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ |
Прекратить предпринимательскую деятельность до поступления на муниципальную службу |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором муниципальный служащий замещает должность, за исключением случаев, установленных федеральным законом |
пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством |
пункт 15 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации |
пункт 16 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
Получить письменное разрешение представителя нанимателя (работодателя) |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 267-ФЗ) |
часть 2 статьи 11 Федерального закона N 25-ФЗ |
Уведомить представителя нанимателя (работодателя) до начала выполнения иной оплачиваемой работы |
Нарушение запрета является основание для применения мер дисциплинарного взыскания |
Трудоустройство бывших муниципальных служащих | |||
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации |
часть 4 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) |
Получить согласие комиссии |
За нарушение установленного порядка трудоустройства применяется административная ответственность, предусмотренная статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
Гражданин, замещавший должности муниципальной службы, в течение 2 лет после увольнения с муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы Данное ограничение распространяется на бывших муниципальных служащих, которые были включены в соответствующий перечень и обязаны представлять сведения |
часть 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации |
Сообщить представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте службы |
Прекращение трудового или гражданско-правового договора по новому месту работы |
Использование информации | |||
Запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей |
пункт 8 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей |
часть 3 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Административная ответственность, статья 13.14 КоАП Российской Федерации; Уголовная ответственность, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума |
пункт 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
Не пользоваться преимуществами должностного положения на муниципальной службе |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего |
пункт 12 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
Не пользоваться преимуществами должностного положения на муниципальной службе |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур |
пункт 13 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
Не принимать участия в создании и не способствовать созданию указанных структур |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Использование муниципального имущества | |||
Запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество |
пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством |
Родственные отношения на муниципальной службе | |||
Запрещается муниципальному служащему находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому |
пункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ |
|
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы |
Владение акциями и иными ценными бумагами | |||
Запрещается владеть ценными бумагами (долями участия, паями в установленных (складочных) капиталах организаций), если владение приводит или может привести к конфликту интересов (далее - ценные бумаги) |
пункт 2.2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ |
Передать принадлежащие ценные бумаги в доверительное управление в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации |
Освобождение муниципального служащего от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия либо привлечение к иным видам дисциплинарной ответственности |
Получение подарков, услуг, наград и иных благ | |||
Не допускается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью |
пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ; статья 575 ГК РФ |
Передать подарок по акту в орган местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
Запрещается принимать без письменного согласия Главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 92-ФЗ) |
пункт 10 части 1 статьи 14 Федерального закона N 25-ФЗ |
Получить письменное разрешение Главы муниципального образования |
Освобождение от замещаемой должности и увольнение с муниципальной службы либо привлечение муниципального служащего к иным видам дисциплинарной ответственности |
IV. Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс).
Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексом прямо не установлен.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Так, например, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", а также Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 387-11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации N 2 от 11.09.2013 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" к преступлениям коррупционной направленности относятся:
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);
Фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);
Мошенничество (статья 159 Уголовного кодекса);
Присвоение или растрата (статья 160 Уголовного кодекса);
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169 Уголовного кодекса);
Регистрация незаконных сделок с землей (статья 170 Уголовного кодекса);
Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса);
Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса);
Нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1 Уголовного кодекса);
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2 Уголовного кодекса);
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3 Уголовного кодекса);
Превышение должностных полномочий (статья 286 Уголовного кодекса);
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 Уголовного кодекса);
Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса);
Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса);
Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 Уголовного кодекса);
Служебный подлог (статья 292 Уголовного кодекса);
Провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 Уголовного кодекса);
Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309 Уголовного кодекса) и другие.
Следует отметить, что преступления, предусмотренные статьями 159, 160 Уголовного кодекса, могут считаться преступлениями коррупционной направленности при условии их совершения лицом с использованием своего служебного положения, а преступления, предусмотренные статьями 170, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 292 Уголовного кодекса - при условии совершения преступлений с корыстным мотивом.
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды наказаний:
штраф;
лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью;
обязательные работы;
исправительные работы;
ограничение свободы;
принудительные работы;
арест на определенный срок;
лишение свободы на определенный срок.
2. Административная ответственность за коррупционные правонарушения
Нормативным правовым актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
КоАП содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:
статья 5.16 "Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах";
статья 5.17 "Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума";
статья 5.20 "Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам";
статья 5.45 "Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума";
статья 5.47 "Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом";
статья 5.50 "Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума";
статья 7.27 "Мелкое хищение" (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
статья 7.30 "Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
статья 14.9 "Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления";
статья 15.21 "Неправомерное использование инсайдерской информации";
статья 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица";
статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего".
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
административный штраф;
административный арест;
дисквалификация на определенный срок.
3. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликатные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьей 1069 Гражданского кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право обратного требования (регресса) к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение (часть 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса).
Кроме того, статья 575 Гражданского кодекса содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает три тысячи рублей, гражданским служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Подарки, полученные муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью органа местного самоуправления Асбестовского городского округа и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить.
V. Типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе и порядок их урегулирования
Определение конфликта интересов и основные понятия, связанные с этим определением, перечень типовых ситуаций конфликта интересов и рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, как для муниципальных служащих, так и для представителя нанимателя даны в Памятке государственным гражданским (муниципальным) служащим Свердловской области по недопущению ситуации конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе Свердловской области и порядка их урегулирования разработанной Департаментом кадровой политики Губернатора Свердловской области на основании Обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещена в сети Интернет по адресу: http://corruption.midural.ru/files/0_137827541448443984.pdf)
VI. Рекомендации по правилам поведения для муниципальных служащих в случае возникновения ситуаций коррупционной направленности
Возможные ситуации коррупционной направленности |
Рекомендации по правилам поведения |
Провокации |
Во избежание возможных провокаций со стороны должностных лиц проверяемой организации в период проведения контрольных мероприятий рекомендуется: - не оставлять без присмотра служебные помещения, в которых работают проверяющие, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т. д.); - в случае обнаружения после ухода посетителя на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить непосредственному руководителю |
Если Вам предлагают взятку |
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку; - внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов); - постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи; - не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работать на прием", позволяйте потенциальному взяткодателю "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации; - при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке; - стараться всегда вести прием посетителей, обратившихся за решением каких-либо вопросов, в присутствии других лиц; - убрать с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги; - если Вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы); - при обнаружении на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т. д. какого-либо незнакомого предмета (пакета, конверта, коробки, свертка и т. п.), ни в коем случае не трогать его, ограничить доступ иных лиц в кабинет либо к рабочему месту, немедленно проинформировать своего непосредственного руководителя; - никогда не соглашаться на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т. п.); - обратиться с письменным сообщением о готовящемся преступлении в соответствующие правоохранительные органы; - обратиться к представителю нанимателя в установленном порядке (для муниципальных служащих) |
Угроза жизни и здоровью |
Если на муниципального служащего оказывается открытое давление или осуществляется угроза его жизни и здоровью или членам его семьи рекомендуется: - по возможности скрытно включить записывающее устройство; - с угрожающими лицами держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, срочно сообщить об угрозах в правоохранительные органы; - в случае если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением; - немедленно доложить о факте угрозы непосредственному руководителю и написать заявление в правоохранительные органы с подробным изложением случившегося; - в случае поступления угроз по телефону по возможности определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор на диктофон; - при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет |
Конфликт интересов |
- внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; - принимать меры по предотвращению конфликта интересов; - в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только Вам станет об этом известно; - принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем; - подчиниться решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов |
- интересы вне муниципальной службы |
- муниципальный служащий не должен осуществлять деятельность, занимать (возмездно или безвозмездно) иную должность или негосударственный пост, не совместимые с муниципальной службой, если это может привести к конфликту интересов; - муниципальный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения действующего законодательства исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам; - муниципальный служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; - муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений |
- участие в политической деятельности |
- с учетом соблюдения своих конституционных прав муниципальный служащий обязан следить за тем, чтобы его участие в политической деятельности, причастность к политической полемике не влияли на уверенность граждан и его непосредственного руководителя в его способности беспристрастно исполнять служебные обязанности. |
- подарки |
- муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью органа местного самоуправления и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации |
- отношение к ненадлежащей выгоде |
Если муниципальному служащему предлагается ненадлежащая выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры: - отказаться от ненадлежащей выгоды; - попытаться установить лицо, сделавшее такое предложение; - избегать длительных контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды; - в случае, если ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, она должна быть передана соответствующему органу местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы; - довести факт предложения ненадлежащей выгоды до сведения непосредственного руководителя; - продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена ненадлежащая выгода |
- уязвимость муниципального служащего |
- муниципальный служащий должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления |
- злоупотребление служебным положением |
- муниципальный служащий не должен предлагать никаких услуг или иных выгод, каким-либо образом связанных с его должностным положением, оказывать предпочтения какому бы то ни было лицу или организации, если у него нет на это законного основания; - муниципальный служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду |
- использование служебного положения и имущества |
- муниципальный служащий должен принимать меры, чтобы управление вверенным ему имуществом, подчиненными службами и финансовыми средствами было компетентно, экономно и эффективно, учитывая, что непринятие указанных мер может быть оценено как конфликт интересов; - муниципальный служащий обязан не допускать использования указанных средств и имущества во внеслужебных целях, если это не разрешено в установленном законом порядке |
- использование информации |
- муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органе местного самоуправления требований, принятых в соответствии с законодательством Свердловской области; - муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей; - муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей; - муниципальный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции; - муниципальный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними; - муниципальный служащий не должен задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности |
- интересы после прекращения муниципальной службы |
- муниципальный служащий не должен использовать свое нахождение на муниципальной службе для получения предложений работы после ее завершения; - муниципальный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов, и в этой связи он обязан незамедлительно доложить непосредственному руководителю о любом конкретном предложении работы после завершения муниципальной службы, и принять согласованное с представителем нанимателя и непосредственным руководителем решение о совместимости предложения с дальнейшим прохождением муниципальной службы; - бывший муниципальный служащий не должен действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал будучи муниципальным служащим, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации; - бывший муниципальный служащий не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей |
- отношения с бывшими муниципальными служащими |
муниципальный служащий не должен оказывать особое внимание бывшим муниципальным служащим. При допуске в здание органа местного самоуправления бывших муниципальных служащих необходимо действовать в соответствии с установленными в данном органе местного самоуправления инструкцией или порядком о пропускном режиме |
Я ______________________________________________________________________,
являясь муниципальным служащим администрации Асбестовского городского
округа, обязуюсь соблюдать ограничения и запреты, связанных с
муниципальной службой, установленные Федеральным законом от 25 декабря
2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от
02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской
Федерации", требования к служебному поведению, а также требования о
предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении
обязанностей, возлагаемых на муниципальных служащих администрации
Асбестовского городского округа.
Дата: ___________/Ф.И.О/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Асбестовского городского округа Свердловской области от 7 июня 2016 г. N 298-ПА "О Памятке об ограничениях и запретах, связанных с муниципальной службой, требованиях к служебному поведению, а также требованиях о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнении обязанностей, возлагаемых на муниципальных служащих администрации Асбестовского городского округа"
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник" (приложение к газете "Асбестовский рабочий") от 7 июля 2016 г. N 13; на официальном сайте Асбестовского городского округа Свердловской области (http://www.asbestadm.ru)